Как Шольц пошел на унижение перед Путиным

2 года назад

В самом начале июня президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что «нельзя унижать Россию, чтобы в тот день, когда боевые действия прекратятся, мы могли найти выход с помощью дипломатии». И вот спустя два месяца его призыв, кажется, услышала Германия. И отреагировала. Причем даже не просто буквально последовав словам Макрона, но – в виде своеобразного перевертыша, решив по полной программе унизиться самой, тем самым продемонстрировав Западу и Евросоюзу в частности, что всё, больше на ФРГ в прокси-войне и в конфликте на Украине надеяться не стоит (на нее надежд и так было не много – это вам не США с Польшей).

Фото: Michele Tantussi/Reuters

Итак, что же произошло? А произошло следующее: канцлер Германии Олаф Шольц решил продемонстрировать всему миру, что Германия крайне заинтересована в том, чтобы передать России газовую турбину Siemens, которая до этого находилась на ремонте в Канаде и усилиями команды самого рьяного противника Владимира Путина в немецком правительстве Анналены Бербок была выведена из-под санкций. Но вопрос, конечно, не в том, что Шольц решился на этот шаг, а в том, как он это сделал. Можно себе представить, чтобы канцлер Германии в течение получаса ходил вокруг отремонтированной турбины, внимательно ее осматривая со всех сторон и даже пытаясь заглянуть во внутрь, точно бы она была каким-то чудом техники, невиданным ранее? Оказывается, можно: именно это и сделал Шольц, проведя около турбины фотосессию, а после – на фоне турбины – дав пресс-конференцию, наглядно демонстрируя, что ФРГ готова на все, лишь бы только «Газпром» забрал свою турбину и начал прокачку газа хотя бы в урезанных объемах.

Немецкий канцлер, видимо, полагал, что этого – если он прилюдно унизится перед Владимиром Путиным – будет достаточно для того, чтобы «Газпром» забрал турбину. Но – не тут-то было: «Санкционные режимы Канады, ЕС, Великобритании и несоответствие существующей ситуации действующим контрактным обязательствам со стороны Siemens делают поставку двигателя 073 на КС “Портовая“ невозможной», – ответили в «Газпроме». Точнее, не будем изображать из себя святую невинность, передали то, что сказали в Кремле, в котором, по всей видимости, решили, что пора задействовать «газовый рычаг» на все сто процентов. А почему бы нет – с другой-то стороны? Тем более что позиция Германия, скажем помягче, в отличие от наиболее непримиримых врагов Кремля, с самого начала украинского конфликта отличалась определенной двусмысленностью: с одной стороны, Шольц не жалел громких и грозных слов, клянясь в поддержке Украины, с другой – рассчитывал, что Россия так же бесперебойно будет поставлять газ и в счет этого, надо полагать, тормозил поставки оружия в частности. Немного наивно, не правда ли?

Нет, Шольца понять, конечно, можно: ну не мог же он пойти против Евросоюза, как, впрочем, не мог и полностью отказаться от российского газа. Вот он и пытался усидеть на двух стульях, по всей видимости, в тайне надеясь, что конфликт на Украине придет в ближайшее время к своему завершению. Но он не пришел (и пока, если уж честно, не видно, чтобы это завершение маячило где-то на горизонте). А Шольц так и не смог определиться, что для него важнее: поддержка Украины или национальные интересы. Но после того как немецкий канцлер пошел на прилюдное унижение, надо полагать, что национальные интересы перевесили. Подтверждением чего, в частности, служит запрет властей Берлина на проведение перед посольством РФ выставки российской военной техники, разбитой на Украине. «Эта отмена – настоящий скандал! Я обращаюсь к мэру и районному управлению Митте с просьбой отменить это странное решение и разрешить танковую выставку в Берлине. Это будет означать настоящую солидарность с Украиной», – мгновенно отреагировал на это экс-посол Украины в Германии Андрей Мельник у себя в соцсетях.

И, с точки зрения Украины, здесь Мельник прав, это действительно скандал. По сути, берлинские власти открыто и без обиняков показали, как в действительности они относятся к Украине. В отличие от властей Варшавы, Вроцлава и Праги, где соответствующие выставки прошли. И вряд ли это решение исключительно столичных властей: с высокой долей вероятности это федеральная директива. Очередная демонстрация того, что ФРГ не готова к жесткой конфронтации с Россией. Более того: демонстрация того, что Германия не прочь бы как-то с Россией помириться (вопрос только в том, как это сделать, чтобы не навлечь на себя гнев коллег по Евросоюзу, для которых, по крайней мере для некоторых из них, такой шаг будет расценен как предательство, что, вне всякого сомнения, отразится на политических позициях Германии в Европе, а она, как известно, борется за лидерство, утерянное с уходом Меркель).

О том, что ФРГ взяла курс на урегулирование конфронтации с Россией, говорит и встреча экс-канцлера Германии Герхарда Шредера с президентом России Владимиром Путиным. Ясно, что Шредер приезжал не по своей инициативе (чтобы что-то решать, у него элементарно нет полномочий). Он был, надо думать, задействован Шольцем в качестве переговорщика (и да, с немецкой стороны трудно найти более подходящего человека на эту роль). Судя по всему, переговоры не увенчались успехом, но то, что Шольц командировал Шредера, – очень показательно. Это говорит о том, что Германия устала (или даже выдохлась) от этого противостояния и готова идти на уступки. Но покамест еще не готова заплатить за это манифестацией своей позиции: официально Шольц продолжает поддерживать Украину, хоть и делает все возможное для затягивания поставок оружия, денег или, как раньше, блокируя введение наиболее жестких санкций, например, в отношении Сбербанка, которые, впрочем, все равно через некоторое время были введены.

Но то, что Кремль не принял публичное унижение Шольца, в свою очередь, говорит о том, что Россия пошла на повышение ставок. Если еще два-три месяца назад казалось, что «Газпром» исправно будет качать газ в Европу, то сегодня ситуация не выглядит столь однозначной. Вполне вероятно, что в случае если Москва все-таки не договорится с Берлином, поставки газа будут остановлены. Да, в долгосрочной перспективе или даже среднесрочной Москва понесет убытки, причем значительные: как отмечает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман, «с экономической точки зрения “Газпром” потеряет наиболее прибыльный рынок сбыта, перенаправить поставки с которого фактически некуда». «По нашим оценкам, экспорт в Китай может достигнуть хотя бы 100 млрд кубометров (что все равно на треть меньше поставок в ЕС) не раньше 2028-2029 гг., так как для этого необходим запуск «Силы Сибири – 2», строительство которой еще даже не началось. Кроме Китая, из потенциальных крупных рынков сбыта можно выделить разве что Индию и Пакистан – когда-то рассматривалось строительство газопровода в данные страны, но тогда от идеи отказались из-за слишком большого транспортного плеча и дороговизны строительства газопровода. Если к этой идее решат вернуться, то проблемы дороговизны и сроков строительства остаются актуальными, в связи с чем позитивом это может стать не раньше следующего десятилетия», – поясняет эксперт.

Но в краткосрочной перспективе Кремль все же может достичь определенных успехов. По мнению Кауфмана, «с политической точки зрения эффект от потенциальной остановки поставок газа в ЕС, очевидно, тоже будет близок к нулю – ущерб для европейской экономики будет недостаточен, чтобы западные страны, например, прекратили поддержку Украины». Однако Кауфман упускает несколько моментов. Во-первых, никто не говорит о полном прекращении поддержки Украины и снятия всех санкций. Ясно, что от этой идеи Евросоюз не откажется ни под каким соусом. Как отметил политолог Дмитрий Журавлев, «позиция Евросоюза по “украинскому вопросу” носит религиозный характер. Это как вера верующего в Господа, так и вера в то, что как хорошо на Украине и какие ужасные русские». И с этим в ближайшее время да, ничего не сделать. Но определенной смены позиции добиться можно – почему бы нет? Об этом явно свидетельствует седьмой пакет санкций, который а) не затрагивает торговлю российской сельскохозяйственной продукцией, удобрениями и продовольствием; б) снимает ограничения на финансовые транзакции для оплаты поставок российского продовольствия и нефти в третьи страны; в) разрешает третьим странам покупать у России лекарства и медицинскую продукцию. К этому можно прибавить также и снятие санкций на российское продовольствие и удобрения со стороны США. Так почему бы не убрать еще несколько наиболее актуальных запретов, если уже есть прецеденты?

Во-вторых, возвращаясь к словам Кауфмана о том, что ущерб будет равен нулю, не стоит списывать со счетов самих европейцев, которые в отличие от русских очень сильно зависимы от комфорта. И согласятся ли они на его отсутствие ради далекой и непонятной Украины – это еще вопрос. Ну да, на сегодняшний день большинство, может быть, и согласится, но осенью, не говоря – зимой, мнение может поменяться на противоположное.

И, наконец, в-третьих, рискнет ли та же Германия своей экономикой, которая находится уже сейчас на грани рецессии, ради Украины?

Судя по поведению Шольца, на два последних вопроса он уже для себя ответил. Осталось разобраться с первым: как пойти на уступки Кремлю, но при этом сделать это таким образом, чтобы по факту остаться верным своей религии. И вот как немецкий канцлер будет решать этот вопрос (а с высокой долей вероятности, он его решать будет) – крайне интересно. Тем более что в этом он, скорее всего, будет не одинок. И я сейчас не про Венгрию, позиция Виктора Орбана хорошо известна. Я прежде всего про Италию, в которой после отставки Драги и, соответственно, новых выборов в парламент очень многое может поменяться. И про США, которые могут перекинуть свое внимание на разрастающийся китайско-тайваньский конфликт. А если поддержка Украины Штатами ослабеет, то следом на этот путь встанет вся Европа. И тогда новая «евросоюзная религия» очень быстро выродится в новое фарисейство. Вот только будет ли Германия ждать этого момента, который, впрочем, может и не наступить, или сама предпримет более радикальные шаги по этому направлению? Что-то подсказывает, что последнее. Иначе ФРГ давно бы себя уже проявила, как та же Польша, допустим. Так что остается лишь подождать, когда национально присущий немцам прагматизм окончательно возьмет верх. По крайней мере, вся логика событий указывает на это.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ