«Конечно, на этих выборах будет сделано всё, чтоб эта реальность не вскрылась». Захар Прилепин о неизбежности перезагрузки системы
Политик предупредил российские власти о том, что политическая реальность изменилась
Ходил вчера на «Ричарда III» в театр имени Моссовета.
По Шекспиру, постановка Нины Чусовой, в главной роли — Александр Домогаров.
Пьесу я читал в переводе Анны Радловой, но в спектакле используется текст Михаила Донского.
Я был уставший, в Москву приехал после бессонной ночи, опасался, что на спектакле засну.
Но в гардеробе мне выдали номерок 227, и я понял — это знак: приказ Сталина № 227 «Ни шагу назад!» обязателен к исполнению.
Я не заснул.
В театре имени Моссовета я оказываюсь второй раз.
В первый — был на «Страннике» по М. Горькому.
Я «Странника» тогда похвалил, но с оговорками, а почти сразу после этого из театра ушёл Виктор Сухоруков — ему вроде как стало стыдно за свою роль именно в «Страннике».
Теперь и в «Страннике», и в знаменитом «Р. Р. Р.» (оба спектакля поставил Юрий Ерёмин) задействован другой актёр.
Так что я оказался в числе избранных, кто успел увидеть «Странника» ещё с Сухоруковым.
Я догадываюсь, из-за каких сцен стало стыдно Виктору Ивановичу.
Я эти сцены отнёс к «оговоркам», но Сухоруков, очевидно, посчитал, что они несовместимы с его дальнейшим присутствием в театре.
Впрочем, не в одном, я думаю, «Страннике» кроются причины увольнения Виктора Ивановича.
Но вернёмся к «Ричарду III».
Это, по-моему, главная премьера, случившаяся после прихода в театр нового худрука — Евгения Марчелли.
Кроме Александра Домогарова («Асса», «Гардемарины III», «Я — кукла» {фильм, известный более по довольно доброму обзору BadComedian}, «Бандитский Петербург»), в спектакле участвуют Ольга Остроумова (недавно я «Доживём до понедельника» вспоминал, где она ещё совсем юная играет), Виталий Кищенко («Белый тигр» и «Анна Каренина» Карена Шахназарова etc) и Екатерина Гусева (главная роль в лучшем отечественном триллере «Змеиный источник» и, конечно, роль жены Саши Белого в «Бригаде»).
Если коротко, то к режиссёру Нине Чусовой у меня вопросы есть.
К Домогарову, Остроумовой, Кищенко, Гусевой и подавляющему большинству остальных артистов — нет.
Играют {почти} все великолепно.
Домогаров — пожалуй, что даже гениально.
Я очень люблю Домогарова.
Я полюбил его навсегда после того, как увидел в бортковской экранизации «Идиота», где он сыграл Радомского, одного из важнейших для меня персонажей в этом романе Ф. М. Достоевского.
Касательно режиссёрских решений.
Мне кажется, что «Ричарда III» надо ставить с животной серьёзностью от начала и до конца.
Мне кажется, в этом сила данной пьесы.
В этом есть дух Шекспира, который тоже любил компилировать.
Единственное, у леди Анны и миссис Шор слишком сексуальные, что ли, наряды, что, безусловно, не может не радовать мужской глаз, но отвлекает, так сказать, от восприятия высокого искусства.
Самую сильную часть пьесы осовременили более всего и — крайне удачно!
Ради одной только этой сцены {череды сцен} стоит сходить на «Ричарда III» — здесь Домогаров и Кищенко, что называется, «рвут зал».
Ещё — вам может достаться предвыборная листовка.
Его неубедительно играет актёр, но это полбеды.
Главное, что Ричмонд как герой почти полностью вымаран из пьесы.
И в финале, когда зритель, по идее, должен радоваться торжеству справедливости {тому, что кровавый Ричард III получил по заслугам и жертвы его отомщены}, он на деле жалеет Домогарова и втайне ненавидит вот это вот недоразумение, пришедшее ему на смену.
Так действие, конечно, выглядит более динамично, но это упрощает как будто задачи актёрам: музыка вместо них подскажет зрителю, где смеяться, а где плакать.
Как следствие — упрощение и, если угодно, уплощение спектакля.
* * *
Я люблю театр имени Моссовета.
Я сюда ещё приду.
Тут очень уютно — и в саду с фонтанами, и внутри театра.
Автор: Матвей Раздельный