«Разжимая кулаки». Уехать из ада хочет девушка Ада

3 года назад

Честно говоря, можно было написать рецензию на эту кинокартину, не смотря сам фильм. Как тот экскаваторщик, который Пастернака не читал, но…

«Действие фильма происходит в Северной Осетии, в маленьком городке Мизур. Главная героиня – девушка по имени Ада, которая мечтает освободиться от опеки семьи и уехать» – достаточно прочитать эту справку из Википедии, чтобы понять почему фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко получил в Каннах золотую пальмовую ветвь.

Уехать же из ада хочет Ада, не так ли?

Но начнём с предыстории. Своим успехом на самом престижном мировом кинофестивале молодая режиссёр (-ка?) Коваленко обязана двум персонам.

Во-первых, Александру Сокурову, чьи режиссёрские курсы она закончила в 2015 году в Нальчике.

Её учитель режиссёр Александр Сокуров – безусловно, мэтр российского кинематографа – известен своими либеральными взглядами. Например, Сокуров умолял Путина отпустить кинотеррориста Сенцова и призывал пропагандистов с госканалов судить в Гааге.

В 2010 году он посеял зубья либерального дракона на Кавказе: открыл при Кабардино-Балкарском государственном университете свою режиссёрскую мастерскую.

Сокуров – мастер, безусловный мастер. Удивительно, но факт – его зёрна, посеянные на горной каменистой почве, дали всходы.

Выходец из его школы Кантемир Балагов в тех же Каннах получил призы и за свой первый, и за второй фильмы. В тех же Каннах и в той же программе «Особый взгляд». Первый фильм «Теснота» перекликается с «Разжимая кулаки» – это тоже история девушки, живущей на Кавказе. Второй фильм «Дылда» – сатанизм на тему блокадного Ленинграда – был даже выдвинут на «Оскар» и понравился – надо же подумать кому! – Обаме, бывшему американскому президенту.

Но успех кавказских птенцов Сокурова за рубежом не мог состояться ещё без одного человека. Это продюсер Александр Роднянский. Он «продал» на Запад и «Тесноту» Балагова, и его «Дылду». А теперь и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко.

Продюсер Александр Роднянский – ловкий делец, отлично знающий запросы западной фестивальной публики. Ведь что мы можем продать на Запад, помимо нефти и газа? Только наши раны, только нашу боль. Только жизнь «униженных и оскорблённых», тех, «кому на Руси жить нехорошо». Это наш ходовой товар. Ранее Роднянский успешно «торговал» в Каннах фильмами Звягинцева: русофобской «Еленой» о люмпенах пролетариата, картиной «Левиафан» о том, как власть и церковь, сплетясь щупальцами, разрушили семью, и картиной «Нелюбовь», где в отдельно взятой семье и в целом в нашей стране установилась атмосфера тотальной нелюбви. И все, все эти фильмы получили в Каннах награды.

И в случае «Разжимая кулаки» есть точный и в тоже время грубый расчёт. Тут, помимо конфликта между отсталой провинцией и прогрессивным городом, феминистская повестка – тема невыносимой жизни женщины на Кавказе. А на Кавказе, кстати, согласно последним новостям западных СМИ, ещё и геи недоедают – каннскому жюри фильм должен был обязательно понравиться.

И понравился. Фильм получил гран-при каннской программы «Особый взгляд».

Итак, девушка Ада мечтает уехать из ада, которым ей стал дом родной. Она живёт в хрущёвке, стоящей возле Транскавказской магистрали. Отец-деспот отобрал её паспорт, контролирует каждый её шаг. Он ещё и мракобес – младшему брату Ады он запрещает учиться в школе. Старший же брат вырвался из-под опеки отца, он живёт и работает в Ростове-на-Дону. Но мёртвой хваткой папаша вцепился в дочь как метафорически, так и фигурально. Пишет старшему брату в Ростов письма девушка: «Увези меня отсюда…». Ада хочет выбраться из крепких объятий отца и окружающих гор на равнину. В конце концов антагонизм между отцом и дочерью доходит до того, что она желает смерти своему родителю.

Западный зритель не увидит в фильме красот Кавказа, где время течёт гуще и медленнее, чем в мегаполисах, перед ним не раскроется менталитет горцев, живущих там. Он увидит пыльные дома, замазанные окна и грязные стены – именно эта экзотика приводит в ужас и восторг западных зрителей, живущих в комфортабельных условиях. А тут ещё и женщину угнетают – гарантированный успех. Именно болезненность и забитость главной героини вызывает сочувственное умиление прогрессивного человека.

Тема жизни женщины на Кавказе и лейтмотив отъезда из обжитых мест фигурирует и в «Тесноте» Балагова. Только у Коваленко, в отличие от её сокурсника, местом действия в фильме стала не родная Кабардино-Балкария, а Осетия. Почему? Потому что по ходу действия выясняется, что Ада – жертва теракта в бесланской школе. О, тут рука сама потянется, чтобы отломать пальмовую ветвь с каннского дерева призов.

Я не утверждаю, что фильм снят плохо или что актёры отвратительно сыграли. Это не так. Более того, всё в картине у молодой режиссёрки на высоте: и планы, и динамика, и психологизм – Сокуров научил хорошо снимать. Только сама картина настолько нарочито конъюнктурная, что… ну «скучно же, девочки». Какой же это «особый взгляд», когда всё ясно заранее?

Но возьму на себя смелость и, используя авторский материал, попробую по-другому додумать картину, сделать её не такой однозначной, какой она представлена. Попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны, со стороны отца. Ведь он после бесланской трагедии потерял жену и чуть не потерял дочь. Он увёз детей далеко в горы и теперь не хочет, чтоб сын доучивался, потому что именно в школе и произошёл теракт. Жену он не уберёг, поэтому свою дочь он и подвергает излишней заботе. Но в конце концов он преодолевает себя.

Может, с такого ракурса стоит посмотреть эту картину?



Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Станислав
Станислав
2 лет назад

«В 2010 году он посеял зубья либерального дракона на Кавказе»-это что за хрень? Автор, это юмор у тебя такой или что? Или ты обкуренный путиноид времён позднего путинизма?
Да большинство граждан России живëт в мрачных тесных хрущовках, в глубокой депрессии и без всяких надежд на светлое будущее. Ты об этом не знал?? Тогда грош тебе цена.

И ещë, нет в русском языке слова «режиссёрка», есть «режиссëр», понял? Выучи для начала русский язык, а потом, может быть, сможешь что-нибудь рецензировать.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ