Зыбучие пески «Дюны»: каким получился самый ожидаемый фильм 2021 года?

3 года назад

Разумеется, «Дюна» Фрэнка Герберта – книга культовая и магическая. Немудрено, что ее пытались перенести на экран несколько раз.

Сначала в 1975 за роман о пустынной планете Арракис взялся чилийский мистик Алехандро Ходоровски, но, видимо, перегорел или перемедитировал: ничего не вышло. 5 лет усиленной подготовки с Орсоном Уэллсом, Сальвадором Дали, Жаном Жиро и группой Pink Floyd так и не превратились в гигантскую психоделическую симфонию. Зато некоторые наработки Ходоровски были потом реализованы в «Звездных войнах» и в «Чужом». Тоже неплохой результат.

Затем в 1984 к экранизации приступил американский режиссер Дэвид Линч, который, по мнению фанатов «Дюны», слишком вольно обошелся с первоисточником. Да и продюсеры зачем-то порезали картину без участия постановщика, и научно-фантастическое барокко, получившееся на выходе, с треском провалилось в прокате. На самом же деле, это не такое безнадежное кино, как на него ожесточились критики во время премьеры, – просто оно действительно громоздкое, а за устаревшими спецэффектами не сразу разглядишь сюрреалистический стиль Дэвида Линча.

Очередная адаптация «Дюны» от канадца Дени Вильнёва, конечно, находится в более выгодном положении, чем творения Линча, Ходоровски или режиссеров, поставивших необязательные сериалы по мотивам культового романа.

Во-первых, каждый новый фильм Вильнёва ждут, как новую книгу Виктора Пелевина, – с любовью и нетерпением. Сегодня Вильнёв занял почетное место Стивена Спилберга – его ленты определяют вершину голливудского мейнстрима. Дальше, как говорится, только звезды.

Ну а во-вторых, компьютерная графика только сейчас достигла такого уровня, позволяющего воплотить грезы научных фантастов на экране. О таком и не мечтал Кубрик, снимая свою «Космическую одиссею», или Ридли Скотт, методично конструируя «Бегущего по лезвию». Тем не менее со своими задачами они каким-то образом справились.

Вильнёв пошел самым простым и правильным путем – четкое следование букве романа. В далеком будущем планеты во Вселенной разделены между влиятельными семьями-феодалами. Семье Атрейдесов внезапно достается самый лакомый кусок – планета Арракис. Сплошная пустыня, населенная синеглазыми фрименами и гигантскими червями, представляет собой неиссякаемый источник меланжа – одновременно и психоактивного наркотика, и топлива для межзвездных путешествий. Меланжем жаждут обладать все, в том числе прошлые владельцы планеты Харконенны, которые устраивают дворцовый переворот и захватывают власть на планете. Юному наследнику Атрейдесов Полу придется вернуть былое могущество семьи и исполнить пророчество фрименов о мессии, который должен явиться и освободить их планету.

Да, канадский режиссер и вправду удовлетворяет фанатов качественными и детальными иллюстрациями к их любимой книге. В «Дюне» собран мощный актерский состав: роли здесь исполняют Ребекка Фергюсон (Леди Джессика), Оскар Айзек (Атрейдес-старший), Стеллан Скарсгард (барон Владимир Харконнен) и, конечно, главная молодежная звезда – Тимоти Шаламе (Пол Атрейдес). Великолепный саунд-дизайн, ошеломляющие спецэффекты, полное погружение в фантастический мир далекой планеты. Все это, бесспорно, замечательно.

Однако у вильнёвской «Дюны» напрочь отсутствует обаяние – это довольно простая (на удивление) карусель с космической тематикой, которая бесконечно крутится на одном месте и жестоко утомляет (хронометраж – 2:35). Картина совершенно не призывает зрителя к диалогу – она просто демонстрирует собственную монументальность и дороговизну, как будто намеренно отрываясь от сложного и многопланового романа Фрэнка Герберта. «Дюна» слишком ровная, холодная и механическая, хоть и ультрасовременная. Такое зрелище очень быстро выветривается из головы, и на следующий день даже не вспомнить все эти медлительные и пустые кадры с многозначительными шагами, взглядами и просеиванием песка через женственные руки Тимоти Шаломе.

Но ничего. Это ведь только первая часть. «Дюна» кончается даже не на середине повествования, забрасывая крючок для интригующего продолжения.

А нужно ли оно?

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ