«Рада и Терновник» отмечает юбилей

Их творчество знакомо только ценителям, таких артистов называют «нишевыми». У них очень своеобразный творческий продукт, он изначально не предназначен для широкой аудитории.

В России есть укоренившиеся представления о фолке. С одной стороны, на горбу у Сциллы, лихо отплясывают свой пошловатый кардебалет дородные Кадышевы и Бабкины. А с другой стороны, прямо верхом на Харибде мчит ночная кобыла «Мельницы». А такие коллективы как «Рада и Терновник» находятся даже не посередине, а где-то в сторонке. Их песни слишком неформатны, они не лучше и не хуже. Они сложные, самобытные, аутентичные, не «от ума» совершенно.

Три десятка лет коллектив трудится на стыке традиции и авангарда. Если кому-то известны имена Инны Желанной, Сайинхо Намчылак, Phurpa, Альберта Кувезина, творчество «Рады и Терновника» вам тоже придется по душе. Это настоящее шаманство, которое не оставит тебе шанса остаться прежним. Побывав на нескольких концертах этой группы, я всегда убеждался в этом. Их концерты – это погружение, путешествие во времени. Песни уводят тебя туда, где ты раньше не был. Ты ощущаешь эту одиссею даже на физическом уровне. Происходит настоящее волшебство. И даже когда я впервые услышал их песни в записи, я испытал настоящий физический страх. Чувство какой-то первобытной тревоги. Как древний мореплаватель, что лицом к лицу столкнулся с неведомым чудовищем. Ничего подобного мне никогда не приходилось испытывать, имея дело с обычными меломанскими прослушиваниями. Голос у Рады очень специфичный. Недаром ее сравнивают с Диамандой Галлас. Она может петь голосами бурь и птиц.

Визионерская лирика Рады уводит в сказочную небыль, в ней всё насквозь русское. Для непосвященных в тонкости нашего музыкального эзотерического подполья будет уместно сравнение с поэзией сибирской группы «Калинов Мост». Но это сходство и родство — весьма относительное.

Сказительница Рада Анчевская выдала более десятка ни на что не похожих альбомов. Были эксперименты и с ритм-н-блюзом, и с апокалиптическим фолком, и с арт-роком, с гаражной психоделикой и трип-хопом. Были гастроли и по Европе, и по Америке, альбомы выходили на зарубежных лейблах. «Рада и Терновник» могли бы достойно представлять нашу страну на фестивалях в сегменте world music. Но природная скромность и спокойное отношение к гонкам за славой удерживает группу в темнице отечественного андеграунда…

17 октября «Рада и Терновник» отпразднует свое XXX летие большим концертом в столичном клубе Mezzo Forte. И мы решили задать Раде несколько вопросов в преддверии этого события.

30 лет ты занимаешься искусством. Что изменилось в тебе за эти годы? Рада, которая писала «Графику» и Рада времен «СновВидений» – насколько это разный человек?

Абсолютно разный и один и тот же. И то и другое). То, что образует меня как Певца и Музыканта – оно то же самое. А я как человек – естесственно, меняюсь постоянно

В последний раз, когда мы с тобой говорили, ты поведала, что соскучилась по концертам. Почему так происходит, почему их мало?

Самый простой ответ – нет директора группы. В какой-то момент группа уже вырастает из маленьких клубов, где недостаточно аппарата, крохотная сцена, гулкий звук и пр. Мелкие концерты вполне себе самозарождаются или я могу заниматься их организацией. Для концерта на более крупных площадках или организации гастрольного тура группе из 4-5 человек, уже нужен директор, который не только договорится площадкой и проследит за рекламой, но и будет заниматься продвижением группы. К тому же, вот сейчас мы выпустили альбом «СныВидения», уже пишем следующий альбом, состоящий из новых песен, репетируем новую программу. Эта творческая работа занимает не только все время, но и все мысли. И, что важно, всю энергию и эмоции. Все это я сейчас вкладываю в творчество. Энергии и драйва на организацию концертов у меня не остаётся. Ну я играю сольные акустические концерты, одна под гитару, вспоминаю старые песни, обкатываю на публике новые. Этим заниматься попроще.

У тебя планируется скоро акустический тур по городам России. Насколько тебе нравится играть одной под гитару? Сильно ли такие выступления отличаются от электрических?

Акустическая программа (я с гитарой) и группа «Рада и Терновник» – это принципиально разные виды энергии. Группа – это трушный психоделик рок, так звучит свобода, это дух Вудстока, очень яркая и мощная энергия, сбивающая с ног, люди с концерта часто выходят реально получив мощный психоделический опыт. Моя акустика – это лайтовый спокойный трансовый такой вариант.

Мне больше нравится петь с группой, акустическая программа полностью завязана на мне – это около тридцати разных песен, рассказы о песнях, ответы на вопросы. Практически, моноспектакль. Но и возможность посмотреть в глаза каждому зрителю, тоньше почувствовать настроение людей.

Повлияла ли на тебя пандемия и вся эта ковидная свистопляска как на человека и творца?

Мир утонул в страхе и панике. Лютое отрицание ковида – другая сторона того же страха, что заставляет людей запираться в квартире на пару лет. Я не говорю о случаях, когда люди тяжело больны. В целом, вся ткань мира пропитана страхом. Я ощущаю, что реальность изменилась, и мой новый альбом и новые песни посвящены новой реальности. Кроме страха людского, есть и другой эффект – новая реальность более гибкая внутренне, завеса между миром магическим и вещественным – истончилась. Та и Эта стороны — совсем близко. ВОроны Одина летают между мирами.

 

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии