Поморье без поморов. Какая судьба ждёт Русский Север?
Может случиться так, что наши потомки будут жить в Поморье, где не осталось поморов – как в Британии давно нет бриттов, а в Бельгии белгов
«В капиталистических странах индустрия развлечений, гонясь за наживой, апеллирует к самым низменным чертам человеческой натуры, эксплуатируя эротизм и жестокость, удовлетворяя тем самым невзыскательные потребности своей аудитории».
«По ту сторону рассвета»
Сборник искусствоведческих статей
Москва, Политиздат, 1984.
«Стримеры Репейник (Игорь Малихов) и Маэстро (Евгений Дмитерко) с ютуб-канала «Репейник и Ватник» в компании своих нетрезвых друзей проводили треш-стрим у Измайловского парка, где напали на москвичку, предложив ей выполнение унизительных заданий за выпивку. После того как женщина отказалась, Дмитерко распылил ей в лицо баллончик с перцовым газом».
Medialeaks, 2021
Феномен треш-хат и треш-стримов, пришедший, разумеется, из-за рубежа и на самом деле не получивший у нас – пока что – реально широкого распространения, основан на трех классических китах. Людям:
2.1. Особенно по своей вине (это подчеркивает, какие дураки жертвы и как умен на их фоне зритель).
Чем дальше уходим мы от советского периода, тем яснее становится, насколько правы были его идеологи. Они, возможно, порой высказывали свои идеи несколько топорно и не очень доходчиво, были порой чересчур пуристами и, обжегшись на молоке, часто дули на воду, но – они были правы.
Человек желает хлеба и зрелищ; зрелища эти должны быть как можно более яркими и обращаться они должны к инстинктам. Этого хочет зритель, а точнее, живущая в нем обезьяна.
Обезьяне же доступен лишь первый, примитивный уровень постижения. Всевозможные тонкости, полутона, апелляции и рефлексии – это уже не для нее. Гладиаторские бои древнего Рима были популярнее состязаний ораторов именно потому, что в них смерть, кровь, страдания – все то, что задевает любого – были много нагляднее. Невидимые миру слезы не трогают мир именно потому, что они невидимы ему. Чтобы их разглядеть, необходимо годами настраивать тонкую душевную оптику, что не многим дано и не многими желаемо. И совсем другое дело, когда кому-то на твоих глазах выпускают кишки – тут никакой особой тонкости не требуется, это для любого страшно, омерзительно, противно и, конечно, завораживающе.
Публичные казни в средние века привлекали огромное количество народа по этой же самой причине. Их посещали целыми семьями, а сделанные позже гравюры «по мотивам» пользовались огромным успехом, раскупались тысячами и развешивались в домах на самых видных местах, как хорошая память о чудесном развлечении.
Огромное количество веб-сайтов – а теперь и телеграм-каналов с треш-контентом пользуются сегодня неизменной популярностью тоже поэтому. Cкучное и рутинное существование людей-амеб, офисного планктона и всевозможных нищедухов нуждается в регулярном эмоциональном встряхивании. Пять минут лицезрения кровавых пиздецов на ночь – и спится гораздо слаще.
Это, кстати говоря, тоже следствие феминизации общества: когда девочкам становится скучно, они устраивают скандалы или идут посмотреть на бокс (сейчас на бои без правил): это бодрит. Чем больше рутины в жизни человека, чем меньше у него собственной фантазии, тем более он склонен к лицезрению остренького и кровавенького.
Запад это всегда понимал, и поскольку деньги не пахнут, деятели индустрии развлечений там испокон веков работали в основном в области острого сюжета, подразумевающего в первую очередь кровавость разного уровня, ну и, понятное дело, эксплуатацию основного инстинкта.
Боевики, фильмы ужасов, всевозможные эксплотейшн, слэшеры, хорроры – все эти направления обеими ногами стоят на желании аудитории пощекотать себе нервы.
Советский же взгляд на развлечение такой подход отрицал в принципе. В первую очередь, конечно, как человеконенавистнический, во вторую – бесцельный, не несущий никаких воспитательных или образовательных смыслов, ну и в третью, – да, именно как низкий жанр. Человек, считали советские идеологи, достоин большего. Нельзя потакать сидящей в нем обезьяне. Нельзя пропагандировать людоедское отношение друг к другу. Нельзя упиваться зрелищем страданий и смертей.
Пережившая кровавую революцию и ряд войн страна и в принципе не была склонна к смакованию всякого рода ужасов: ее граждане пережили их на собственном опыте.
Ситуация поменялась к семидесятым, когда выросло сытое поколение, пороху не нюхавшее. Как говорится в известной пословице, «тяжелые времена рождают сильных людей, сильные люди создают хорошие времена, хорошие времена рождают слабых людей, слабые люди создают тяжелые времена».
Советские семидесятые – это как раз тот период, когда хорошие времена наплодили слабых людей. Слабые люди, выросшие в тепличных условиях, начали искать острых развлечений, чтобы оживить свои серые будни. В принципе, то же самое было и на Западе – СССР разве что несколько запоздал с процессом.
Ну что потом настали тяжелые времена, из которых мы все каким-то образом вырулили, я говорить не буду, тема другая. Сейчас же, когда эпоха практически зеркально отражает эпоху советских семидесятых, слабые скучные люди вновь ищут себе острых развлечений.
И им на помощь приходят в том числе треш-стримеры. По аналогии с «ТикТок хаусами», в которых ушлые продюсеры собирают андрогинных тиктокеров всех полов и ведут оттуда трансляции для в режиме нон-стоп реалити-шоу, появились и «треш-хаусы». В этих наследниках «Дома-2» разного рода маргиналы чморят друг друга на камеру, выполняя омерзительные приказания зрителей, порой калечат друг друга, а бывает, и убивают – иногда случайно, иногда умышленно.
Этот своего рода добровольный лайт-снафф оплачивается, разумеется, с донатов. Крупные видеохостинги, конечно, тут же выпиливают подобный треш с каналов, но поскольку многочисленные зрители пишут их с экрана, контент тут же расползается по соцсетям, тем же тг-каналам, сайтам и т. п., вовлекая новых фанатов и новых последователей. Дальше же все раскручивается по уже знакомой схеме: даже если начинается треш-канал вполне невинно, постепенно зрителю хочется все больше, страшнее, жестче и отвратительнее. А он платит – и значит, он заказывает музыку: эскалация жестокости неизбежна, градус насилия растет и в итоге, разумеется, все заканчивается более или менее плачевно.
Таких историй уже сотни. Возможно, вы помните о нашумевшем деле треш-стримера Reeflay, на трансляции которого умерла (замерзла) выгнанная им на мороз его беременная подруга. Кренделю дали шесть лет за причинение убийства по неосторожности или что-то типа того; а в нашем примере – с Репейником, ему, дурачку (кстати, дурачку 40 лет, это вовсе не миллениал какой-то), грозит до семи лет лишения свободы за нападение, хулиганство и т. п., в общем, рисуется уголовка.
Много или мало? За дело или нет? Нужна ли такая показательная порка, чтоб другим идиотам было неповадно?
Глава комиссии Совфеда по информационной политике Алексей Пушков считает, что треш-стримеров надо привлекать к уголовной ответственности за трансляции, которые содержат насилие и унижение других людей, а статью 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») дополнить новой статьей – о наказании именно для треш-стримеров.
Но ведь всех не пересажаете. На кону – легкие деньги за простые вещи, исполнение которых не требует ни таланта, ни мастерства. Раньше хулиганы просто ходили по улицам и приставали к прохожим, теперь они весь процесс стримят в сеть.
Основная проблема не в хулиганах, а в их зрителях. Есть спрос – будет и предложение.
А спрос будет всегда, поскольку обезьяна ненасытна, и если оставить ее наедине с самой собой, она никогда не выйдет за пределы порочного круга «жрать-ржать-трахаться».
Что современное государство и современное общество может предложить человеку, чтоб он не включал треш-стриминг с целью отвлечься от бессмысленности и однообразия собственного существования?
То-то.
Больше от автора – здесь.