ОСТОРОЖНО: ПОДДЕЛКА!

1 год назад

Представляем новую рубрику «Литература по теме». Каждую неделю будем рассказывать о нескольких книгах, которые имеет смысл прочитать, чтобы разобраться в текущих событиях в стране и мире, лучше понимать контекст, историю и теорию одного животрепещущего вопроса. Будем рекомендовать как новинки, так и классические работы, как художественную литературу, так и документальную, как русские книги, так и переводные. Впрочем, в первом выпуске рубрики все наоборот. Рассказываем о книгах, от которых лучше держаться подальше.

В течение нескольких недель перед началом книжной ярмарки non/fiction в Москве профессионалы области публиковали материалы, в которых объясняли, что «ярмарка интеллектуальной литературы» является одним из инструментов продвижения антироссийских книг и авторов. Одним из инструментов, с помощью которых бездарностей и графоманов втюхивают публике под видом «нужных и важных» книг, площадкой, на которой под рукоплескания «просвещенной» публики дефилируют голые короли. Представляем подборку из пяти дутых величин современной молодой русской литературы.

  • Оксана Васякина. Степь. М.: Новое литературное обозрение, 2022

Пишущая с нелепыми стилистическими ошибками на каждой странице выпускница Литературного института – автор унылых, ложно многозначительных верлибров и зубодробительно скучной прозы, которую называют «автофикшном». В первой книге «Рана» писательница хоронила свою мать и рассказывала о ней, в новой – хоронит отца и рассказывает о нем. Поэтку, авторку и открытую лесбиянку просвещенная публика любит за то, что русская провинция показана в ее книгах как филиал ада на земле, а населяющие ее люди, не исключая и родителей, – как вечно пьяное тупое орочье быдло. Со ссылками на весь иконостас либеральной классики, включая Зонтаг, Вальтера Беньямина и Ханну Арендт, такое печальное положение дел объясняется, конечно же, травматическим советским прошлым.

  • Николай В. Кононов. Ночь, когда мы исчезли. М.: Individuum, 2022

Московский журналист, поработавший в десятке модных изданий, включая «Эксперт», «Форбс» и The Village, известен как автор книги «Код Дурова» – бессмысленной (потому что нет смысла писать жизнеописание тридцатилетнего человека) и восхищенной (потому что как же не восхищаться Успешными Людьми) биографии создателя «ВКонтакте». Три года назад вышел его роман «Восстание», в котором власовцы и коллаборанты выставлялись как милые и хорошие люди, у которых просто не было выбора, а бандеровцы и лесные братья, поднявшие восстание в Норильлаге в 1953 году, – как гордые и сильные духом борцы за свободу. Новый роман рассказывает о страшных зверствах большевиков на Украине, а его герои, благородные и не сломленные, покидают родину вместе с отступающими немцами, но обещают вернуться. 

  • Вера Богданова. Сезон отравленных плодов. М.: АСТ, 2022

Написавшая с пару десятков жанровых книг как ghost-writer (по-нашему это называется «литературный негр») – мистику, фэнтези, детективы, – юная красавица, лингвист и переводчица выпустила первый роман под своим собственным именем, «Павел Чжан и прочие речные твари», в 2020 году. Кто были его герои и чем они занимались – едва ли кто-то сейчас вспомнит. Новый роман крутится вокруг любви главной героини к своему двоюродному брату, и вместе с первым сезоном «Дома дракона» он поровну делит лозунг «Мы сделали инцест скучным!». В обоих романах отсутствуют яркие характеры у героев, нет ни внятной сюжетной линии, ни грамотной композиции, ни языка, хоть сколько-то отличающегося от языка усредненного жанрового романа. Зато в наличии все Важные Темы – травматический детский опыт, домашнее насилие, подавление личности государством (российским, конечно же, государством, каким еще) и т. д. – полная продуктовая корзина для просвещенной публики. Иногда в текстах Богдановой вроде бы проскальзывает что-то настоящее, искреннее, но автор как будто тут же себя одергивает: не отвлекаться! повесточка, повесточка и только повесточка!

  • Дмитрий Захаров. Комитет охраны мостов. М.: АСТ, 2022

Московский журналист и пиарщик родом из Красноярска сделал себе имя романом «Средняя Эдда» об усредненных московских протестах креаклов. Новый роман, тоже фантастика и антиутопия, рассказывает о таких же условных протестах в Сибири. Молодые, прекрасные, творческие, неравнодушные художники, дизайнеры и программисты борются против мрачной и подлой тоталитарной российской (какой же еще) системы, основанной на лжи, лицемерии и воровстве. Что еще нужно просвещенной публике, чтобы назвать книгу «романом поколения»? А то, что язык романа похож на машинный переводчик, то, что автор не умеет объяснить, ни кто все эти десятки героев, ни что они тут делают, – ну кому это мешало?

  • Екатерина Манойло. Отец смотрит на запад. М.: Альпина. Проза, 2022

Еще одна выпускница Литературного института, на этот раз с дебютной книгой, правда, еще по рукописи получившей премию «Лицей» (ту самую, которой скандально обошли Анну Долгареву). Если одна из задач романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» была разжечь ненависть между русскими и татарами, то Манойло взялась провернуть тот же трюк с русскими и казахами. Действие романа происходит в маленьком городке на границе с Казахстаном, со смешанным населением, причем абсолютно все герои романа показаны как подлые, беспринципные, жестокие люди, мрази и подонки, живущие в говне и жрущие говно. Роман написан тяп-ляп, никакого отношения ничего из описанного ни к какой реальности не имеет – но ведь то же самое было и у Гузели Яхиной, и кому это помешало? Главное ведь не это, главное, что тут у нас антиколониальный дискурс – а это само по себе уже вызывает аплодисменты правильной, просвещенной, культурной публики.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей
Алексей
1 год назад

Отлично написанная рецензия

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ