«Розовое платье»: первая премьера сезона во МХАТе

3 года назад

Театр на Тверском бульваре открыл список новых постановок сезона пьесой «Розовое платье», которая изначально называлась «Розовое платье с зеленым пояском». Название может показаться легкомысленным, но на самом деле это ремарка из «Трех сестер» Антона Павловича Чехова, предваряющая первое появление персонажа на сцене:

«Наталья Ивановна входит; она в розовом платье с зеленым поясом».

Наталья Ивановна — Наташа в тексте пьесы — противоположность трех сестер, невеста, а затем жена их брата Андрея. Женившись на ней, он быстро к ней охладевает и именует ее животным, да и ее поступки не вызывают симпатии: она мещанка, при всей своей ограниченности навязывает всем свою волю, прибирает к рукам деньги семьи, фактически обобрав сестер Андрея, хочет выгнать старую няньку, которой некуда идти, изменяет мужу и в итоге выживает сестер, оставшись полновластной хозяйкой. В мире животных аналогичным образом ведут себя, к примеру, кукушки, которые вселяются в чужое гнездо.

«Розовое платье» представляет взгляд с другой стороны: не все было так однозначно, а кое-что совсем неоднозначно. Из пьесы, например, выясняется, что Наташа вовсе не такая плохая, что сестры — унылые убожества, как и весь круг их общения, а брак с Андреем был ошибкой, и потому можно заводить любовника. О деньгах, которые Наташа в свое время прибрала к рукам, она благоразумно умолчала, как и об эпизоде с няней, потому что эти моменты оправдать трудновато.

По сюжету постаревшая Наташа, хлебнувшая горя в революцию и пережившая многих членов семьи, в 30-е годы работает в театре уборщицей и произносит свои монологи на фоне декораций «Трех сестер», в которых то и дело оживают тени ушедшей эпохи. По сути «Розовое платье» — моноспектакль и замечательная работа Ирины Линдт, которая играет в постановке Эдуарда Боякова главную и фактически единственную роль (все остальные исполнители вплоть до финала — бессловесные тени).

В финале спектакля Ирина Линдт появляется на сцене в том самом розовом платье, которое ей очень идет. Браво Елене Зыковой, художнику по костюмам — наряд и в самом деле очень хорош.

Когда я недавно перечитывала «Вишневый сад», я в который раз задалась вопросом, что стало бы с героями после революции, точнее, революций 17-го года и гражданской войны. Рискну предположить, что аналогичные мысли волновали Наталию Мошину, автора «Розового платья», и из них в конечном итоге родилась пьеса.

В тексте больше ощущается дух 80-х, чем 30-х, потому что представление об уборщице как о человеке, который находится на социальном дне — как раз из 80-х. В 30-е у вдовы генеральского сына Натальи Ивановны возникли бы проблемы совершенно иного характера, и хотя ее дочь, как сказано в тексте, работает в каком-то столичном наркомате, как минимум все равно пришлось бы заполнять анкеты при приеме на работу, а там было множество вопросов — и о предках, и о родственниках, и все эти анкеты проверялись. Но так как для авторского замысла важно, чтобы героиня оказалась в декорациях своей жизни незваной гостьей, а работа уборщицы вполне для этого подходит, не будем придираться к мелочам.

Режиссер Эдуард Бояков в этой постановке максимально приблизился к классике и отдал дань мхатовской традиции, что само по себе было нелегким делом — ведь любая ошибка могла разрушить все впечатление. И, конечно, бенефис (иначе его не назовешь) Ирины Линдт открыл новые грани таланта этой актрисы, потому что из всех сценических форм моноспектакль — для актера самый сложный, и тот, кто с ним справился, смело может брать новые высоты.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ