«День рождения» в театре Моссовета

Театр Моссовета – один из немногих московских театров, которые в июле возвращаются к работе, тогда как другие театры обычно в это время отдыхают. Более того, театр Моссовета решил порадовать зрителей, отметив начало нового сезона премьерой. Ею стала постановка по пьесе английского драматурга Гарольда Пинтера «День рождения», первое представление которой прошло 7 июля на сцене «Под крышей».

В мирном пансионе на берегу моря проживают трое: супружеская пара Пити и Мег, а также их постоялец Стэнли, который нравится Мег больше, чем должен нравиться хозяйке обычный жилец. К Стэнли неравнодушна и проживающая по соседству юная красавица Лулу. Но настоящий конфликт начинается, когда в пансионе объявляются два таинственных – и, как выясняется, вовсе не безобидных – незнакомца, один из которых предлагает устроить Стэнли праздник по случаю его дня рождения.

Внешняя канва сюжета, впрочем, здесь не так существенна, потому что мы имеем дело с драмой, близкой к театру абсурда (некоторые английские критики также обозначили «День рождения» как «комедию угрозы»). Она не так радикальна, как пьесы некоторых других современников Пинтера, творивших в том же ключе, и потому может подойти зрителю, который хотел бы познакомиться с театром абсурда, так сказать, без излишеств.

Одной из главных причин, по которой это стоит сделать, является актерский состав. Все актеры в своих ролях чертовски хороши и убедительны: Андрей Межулис в роли таинственного Гольдберга, Виктор Гордеев в роли Пити, Лариса Наумкина в роли Мег, Владимир Прокошин в роли Макканна, сообщника Гольдберга, Александр Емельянов в роли Стэнли и Дарья Таран в роли Лулу.

Хлопотливая и полная добрых намерений Мег, очаровательная и взбалмошная Лулу, ворчливый и добродушный Пити усиливают реалистическую сторону пьесы. Гольдберг – то скучающий джентльмен, то развязный циник, то воплощенная угроза – и его на все готовый подручный Макканн словно воплощают темную силу судьбы, а нервный пианист Стэнли стал тем человеком, который оказался у судьбы на дороге.

Режиссер Александр Кудин очень точно выдержал баланс между кажущейся реальностью, которую предлагает пьеса, и сюрреализмом ее положений, который в свойственной Пинтеру манере нашел отражение в речи персонажей. Пансион, в котором происходит действие, то ли действительно пансион, то ли просто дом, Стэнли – то ли пианист, то ли нет, Гольдберг, говоря о своем прошлом, называет себя разными именами, а день рожденья Стэнли, по случаю которого собираются все герои, на самом деле, возможно, приходится на другую дату. И это лишь небольшая часть странностей и двусмысленностей, являющихся частью авторского мира.

Трагикомедия «День рождения» считается одной из трех самых известных пьес Гарольда Пинтера (две другие – «Возвращение домой» и «ПредательствоW). В 2005 году Пинтер был удостоен Нобелевской премии по литературе, – упоминаю этот факт для тех, кто привык судить о значимости писателей по полученным ими наградам.

Рейтинг статьи
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии