Вагоны бумаги для русской метагалактики Юрия Петухова

3 года назад

Как-то культовому с советских времён писателю Борису Стругацкому задали вопрос, как он относится к творчеству другого русского фантаста, Юрия Петухова? Стругацкий ответил, что Петухов – графоман и вызывает у него стойкое неприятие.

С неприязнью Стругацкого всё понятно – Юрий Петухов придерживался радикально-патриотических, как говорят, красно-коричневых взглядов, и их Стругацкий, будучи человеком либеральных убеждений, не мог принять. Но вот насчёт графомании маэстро погорячится. Хочется с ним, правда, уже заочно, поспорить. Сегодня, 17 мая, писателю Юрию Петухову исполнилось бы 70 лет, и необходимо вспомнить творчество этого неоценённого согласно уровню его таланта фантаста.

В сети гуляет легенда, что бурная писательская деятельность бывшего работника оборонного НИИ Юрия Петухова началась с вагонов бумаги, которые каким-то образом ему достались. Подтверждения и свидетельств этому мифу я не нашёл. Но легенда красивая, так что её транслирую.

Итак, Юрий Петухов где-то раздобыл в 1990 году несколько вагонов бумаги. В это сложное для страны время бумага, как и чуть ли не всё, была в дефиците. Но продать этот дефицитный товар и получить хорошую прибыль Петухов отказался. Этим вагонам бумаги суждено было стать первоначальным ресурсом издательства «Метагалактика», которое он создал, чтобы печатать свои книги, журналы и газету. Полученный в итоге капитал, причём выраженный не только в денежном эквиваленте, стал в сотни раз больше первоначальной стоимости доставшихся Петухову бумажных рулонов.

В СССР Петухов творческий путь начинал писателем-почвенником. В мирные советские 80-е он опубликовал пару своих повестей весьма реалистичного и весьма скучного содержания. Эти книги успеха и признания не нашли – такой прозы, более или менее талантливой, в Советском Союзе было пруд-пруди. Но зато в лихие 90-е, когда дымились и пылали внутренними и внешними конфликтами развалы СССР, Петухов, внезапно переквалифицировавшись в писателя-фантаста, продавал уже свою продукцию миллионными тиражами.

В 1991 году на базе собственного издательства Юрий Петухов стал издавать ежемесячную газету «Голос Вселенной». Эта газета – феномен российской журналистики 90-х. Феномен, к сожалению, уже забытый. Большое упущение, что «Голос Вселенной» до сих пор не упоминается в учебниках по истории российских СМИ.

Газета специализировалась на паранормальных явлениях. В какой-то мере эта тема соответствовала своему времени – со страной происходили невообразимые для советского человека перемены. Страницы «Голоса Вселенной» кишели статьями о всевозможных и невозможных чудовищах, вурдалаках и инопланетянах – фантазии и воображения авторам было не занимать. Пришельцы из «Голоса Вселенной», в отличие от концепции о благожелательности инопланетного разума, были настроены к человечеству исключительно враждебно и выглядели отнюдь нелицеприятно – это были монстры с клыками, щупальцами и когтями.

Из номера в номер публиковалась классификация инопланетян, замеченных в разных уголках Земли. Каждому присваивался код, определялась среда обитания, группа опасности и степень присутствия. Указывались также и размеры монстра, и из какой он галактической цивилизации. В одном из номеров публиковалась стенограмма допроса пойманного зверогуманоида. Допрос проводился секретными службами ЦРДР и ИРУ – воображение читателя должно было само расшифровать аббревиатуры этих секретных учреждений. И всё это было напечатано за четыре года до выпуска голливудской комедии «Люди в чёрном».

В «Голосе Вселенной» можно было прочитать рассказы людей, похищенных инопланетянами, номера пестрели изображениями инопланетных монстров и сатанинских отродий. Иногда отрывки из публикуемых романов Петухова сопровождались рисунками эротического характера.

Это был взрыв нуарного хоррора, который из-за советской цензуры и железного занавеса опоздал для нашей страны на десятки лет. Простому неискушённому постсоветскому человеку, который со времён СССР привык верить написанному в газетах и показанному по телевизору, было чем взорвать сознание.

Вот читает он в «Голосе Вселенной» очередной отрывок романа Петухова «Полтора года в аду. Документальные записки воскресшего». Чёрным по белому написано: «Документальные», – ну как не поверить запискам? Тем более, написанным с такой фантазией, что, пожалуй, сам Данте, если б прочитал петуховский катабасис, то точно бы автора по плечу одобрительно похлопал.

Весь уфологический и мистический винегрет сопровождался в газете специфической публицистикой Петухова. В ней он анализировал текущие события в стране и мире, проповедовал различные теории заговора и выстраивал здание своей альтернативной истории. Его политические взгляды умеренными не назовёшь. Отнюдь. Петухов симпатизировал баркашовскому РНЕ*, поддерживал Зюганова и Жириновского, ненавидел Ленина и одобрял Сталина, проклинал «демонократов», верил в мировой заговор против России, которую беззаветно любил.

На титульной странице «Голоса вселенной» прямо под логотипом претенциозно заявлялось, что газета ни много ни мало издавалась «печатаным органом высшего разума мироздания» – этим «разумом» и был разум Юрия Петухова. Иногда его же статьи и пророчества сопровождались тройственными комментариями: «от редакции», «от автора» и, внезапно, «от представителя трансцендентных сфер». Нетрудно догадаться, что во всех трёх ипостасях самым что ни на есть шизофреническим образом выступал сам Юрий Петухов. На страницах своей газеты он и интервью давал сам себе. Ведь лучшее интервью – это когда тебе задаются вопросы о том, о чём ты хочешь рассказать.

Чтобы обратить внимание читателя на какую-нибудь фразу или слово, в газете зачастую использовался так любимый эксцентричными пользователями интернета КАПСЛОК.

Например:

КОЛОНИЗАТОРЫ ИЗ «МИРОВОГО СООБЩЕСТВА», ПАУКИ-КРОВОСОСЫ, ВОН С РУССКОЙ ЗЕМЛИ! ВЕЛИКАЯ РОССИЯ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ВАШЕЙ КОЛОНИЕЙ! ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ ЗЕМЛЯ НАША БЫЛА МОГИЛОЙ ДЛЯ ОРД ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ, НЕ МИНУЕТ И ВАС ТА ЖЕ УЧАСТЬ! ВОН!

– теперь становится понятно, почему Стругацкому не нравился Петухов.

Заголовки статей тоже «кричали»:

«Убийцы из космоса»;

«Земная цивилизация – болезнь, которая будет уничтожена»;

«Колдун-совратитель»;

«Оборотни и вампиры среди нас»;

«Сбита ещё одна тарелка!»;

«Биоэнергетическая война в России» – ну и так далее.

Бумага терпела всё, и это читала вся страна – газета раскупалась миллионами тиражами. Пока ещё действующий институт подписки позволял услышать «Голос Вселенной» в каждом уголке нашей необъятной родины.

Петухов стал первооткрывателем в жанре бульварной уфологии и спекулятивной мистики. Но к концу 90-х «Голос Вселенной» выдавили другие коммерческие жёлтые издания, более умеренные и абсолютно политкорректные. Уже они, эксплуатируя обывательское невежество, стали извлекать из него прибыль.

В «Голосе Вселенной» публиковались и отрывки из романов Петухова. Также его произведения можно было прочитать и в журнале «Приключения/Фантастика», страницы которого он делил с другими авторами-любителями, отсылавшим Петухову свои фантастические сочинения. Полностью им на откуп Петухов отдал другой свой проект – альманах «Метагалактика».

Параллельно своим журналистским проектам Петухов издавал и свои книги. В 1994 году вышел его восьмитомник, который разошёлся по библиотекам страны, в том числе и провинциальным. Пять томов из этого собрания сочинений составляет роман-эпопея «Звездная месть» – главный труд Петухова.

Действие романа происходит в XXV веке от Рождества Христова. Главный герой – космодесантник Иван, владеющий уникальными техниками рукопашного боя, основанными на славяно-арийской магии. Россия в 25 веке разрослась за пределы Солнечной системы и стала Великой. Она занимает большую часть обитаемого космоса. Врагам Великой России, всяким демократам, демонам и бесам в «Звёздной мести» выделено другое пространство – Иная Вселенная. Именно там, в хитросплетении миров абсолютного Зла, и были убиты родители Ивана. Он летит туда через Осевое Измерение – перекрёсток космических дорог и пространств, населённый призраками – чтобы за своих родителей отомстить.

В адских глубинах Иной Вселенной Иван, претерпевая различные фантастические приключения, узнаёт, что силы Зла через своих адептов (так и хочется написать – иноагентов) готовят инфернальное вторжение, целью которого является уничтожение созданной Богом Вселенной. Наступает Армагеддон, и Иван возглавляет святое воинство в битве со Злом.

Помимо бурной, шизоидной фантазии автора, которой стоит позавидовать как отечественным, так и зарубежным фантастам, хочется отметить, что роман «Звёздная месть» имеет свои литературные корни. При всей трешовости сюжета и одиозности романа можно провести литературные параллели. Например, с «Одиссеей» Гомера.

Одиссей, главный персонаж древнегреческого героического эпоса, тоже ведь путешествующий воин, обладающий уникальными боевыми качествами. Он является орудием и заложником борьбы олимпийских богов между собой. Одиссей, как и космодесантник Иван, на своём пути тоже сражается с монстрами и чудищами. Так же, как и у Петухова, в гомеровском эпосе тема мести и поиск главным героем своей семьи играют не последнюю роль.

В «Звёздной мести» христианский тезис, что Человек является полем борьбы Добра со Злом, Юрий Петухов разверзнул до фантастических, космических масштабов. Тема конца света в романе перекликается с событиями, проходящими в той реальности, в которой находился и сам автор. События, происходящие на постсоветском пространстве 90-х, спроецированы в картину того апокалипсиса, который так живописно нарисовал писатель в своём романе.

Эти события, приведшие к развалу СССР, нашли своё развитие и гиперболизацию ещё в одной книге Петухова, заслуживающей внимания. Роман «Бойня», написанный в 1989 году – это, пожалуй, первая русская антиутопия, написанная в перестроечное и постперестроечное время.

Синопсис антиутопии следующий. После политического катаклизма Россия в XXII веке превратилась в резервацию. Россия стала свалкой радиоактивных отходов и сырьевой колонией развитых западных стран. В результате этого на её территории расплодилась мутанты. В качестве развлечения на территории гетто прогрессивными европейцами устраиваются туристические сафари. Роман заканчивается бунтом мутантов ну и, соответственно, бойней.

«Бойня» была впервые опубликована в 1990 году. Тогда ещё не был написан «Кысь» Татьяны Толстой – этот подобный «Бойне» антиутопический роман выйдет через десять лет. Читала ли «Бойню» Толстая или нет – её никто не спрашивал, и она нигде в этом не признавалась. Но Петухов был уверен, что Толстая заимствовала у него идею.

В конце 90-х, после того как тиражи издательства упали в разы, Юрий Петухов увлёкся альтернативной историей. Основываясь на собственных впечатлениях от поездок по историческим местам и собственной псевдолингвистике, которая была самого что ни на есть любительского розлива, Петухов написал трёхтомную «Историю русов». Для его фантазии и в исторической области не существовало границ и преград. Он не только праиндоевропейцев отождествлял со славянами, но и кроманьонцев называл русами, а значит – русскими.

Хомо сапиенс, по его теории, возник в результате мутации, вызванной сильным излучением извне. Таким образом, Петухов прокладывал мост между обезьяной и человеком, наукой и религией. Споры вокруг норманнского происхождения Древней Руси Петухов обошёл весьма грациозно, утверждая, что вся Европа была в то время населена чистокровными русами, которые потом ушли на север и создали там своё государство. В этом государстве мы, потомки тех русов, сейчас и живём.

В нулевых это государство уже стало ограничивать особо буйную фантазию отдельных авторов. Без особого труда прокуратурой в книгах Петухова «Геноцид» и «Четвёртая Мировая» был обнаружен пёстрый букет патриотических болезней, таких как ксенофобия, расизм, религиозная и национальная нетерпимость. В 2007 году на территории России был впервые создан прецедент, когда судом были запрещены художественные произведения. И в этой области Юрий Петухов снова выступил пионером. В его защиту на страницах «Литературной газеты» подписалось множество писателей патриотического спектра. Среди них были Валентин Распутин, Юрий Мамлеев, Александр Проханов.

Русского писателя-фантаста Юрия Петухова можно, конечно, причислить к клиникам и шизикам. Но с виду он выглядел вполне прилично, он был похож на профессора. Пиджак, толстые очки, высокий лоб и аккуратная борода. Да и многим шизофреникам в таланте ведь не откажешь. Ведь и Гоголь был шизиком, а Достоевский – эпилептиком и психически неустойчивым человеком. Что совсем не умаляло их таланта. Именно от Достоевского и Гоголя писатель Юрий Петухов и выводил свою литературную преемственность.

В 2009 году в возрасте 57 лет Юрий Петухов скончался от инсульта. Писатель словил инсульт на выходе из церкви на Ваганьковском кладбище, куда он пришёл, чтобы навестить могилу своей матери.

Так вот умер оригинальный человек и яркий писатель. Русский, безусловно.

* Региональные отделения общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство» (РНЕ) признаны экстремистскими решениями Верховного суда Республики Татарстан 21.05.2003 (вступило в силу 5 июня 2003), Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12.02.2008 и определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2009., Омского областного суда от 10 октября 2002, Приморского краевого суда от 21 октября 1999.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ