Реклама – оружие сатаны

2 года назад

Как-то мне удалось побывать в Северной Корее. И прогуливаясь в группе товарищей по улицам Пхеньяна (в сопровождении местного гэбэшника, конечно), я словил себя на мысли, что чего-то в чудном и дивном мире северокорейского социализма не хватает. Потом до меня дошло. На улицах Пхеньяна нет рекламы. И знаете, глаз отдыхает.

Сегодня, 23 октября, день рекламного работника.

Впервые рекламный ролик я увидел в советском детстве, в 1989 году. Ржавел железный занавес. Уже два года как Горбачёв объявил перестройку, которая впоследствии завершилась крахом всего государства. И сквозь прорехи в железном занавесе с Запада стали проникать чуждые и чудные для советского человека явления. В 1989 году вся советская страна смотрела неделю британского телевидения, вечера Thames television.

Между программами и фильмами Thames television шла реклама. Один из рекламных роликов показывал, как ангел и демон в чистилище делятся батончиком Kit Kat. Это смотрелось так необычно, заманчиво и удивительно! Сразу захотелось купить этот чудесный шоколад! Современному россиянину, отравленному рекламой, сейчас не понять этого восторга. Тогда большинство советских людей ещё верило тому, что показывают на телеэкране. А тут на тебе – во двор высадились инопланетяне с красивыми блестящими ракетами.

Вскоре капиталистическая Ева совратила советского Адама. СССР покачался ещё пару лет и рухнул, как старый динозавр. Мы променяли когда-то великую страну на шоколадные батончики Kit Kat. Инопланетяне нас обманули.

Реклама заполонила телеэфир, расползлась по щитам в метро и на улицах, облепила дома. Обаятельно улыбалась собака фонда Алиса, Лёня Голубков заявлял, что он не халявщик, а партнёр. Закусив водку «Распутин» батончиком «Сникерс», запив её порошком «Юпи», обманутые граждане понесли оставшиеся деньги в банки и фонды, которые через некоторое время лопнули.

Страна стремительно обнищала. Кроме, конечно, олигархов, бандитов и коррумпированных чиновников, которых зачастую между собой было трудно различить. Наступил мир дикого капитализма, «святые 90-е».

Капитализм основан на конкуренции. Чтобы выжить, ты вынужден конкурировать с себе подобными на рынках труда или товаров. Ты должен работать локтями. Никаких скидок на пол, возраст или здоровье, никаких поблажек. Слабые должны погибнуть, проигравший теряет всё. Конкуренция – уже заведомо антигуманное явление (как и в целом капитализм). В условиях конкуренции получение прибыли основано на её отсутствии у других участников игры.

Реклама в эту игру вносит элемент ещё большей несправедливости. Ведь в своей сути реклама – это обман, это ложь. Она запрещена во многих религиях. Ведь это дьявол всегда обманывает, это «дьявол выбирает «Прада»». То есть рекламируя товар, ты преувеличиваешь его значимость, ты гиперболизируешь или придаёшь ему свойства, которыми он не обладает. Зачастую товар рекламируют различные артисты и знаменитости. Они ими не пользуются, но почему-то предлагают его нам. Так они продают свой авторитет, нас обманывая.

При этом в рекламе эксплуатируются низменные инстинкты – также зачастую товар рекламируют красотки модельной внешности или суровые мужчины. Они способны вызвать сексуальное возбуждение, которое согласно законам собаки Павлова увязывается с рекламируемым товаром.

Но используются и высокие ценности, рекламщики всеядны, у них всё идёт в ход – в рекламе очень часто эксплуатируется образ детей и семьи. Реклама эта – манипуляция. Нам рисуют идеальный мир, идеальных женщину и мужчину, идеальную семью. Рисуются молочные реки и кисельные берега. Райские пляжи, сады, бассейны, обольстительные гурии. И всё ради одной цели – заставить нас купить товар, зачастую совершенно ненужный.

С помощью рекламы вещь возводится в абсолют. Товарный фетишизм – это ещё бородатый Карл Маркс придумал. Человека заставляют поклоняться вещам, он становится их рабом. Ему требуется тот или иной модный аксессуар. Все уже купили последнюю модель айфона? В капитализме всё переворачиваемся с ног на голову, не товары производятся для человека, а человек существует для товаров.

Реклама – это безусловное зло. Сегодня день рекламного работника.

Не будем же его праздновать. Давайте лучше запретим её. Устроим костёр из рекламных щитов. Всегда ваш, Савонарола.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ