«Шан-Чи и легенда десяти колец»: разборки в стиле недо-кунг-фу

3 года назад

О том, что в марвеловской киновселенной появится супергерой с узким разрезом глаз, можно было догадаться. Про негров уже снимали, про женщин тоже. Значит, теперь на повестке следующая категория людей, обделенных «цивилизованной историей» – азиаты.

Для тех же, кто пристально следит за штамповками голливудского монстра, выход «Шан-Чи» – ожидаемое воплощение на экране китайского мастера кунг-фу, который возник на страницах комиксов еще в 70-х, на волне увлечения американцев боевыми искусствами. Конечно, «Марвел» чуток опоздал – сегодня «затаившиеся драконы» уже никому не интересны, век акробатических поединков прошел. Вряд ли молодая аудитория сможет назвать имя иконы гонконгских боевиков в желтом костюме, с которого списан Шан-Чи – а ведь этот супергерой создавался именно для спекуляции славой Брюса Ли и популярностью восточных единоборств.

Впрочем, сегодня это не так уж и важно.

Сюжет очередного блокбастера разворачивается в современной Америке. Шон (Симу Лю) – простой парень, работающий парковщиком в престижной гостинице. Есть у него подруга Кэти (Аквафина), они вместе тусуются по караоке и барам в свободное время – в общем, живут на полную катушку. Беззаботное существование заканчивается, когда посреди дня в автобусе на Шона нападают странные люди в черных костюмах и требуют у него амулет, доставшийся от матери (Чэнь Фала). Тут-то мы и понимаем, что Шон на самом деле Шан-Чи, потомок великих воинов, получивший от родителей навыки сверх-кунг-фу. За ним охотится его же отец – Сюй Венву (Тони Люн), счастливый обладатель десяти колец, дарующих ему нечеловеческую силу. Потрясенный Шан-Чи пытается разобраться в своем прошлом и в самом себе – он отправляется на поиски родной сестры (Чжан Мэнъэр), которой тоже грозит опасность.

Забавно, что американские стереотипы о китайцах застряли в 70–80-х годах. «Марвел» недалеко шагнул от какого-нибудь «Кровавого спорта» (1988) или «Смертельной битвы» (1995), где мешанина из обывательских представлений об Азии с серьезным лицом выдавалась в качестве абсолютной истины. «Шан-Чи» пугает какой-то жуткой отсталостью, несовременностью, где американцы усиленно делают вид, будто они настоящие китайцы и могут даже приготовить утку по-пекински. На деле получается дежурный симулякр, схожий с ресторанами японской кухни, где под видом национальных блюд подают «Филадельфию» с «Калифорнией». Ну спасибо.

Да, это вроде бы многослойный фильм, где параллельно развивается несколько конфликтов: десакрализация древней традиции, становление героя в сложном пути, проблема отцов и детей и т. д. В отдельных эпизодах можно увидеть отсылки к другим марвеловским аттракционам, что придется по вкусу фанатам. Но упакован «Шан-Чи» в китчевый, растянутый до двух часов формат супергеройского кино. Все это не то что видано, а уже выучено наизусть с начальной школы. Мораль-то все равно одна: самое главное – это получать удовольствие от жизни, быть дураком и не стыдиться этого, ведь супергерои рождаются исключительно из такого контингента.

Поэтому совершенно нелепо выглядят попытки США срубить деньжат на китайском рынке с такой грубой, бесформенной подделкой. Китайцы вполне себе живые люди, и когда они смотрят уродливую карикатуру на самих себя, им по понятным причинам становится гадко. Так уже было с «Мулан» (2020), от которой жители Поднебесной плевались, теперь происходит и с «Шан-Чи». Китайцы ведь не только живые, они еще и самостоятельные – сегодня их культурный и экономический суверенитет позволяет создавать интересное кино без участия Голливуда.

Нам бы тоже стоило перенимать опыт азиатских соседей, но пока не получается.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ