Сергею Чижу Чигракову – 60 лет! О творчестве душевного русского рокера

6 февраля 2021 года отметил свой юбилей самый душевный и самый родной русский рокер – Сергей Николаевич Чиграков.

Его невозможно не знать. Что он исполнял в 1990-е, стало народными песнями. Тогда мы были открыты западному миру и очарованы Америкой, и потому нам зашли его Hoochie Coochie Man и Russo Matroso с опытом той жизни. Потом Чиграков дал вторую и, может быть, самую настоящую жизнь народным песням «На поле танки грохотали» и «Фантом» или псевдонародной «Вот пуля просвистела» (текст Михаила Тинкельмана и Игоря Шолка). И, конечно, Чиж подарил нам такие хиты, как «О любви», «Вечная молодость», «Эрогенная зона» и «Она не вышла замуж».

Чтобы отметить юбилей Сергея Николаевича, наши музыканты решили выпустить два альбома: первый – трибьют «Чижа&Co», второй – совместный альбом Чигракова и «необарда» Павла Пиковского. Об этих работах мы и поговорим.

Трибьют Сергей Чиж Чиграков

Отрывает альбом Василий Уриевский «Днём рождения». Концептуально, не правда ли? Если у «Чижа & Co» это был драйвовый рок-н-рольчик с бесконечными гитарными соло, то сейчас получилось модернизировать песню, сделав из неё и кричалку (с популярными и точёными композициями это сделать легко), и энергичный хип-хоп с ведущей партией флейты.
Вообще Уриевский очень смело экспериментирует. Одной из замыкающих песен на альбоме идёт его же переработка «18 берёз». Тонкая, лирическая и начинающаяся с голоса самого юбиляра, она неожиданно обрастает двухголосием (подключается молодой исполнитель) и дисгармоничным звукорядом, где есть метроном, велосипедный звонок, звон стаканов и т. п. И это, как ни странно, работает: раз лирическому герою не спит(ь)ся, значит надо показать, что творится у него в голове. И лёгкое музыкальное безумие как раз-таки подходит лучше всего.

Обложка альбома Бомбардировщики, 1997 год

MankaGroove подала в джазовой обработке «Мне не хватает свободы», и это получилось очень прочувствованно: каждое слово Ирина Чувакова вытягивает так, будто оно и есть самое главное. А в песне, где в качестве припева идут эти четыре строчки:

Лежа в тёплой воде ванной комнаты,
Я борюсь с искушением лезвия.
Кто-то скажет «понты».
Люди добрые, я люблю, я завидую вам! –

сделать каждое слово прочувствованным – это значит, что надо иметь схожий надрывный и трагический опыт или обладать гиперэмпатией. А вкупе с сильным женским вокалом эта композиция грозится стать хитом.

Та же история – с сильным женским вокалом и возможным хитом – у группы «Мураками», которая перепела «О.к.»: волшебный (в прямом смысле) звук, размеренность, гармоничность служат украшением старого «зонга» (иначе и не скажешь!).

Ещё MankaGroove в фанковой обработке исполнили «Ветер вырывает из рук». Получилось атмосферно: такое ощущение, будто ты идёшь по летнему ночному Невскому, бар-хоппишь, и вот в очередном кабаке натыкаешься на живую музыку, а там зажигательно исполняет легендарного Чижа – как не остановиться, не пропустить по одной и послушать?

Павел Фахртдинов со товарищи решил исполнить а капелла «Не ко мне». Нестандартный подход с каким-то «кафедральным» ауканьем, вытягиванием партий, выкрикиванием самого «больного», а главное – проговариванием-пропеванием – дал чиграковской песне вторую жизнь.

Не менее легендарный, чем сам «Чиж», Евгений Маргулис исполняет «Глупенькую песню» и вроде бы ничего принципиально нового и необычного не привносит, но всё равно «качает».

Надо отметить, что музыканты старались исполнить не самое известное из «Чижа & Co». Это само по себе не самая простая задача, ибо Чиграков пишет самые настоящие народные песни. Когда брались «хиты», получалось как минимум не хуже.

Обложка альбома «О любви», 1995 год

«Пасека» исполнили «Такие дела» (можно попритопывать в такт); Lida – «Хочу чаю» (на уровне «сойдёт»); «РокФор» – «Скучную историю» (рок-н-ролльно); «Дядя Ваня» – «Подобно собаке» (чересчур меланхолично); Cosmocats – «Дополнительный 38-й» (не менее динамично); Wine Red – «Идиллию» (качественно); Сергей Никитин – не путать с известным бардом, этот выступает обычно с группой «Компания» – играет «Зверька» (похоже); Burito – «Вечную молодость».

Последний исполнитель – это тот же «Банд`Эрос», только в профиль (ну помните эту жвачку, от которой тащились подростки – «Коламбия Пикчерз не представляет»); поэтому отдельное спасибо Игорю Бурнышеву, что не испортил песню.

В целом трибьют получился. Удалось подсветить и сделать звучными малоизвестные композиции, а также перепеть «шлягеры» – да так, чтобы вышло на разрыв аорты. Главное же – обаяние и душевность Чижа по-прежнему сквозят из каждой строчки и из каждый ноты.

Павел Пиковский, Сергей Чиж Чиграков «Передай Другому»

Начать надо с того, что лучшего молодого исполнителя для совместного альбома – не найти. Не в том плане, что нет в России иного музыканта, который бы виртуозно играл на гитаре и имел мощнейший голос (хотя этого у Павла Пиковского не отнять), а в том, что получилось крайне гармонично и сбалансировано.

Павел Пиковский – в чём-то даже наследует Чижу. Они оба с Нижегородчины, имеют опыт жизни в Америке, тексты их песен не только глубоко лиричны (лиричность вырастает из доведённой до последнего предела искренности), но и в самом хорошем смысле поэтичны. Но главное, что поражает в их схожести: если при прослушивании альбома подпадаешь под гипноз музыки, то на живом концерте буквально немеет душа (как бы пошло это ни звучало).

Заглавная композиция «Передай другому» – очень витальная, и за счёт мажорной блюзовой тональности (считываете этот музыкальный оксюморон?), и за счёт текста, где жизнь предстаёт как бесконечные колоды краплёных кар или спортивная эстафета – то есть жизнь, в которой не бывает правил, но тем не менее ты умеешь ею наслаждаться и передавать её своим детям (особенно трогает этот переход на следующее поколение).

«Капелька» – элегическая песня о родном городе. Припев уходит в бесконечный повтор, что позволяет прочувствовать настроение и воочию увидеть дождь над Волгой:

Капелька за капелькой дождь за окном
Накрывает стёкла сырым волокном,
И уже труднее дышать,
Но моя бессмертна душа –
Я верю:
Капелька за капелькой дождь за окном…
и т. д.

«Детство», исполняемое ещё и с Олегом Митяевым, продолжает заданное лирическое настроение про город детства: «В ночь из дома выйду я и, сам себе завидуя, вдруг воскликну: «Господи, дай оглядеться!»»

«Края моей раны» (помогает исполнить клавишник «Аквариума» Борис Рубекин) – очень русская песня: лёгкая и даже весёлая, хотя и поётся в ней о вечных проблемах, которые идут на фоне нашего «авось»:

Кто-то выбирает тирана,
Кто-то поудобней кровать,
Но если бы я знал, где края моей раны –
Было бы легче сшивать.

В одном из припевов первые две строчки заменяются на особенного горько звучащие сегодня: «Кто-то, начитавшись Корана, выйдет в ночь, пойдёт убивать…»

«Небо моё сердце» – задушевна, с фортепьянными пронзительными проигрышами, со сменой голосов Пиковского и Чигракова, которые вытягивают то «Мама, мы ещё живые», то следующие строчки: «Если ты не знаешь, о чём эта песня, значит, ты не был в моей стране». Особенно трогает, что не «в этой стране» (как сейчас модно), а «в моей стране» – это о многом говорит.

«Мудак» – бодрая, мужская и саморазоблачительная песня. «Любить – это не просто, особенно когда ты последний мудак». Хотелось бы заменить на «дурака», но тогда смысл будет совершенно другой. А так – ровно те слова, которые периодически должен сам себе проговаривать каждый мужчина. Что же касается Чижа и Пиковского, то из их уст и неожиданно, и ожидаемо пацифично слышится: «Я думал, что я Че Гевара, а вышло, что я коростель».

Второй сольный альбом Сергея Чигракова, 2001 год

«Инь и Янь» – чувствуется, что это, скорее, какая-то личная история Пиковского и Чигракова, ибо очень уж общая и одновременно абстрактная история изложена в тексте. Но за счёт привлечения Камерного оркестра «Летания» слушается как минимум любопытно.

«Водокрут» – магическая, не совсем понятная песня, но она цепляет больше остальных. В чём её секрет, непонятно. Может, в ритмике? Может, потому что «время хороший врач, но хреновый косметолог»? А может, потому что этот сказочный «Царь Водокрут» просто крут? Музыканты уходят от любых интерпретаций и в постмодернистском духе заявляют, что здесь «каждый сам себе режиссёр» (привет детям девяностых!).

«Мама» – беспроигрышный вариант. О чём бы ни пели два крутых музыканта и в это время обращались к матери (это всегда сакрально, тонко и мило), получится на ура.

Есть на альбоме и два стихотворения Чигракова – «Мой старый дом» и «Пластинка». Надо сказать, что поэзия Чижа уже появлялась в профильных изданиях (можно вспомнить хотя бы нижегородский «Лит_Перрон», подготовленный Олегом Рябовым и Захаром Прилепиным). Это традиционная силлабо-тоника в духе постакмеизма «Московского времени» или ахматовских сирот – длинные и подробные истории с щемящей душу ноткой. Конечно, хотелось бы рано или поздно увидеть в профильных же поэтических издательствах сборничек стихов (не текстов песен, а именно стихов) Сергея Чигракова.

Что остаётся сказать? Пластинки удались. Юбилей удался. Чего пожелать Чижу? Крепкого здоровья, новых песен и поэтического сборника! Пора бы уже сделать так, чтобы не только песни уходили в народ, но и стихи.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии