ВСУ обстреляли Донецк
Атака пришлась на Киевский район
Уже несколько лет в петербургском Доме кино на Караванной улице проходят большие ретроспективы советского кинематографа, в основном забытого. Самыми заметными «главами» проекта стали «Возвращение в Ленинград», состоявшая из фильмов, где город на Неве был местом действия и героем фильмов; «Союз нерушимый» к столетию СССР, где были представлены все советские республики; «Конец эпохи» – странное перестроечное кино. А полгода назад стартовала последняя подборка – «Невидимый фронт», куда вошли картины от «Партийного билета» Ивана Пырьева до «Рейса 222» Сергея Микаэляна.
Завтра, 21 февраля, в кинотеатре стартует новая серия фильмов, о которой нам расскажет кинокритик и историк, автор задумки Михаил Трофименков.
«ВН»: – Какая же ваша следующая тема, Михаил?
– Следующая программа стартует завтра, 21 февраля. Она называется «Кино про любовь». Это советские фильмы, снятые с 1966 по 1991 годы. Затеять эту программу – инициатива моего соавтора Марины Кронидовой, которая в какой-то момент сказала, что мы уже делали мужественные, брутальные программы и теперь пора сделать эмоциональную паузу, перевести дыхание. То есть сделать такую добрую программу. Эта идея совершенно правильная. Потому что сила советской культуры была именно в балансе между искусством гнева и искусством любви. В какой момент Константин Симонов стал действительно великим поэтом, а не просто поэтом? Когда он написал подряд и «Убей его», и «Жди меня».
«Жди меня» всегда уравновешивало в советской культуре «Убей его».
«ВН»: – Какие фильмы будут представлены?
– Начинается все замечательным фильмом Михаила Богина, который здравствует и поныне (ему 87 лет) и живет в Нью-Йорке. Он уехал туда по неизвестной науке причине в конце 70-х годов, убив свою совершенно блестящую кинокарьеру в СССР. Начинаем его фильмом «Зося». Это экранизация новеллы того самого Богомолова, который написал «В августе 44-го». Так получилось, что делаем кино про любовь, но начинаем фильмом про войну.
Это фильм о перерыве между боями. О советских солдатах в Польше, которые располагаются на отдых, у них ротация, их отвели с переднего края после очень жестокой рукопашной. И возникает такая любовь, непроговоренная и показанная только намеками – через свет, через игру взглядов, через шорох листьев, через хруст надкусанного яблока. Любовь между советским офицером, которого играет первый красавец Ленинграда того времени Юрий Каморный, и замечательной девушкой – одной из первых звезд польского кино 60-х по имени Пола Ракса. Она играла также медсестру по прозвищу Огонек в сериале «4 таксиста и собака». Еще в «Пепле» Анджея Вайды и так далее.
Эхо войны будет звучать у нас еще в двух фильмах. В картине Бориса Яшина «Осенние свадьбы» – забытый шедевр. А также в фильме «Сошедшие с небес» Натальи Трощенко с Абдуловым и Глаголевой. Это уже 1986 год.
«ВН»: – Любовь – популярная тема советских фильмов?
– Как вы думаете, какое слово чаще всего встречается в названиях советских фильмов, во всяком случае начиная с 50-х годов? Это слово «любовь» и производные от него. Советское кино было про любовь. Это и «Любить человека» Герасимова, это и «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского, и «Любовь» его сына Валерия, и «Любить…» Михаила Калика, и «О любви» Михаила Богина, и «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского, и «Влюбленные» Эльёра Ишмухамедова, и «Раба любви» Никиты Михалкова. Любви было море разливанное в советском кино.
«ВН»: – «Влюблен по собственному желанию», «Формула любви», «Любовь и голуби» и так далее.
– Да! Можно вспоминать и вспоминать. Названия советских фильмов были переполнены любовью. Это могла быть любовь в трагических обстоятельствах, в романтических обстоятельствах, бытовая любовь, смешная, комическая – но всё это была любовь.
«ВН»: – Любовь – тема межнациональная, как понятно из первого фильма. А помните американский фильм 1957 года «Пилот реактивного самолета» Говарда Хьюза?
– Конечно.
«ВН»: – Про любовь советской шпионки и американского военного. Вот, было даже американское пропагандистское кино про любовь и СССР.
– Это хорошая идея, с ней надо поработать. Можно было бы сделать такую параллельную программу. В советском кино, кстати, тоже было немало очень интересных фильмов о любви между представителями враждебных лагерей в холодной войне. Был, например, замечательный фильм Татьяны Лиозновой, ее дебютная работа «Память сердца». Об английском летчике, которого сбили над советской территорией и который возвращается спустя годы, чтобы встретить свою любовь – девушку-партизанку, которая его спасла. Он узнает, что она погибла…
«ВН»: – Повторим, когда и куда приходить заинтересовавшимся зрителям.
– Вход бесплатный. Петербургский Дом кино на Караванной улице, дом 12. Начиная с 21 февраля по 8 мая, в 7 часов вечера. Всего будет 12 фильмов:
21 февраля. «Зося». Михаил Богин, 1966.
28 февраля. «Осенние свадьбы». Борис Яшин, 1967.
6 марта. «Каждый вечер в одиннадцать». Самсон Самсонов, 1969.
13 марта. «Городской романс». Пётр Тодоровский, 1970.
20 марта. «Ты и я». Лариса Шепитько, 1971.
27 марта. «Старые стены». Виктор Трегубович, 1973.
3 апреля. «Ксения, любимая жена Фёдора». Виталий Мельников, 1974.
10 апреля. «Единственная». Иосиф Хейфиц, 1975.
17 апреля. «Таёжная повесть». Владимир Фетин, 1979.
24 апреля. «Сошедшие с небес». Наталья Трощенко, 1986.
1 мая. «Убегающий август». Дмитрий Долинин, 1989.
8 мая. «Воздушный поцелуй». Абай Карпыков, 1991.
Также мы будем стараться приглашать участников съемочных групп. Какие-то новости о проекте можно смотреть на сайте Дома кино.