Сергею Чижу Чигракову – 60 лет! О творчестве душевного русского рокера

3 года назад

6 февраля 2021 года отметил свой юбилей самый душевный и самый родной русский рокер – Сергей Николаевич Чиграков.

Его невозможно не знать. Что он исполнял в 1990-е, стало народными песнями. Тогда мы были открыты западному миру и очарованы Америкой, и потому нам зашли его Hoochie Coochie Man и Russo Matroso с опытом той жизни. Потом Чиграков дал вторую и, может быть, самую настоящую жизнь народным песням «На поле танки грохотали» и «Фантом» или псевдонародной «Вот пуля просвистела» (текст Михаила Тинкельмана и Игоря Шолка). И, конечно, Чиж подарил нам такие хиты, как «О любви», «Вечная молодость», «Эрогенная зона» и «Она не вышла замуж».

Чтобы отметить юбилей Сергея Николаевича, наши музыканты решили выпустить два альбома: первый – трибьют «Чижа&Co», второй – совместный альбом Чигракова и «необарда» Павла Пиковского. Об этих работах мы и поговорим.

Трибьют Сергей Чиж Чиграков

Отрывает альбом Василий Уриевский «Днём рождения». Концептуально, не правда ли? Если у «Чижа & Co» это был драйвовый рок-н-рольчик с бесконечными гитарными соло, то сейчас получилось модернизировать песню, сделав из неё и кричалку (с популярными и точёными композициями это сделать легко), и энергичный хип-хоп с ведущей партией флейты.
Вообще Уриевский очень смело экспериментирует. Одной из замыкающих песен на альбоме идёт его же переработка «18 берёз». Тонкая, лирическая и начинающаяся с голоса самого юбиляра, она неожиданно обрастает двухголосием (подключается молодой исполнитель) и дисгармоничным звукорядом, где есть метроном, велосипедный звонок, звон стаканов и т. п. И это, как ни странно, работает: раз лирическому герою не спит(ь)ся, значит надо показать, что творится у него в голове. И лёгкое музыкальное безумие как раз-таки подходит лучше всего.

MankaGroove подала в джазовой обработке «Мне не хватает свободы», и это получилось очень прочувствованно: каждое слово Ирина Чувакова вытягивает так, будто оно и есть самое главное. А в песне, где в качестве припева идут эти четыре строчки:

Лежа в тёплой воде ванной комнаты,
Я борюсь с искушением лезвия.
Кто-то скажет «понты».
Люди добрые, я люблю, я завидую вам! –

сделать каждое слово прочувствованным – это значит, что надо иметь схожий надрывный и трагический опыт или обладать гиперэмпатией. А вкупе с сильным женским вокалом эта композиция грозится стать хитом.

Та же история – с сильным женским вокалом и возможным хитом – у группы «Мураками», которая перепела «О.к.»: волшебный (в прямом смысле) звук, размеренность, гармоничность служат украшением старого «зонга» (иначе и не скажешь!).

Ещё MankaGroove в фанковой обработке исполнили «Ветер вырывает из рук». Получилось атмосферно: такое ощущение, будто ты идёшь по летнему ночному Невскому, бар-хоппишь, и вот в очередном кабаке натыкаешься на живую музыку, а там зажигательно исполняет легендарного Чижа – как не остановиться, не пропустить по одной и послушать?

Павел Фахртдинов со товарищи решил исполнить а капелла «Не ко мне». Нестандартный подход с каким-то «кафедральным» ауканьем, вытягиванием партий, выкрикиванием самого «больного», а главное – проговариванием-пропеванием – дал чиграковской песне вторую жизнь.

Не менее легендарный, чем сам «Чиж», Евгений Маргулис исполняет «Глупенькую песню» и вроде бы ничего принципиально нового и необычного не привносит, но всё равно «качает».

Надо отметить, что музыканты старались исполнить не самое известное из «Чижа & Co». Это само по себе не самая простая задача, ибо Чиграков пишет самые настоящие народные песни. Когда брались «хиты», получалось как минимум не хуже.

«Пасека» исполнили «Такие дела» (можно попритопывать в такт); Lida – «Хочу чаю» (на уровне «сойдёт»); «РокФор» – «Скучную историю» (рок-н-ролльно); «Дядя Ваня» – «Подобно собаке» (чересчур меланхолично); Cosmocats – «Дополнительный 38-й» (не менее динамично); Wine Red – «Идиллию» (качественно); Сергей Никитин – не путать с известным бардом, этот выступает обычно с группой «Компания» – играет «Зверька» (похоже); Burito – «Вечную молодость».

Последний исполнитель – это тот же «Банд`Эрос», только в профиль (ну помните эту жвачку, от которой тащились подростки – «Коламбия Пикчерз не представляет»); поэтому отдельное спасибо Игорю Бурнышеву, что не испортил песню.

В целом трибьют получился. Удалось подсветить и сделать звучными малоизвестные композиции, а также перепеть «шлягеры» – да так, чтобы вышло на разрыв аорты. Главное же – обаяние и душевность Чижа по-прежнему сквозят из каждой строчки и из каждый ноты.

Павел Пиковский, Сергей Чиж Чиграков «Передай Другому»

Начать надо с того, что лучшего молодого исполнителя для совместного альбома – не найти. Не в том плане, что нет в России иного музыканта, который бы виртуозно играл на гитаре и имел мощнейший голос (хотя этого у Павла Пиковского не отнять), а в том, что получилось крайне гармонично и сбалансировано.

Павел Пиковский – в чём-то даже наследует Чижу. Они оба с Нижегородчины, имеют опыт жизни в Америке, тексты их песен не только глубоко лиричны (лиричность вырастает из доведённой до последнего предела искренности), но и в самом хорошем смысле поэтичны. Но главное, что поражает в их схожести: если при прослушивании альбома подпадаешь под гипноз музыки, то на живом концерте буквально немеет душа (как бы пошло это ни звучало).

Заглавная композиция «Передай другому» – очень витальная, и за счёт мажорной блюзовой тональности (считываете этот музыкальный оксюморон?), и за счёт текста, где жизнь предстаёт как бесконечные колоды краплёных кар или спортивная эстафета – то есть жизнь, в которой не бывает правил, но тем не менее ты умеешь ею наслаждаться и передавать её своим детям (особенно трогает этот переход на следующее поколение).

«Капелька» – элегическая песня о родном городе. Припев уходит в бесконечный повтор, что позволяет прочувствовать настроение и воочию увидеть дождь над Волгой:

Капелька за капелькой дождь за окном
Накрывает стёкла сырым волокном,
И уже труднее дышать,
Но моя бессмертна душа –
Я верю:
Капелька за капелькой дождь за окном…
и т. д.

«Детство», исполняемое ещё и с Олегом Митяевым, продолжает заданное лирическое настроение про город детства: «В ночь из дома выйду я и, сам себе завидуя, вдруг воскликну: «Господи, дай оглядеться!»»

«Края моей раны» (помогает исполнить клавишник «Аквариума» Борис Рубекин) – очень русская песня: лёгкая и даже весёлая, хотя и поётся в ней о вечных проблемах, которые идут на фоне нашего «авось»:

Кто-то выбирает тирана,
Кто-то поудобней кровать,
Но если бы я знал, где края моей раны –
Было бы легче сшивать.

В одном из припевов первые две строчки заменяются на особенного горько звучащие сегодня: «Кто-то, начитавшись Корана, выйдет в ночь, пойдёт убивать…»

«Небо моё сердце» – задушевна, с фортепьянными пронзительными проигрышами, со сменой голосов Пиковского и Чигракова, которые вытягивают то «Мама, мы ещё живые», то следующие строчки: «Если ты не знаешь, о чём эта песня, значит, ты не был в моей стране». Особенно трогает, что не «в этой стране» (как сейчас модно), а «в моей стране» – это о многом говорит.

«Мудак» – бодрая, мужская и саморазоблачительная песня. «Любить – это не просто, особенно когда ты последний мудак». Хотелось бы заменить на «дурака», но тогда смысл будет совершенно другой. А так – ровно те слова, которые периодически должен сам себе проговаривать каждый мужчина. Что же касается Чижа и Пиковского, то из их уст и неожиданно, и ожидаемо пацифично слышится: «Я думал, что я Че Гевара, а вышло, что я коростель».

«Инь и Янь» – чувствуется, что это, скорее, какая-то личная история Пиковского и Чигракова, ибо очень уж общая и одновременно абстрактная история изложена в тексте. Но за счёт привлечения Камерного оркестра «Летания» слушается как минимум любопытно.

«Водокрут» – магическая, не совсем понятная песня, но она цепляет больше остальных. В чём её секрет, непонятно. Может, в ритмике? Может, потому что «время хороший врач, но хреновый косметолог»? А может, потому что этот сказочный «Царь Водокрут» просто крут? Музыканты уходят от любых интерпретаций и в постмодернистском духе заявляют, что здесь «каждый сам себе режиссёр» (привет детям девяностых!).

«Мама» – беспроигрышный вариант. О чём бы ни пели два крутых музыканта и в это время обращались к матери (это всегда сакрально, тонко и мило), получится на ура.

Есть на альбоме и два стихотворения Чигракова – «Мой старый дом» и «Пластинка». Надо сказать, что поэзия Чижа уже появлялась в профильных изданиях (можно вспомнить хотя бы нижегородский «Лит_Перрон», подготовленный Олегом Рябовым и Захаром Прилепиным). Это традиционная силлабо-тоника в духе постакмеизма «Московского времени» или ахматовских сирот – длинные и подробные истории с щемящей душу ноткой. Конечно, хотелось бы рано или поздно увидеть в профильных же поэтических издательствах сборничек стихов (не текстов песен, а именно стихов) Сергея Чигракова.

Что остаётся сказать? Пластинки удались. Юбилей удался. Чего пожелать Чижу? Крепкого здоровья, новых песен и поэтического сборника! Пора бы уже сделать так, чтобы не только песни уходили в народ, но и стихи.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ