Михаил Трофименков: «Люди, будьте бдительны. По отношению к себе, к шпионам, к своим внутренним чекистам… И по отношению к истории»

7 месяцев назад

Ток-шоу и эстрада сыграли-таки с сознанием зрителя злую шутку. И что касается деятелей массовой культуры – тут сапожник не остался без сапог: современные авторы, режиссеры, певцы отупели еще сильнее читателей и слушателей. Свидетельством выступает реакция нашей культуры на вызовы нового времени. Началась СВО, возобновилась холодная война – и творцы отреагировали: кто-то ЗА, а кто-то ПРОТИВ…

Антон Долин (слева) – иноагент в РФ. Справа – Кирилл Серебренников. Видеокадр

В Кремле и Госдепе, конечно, очень рады, что всё получилось так четко, лаконично и для максимально тупого зрителя. Но вообще-то, если говорить об искусстве, было бы неплохо творцам снять какое-то мегасильное кино, написать новых народных или диссидентских песен, книг, а не просто «проголосовать». Было бы неплохо поставить вопросы перед людьми, чтобы каждый ответил себе на них сам и не просто кивал начальству или слал начальство на три буквы, а отдавал себе отчет в том, что происходит в мире, почему так получилось, как теперь жить? Народу не нужны ваши ЗА и ПРОТИВ. На понт народ сам кого хочешь возьмет. Народу нужны вопросы, наши родные русские вопросы. 

Может ли быть примитивное искусство великим? Не может. В этом уверен кинокритик и историк Михаил Трофименков, который не просто занимает четкую гражданскую позицию, но и заставляет зрителя думать самостоятельно и сложно в рамках совместного с Мариной Кронидовой проекта в петербургском Доме кино. Сегодня мы поговорим с ним о грядущей необычной программе. 

Михаил Трофименков. Видеокадр.

«ВН»: – Михаил, расскажите о ваших показах в кинотеатре на Караванной улице. 

– Уже несколько лет в петербургском Доме кино – большие ретроспективы советского кинематографа, в основном забытого. Мы делали программу «Возвращение в Ленинград», состоявшую из фильмов, где Ленинград был местом действия и героем фильмов. Мы ждали программу об ученых, программу «Союз нерушимый» к столетию Советского Союза, где были представлены все советские республики. Делали программу «Конец эпохи» – странное кино перестройки. Делали программу «День Победы» – из фильмов, действие которых происходит 9 мая 1945 года. 

«ВН»: – Какая же ваша следующая тема?

– Вот как-то ветром истории, ветром эпохи нам надуло новую программу, которая начинается 4 октября. Она рассчитана на 3 месяца и будет называться «Невидимый фронт». Хотя был вариант «Внутренний фронт» и просто без затей вариант «СМЕРШ». Это будет 11 фильмов – от «Партийного билета» Ивана Пырьева до «Рейса 222» Сергея Микаэляна. 

«ВН»: – Так о чем же это и почему это актуально? 

– Как сказали бы французы, honi soit qui mal y pense – «да будет стыдно тому, кто об этом плохо подумает». А я думаю, что тех, кто об этом плохо подумает, будет много. Люди скажут, что Трофименков и Кронидова решили подыграть властным тенденциям и сделать программу об охоте на врагов народа, о борьбе с «пятой колонной». Без «пятой колонны» дело не обходится. Но на самом деле это фильмы, где речь идет не только и не столько о борьбе чекистов с врагами советского государства, но о гораздо более важных вещах. Большинство фильмов в нашей программе поднимают очень важные вопросы гражданского раскола.

Начинается программа с «Партийного билета», совершенно гениального и разностороннего Пырьева. Это алтайский мужик, который был учеником Мейерхольда и всю жизнь считал себя эксцентриком, который мог снять и «Кубанских казаков», и «Идиота», и экспрессионистическую драму «Конвейер смерти». 

Иван Пырьев. Фото: Егоров Василий/ТАСС

И вот этот фильм Пырьева был совершенно затоптан во время перестройки. Хотя он был практически запрещен, с 50-х годов его не показывали. Его объявили символом, чуть ли не манифестом, оправдывающим большой террор. Это фильм о жене, которая доносит на мужа, хотя по сценарию это было совершенно не так, лично Сталин редактировал сценарий. Это кино, где жена обнаруживает, что ее муж – не тот, за кого себя выдает, что он предал ее доверие. Она хочет с ним сама покончить. И там продемонстрирована сложность и эпохи, и кинематографа того времени. 

«ВН»: – Это кино актуально сейчас?

– Раскол в семье, раскол между мужем и женой, между детьми и родителями – это сейчас становится актуально, да. Родные люди оказываются по разные стороны гражданского противостояния. В свое время эту тему семьи как ячейки общества в советском кино заменил советский народ как большая семья, от которой кто-то откалывается. 

«Партийный билет» — советский фильм режиссёра Ивана Пырьева

Но завершает нашу программу фильм «Рейс 222», где та же самая коллизия повторяется через 50 лет. Муж, спортсмен, который находится на соревнованиях в Соединенных Штатах, как тогда говорилось, выбирает свободу и остается. Его жена не хочет этого, она хочет на родину. И самолет, в котором она должна вылететь в Москву, задерживает ФБР и американская госбезопасность. Их не выпускают, пока она тоже не захочет остаться. Прошло 50 лет с 1936 по 1986 – и оказалось, что эти фильмы рифмуются. 

«ВН»: – У нас был в 2000-е годы настоящий бум Довлатова, тоже выбравшего свободу в свое время. Российская культура уже в XXI веке проглотила огромное количество описания 70-х годов СССР. Теперь актуальными становятся 30-е. Наша актуальность как будто отматывается назад. Что дальше? Царизм будет актуален? 

– Надеюсь, что не царизм. А по поводу упоминания Довлатова – меня три или четыре года назад попросили показать какой-нибудь ленинградский фильм времен, когда Довлатов еще был в Ленинграде. Что-то, что более-менее бы рифмовалось с его судьбой. И я показал фильм, который мы тоже будем показывать в Доме кино и который тоже сейчас забытый. Он назывался «Рокировка в длинную сторону» режиссера Владимира Григорьева.

«Рокировка в длинную сторону» – советский детективный фильм. Снят на киностудии «Ленфильм» в 1969 году.

Картина про советского аспиранта, которого где-то в Европе провоцируют, заставляют выбрать свободу и в конечном счете вербуют. Аспиранта играет Александр Демьяненко. Снято это в манере, которую как раз очень любила ленинградская интеллигенция (да и советская интеллигенция, да и европейская) – под Антониони. 

Куда мы движемся… Надеюсь всё же, что не к царизму. Надеюсь, что нет. 

Михаил Трофименков. Фото: соцсети

«ВН»: – Михаил, все знают, что куратор сегодня стал равен художнику. А что вы хотите сказать этой ретроспективой зрителю?

– Люди, будьте бдительны.

«ВН»: – По отношению к себе? К власти? Или к шпионам? 

– По отношению к себе, к шпионам, к своим внутренним чекистам… И по отношению к истории. 

«ВН»: – Тревожный посыл. 

– Да, конечно. А что же может быть не тревожного сейчас? 

Михаил Трофименков

Михаил Трофименков

«ВН»: – Давайте скажем, когда и куда приходить заинтересовавшимся зрителям. И сколько стоит билет. 

– Вход бесплатный. Петербургский Дом кино на Караванной улице. Начиная с 4 октября в 7 часов вечера. В основном наши показы будут по средам, хотя будет пара подвижек из-за того, что залы будут заняты фестивалем. Всё это будет объявляться на сайте Дома кино. Программа будет идти по 27 декабря. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ