США направили украинскому правительству письмо
Война за незалежность плавно перетекает в войну за американскую залежность
Перспективы Украины в конфликте с Россией ухудшаются едва ли не день ото дня, подходя к той критической линии, за которой говорить о достижении целей, поставленных Киевом, уже становится бессмысленно. О чём, в частности, свидетельствует провал украинского контрнаступления (который Незалежная отчаянно отказывается признавать): «Отдельные линии обороны россиян преодолеваются с большими потерями, но до сих пор не было ни одного реального прорыва. Мы должны бить тревогу, что после 117 дней контрнаступления до сих пор не удалось добиться оперативного прорыва», – заявил полковник австрийских вооружённых сил и военный эксперт Маркус Райснер в интервью Deutsche Presse-Agentur.
И шансов на то, что этот тренд как-то переломится, у Украины практически нет. Чтобы эффективно воевать, нужны солдаты (по мнению бывшего советника Рейгана Эдварда Люттвака, Украина должна мобилизовать дополнительно не менее 3 миллионов – цифра заоблачная, если брать во внимание сегодняшние реалии). А вот с ними-то как раз у Незалежной не очень. Например, военный аналитик Bild Юлиан Рёпке после переговоров с польскими экспертами по безопасности в Познани назвал людские ресурсы «самой большой проблемой Украины» (о чём я писал ещё две недели назад).
К этому же можно добавить и отсутствие современной авиации (согласно военной доктрине НАТО, все наступательные действия ведутся при поддержке с воздуха), дефицит артиллерии, недостаток тяжёлой военной техники и так далее, что делает гипотетические успехи ВСУ на поле боя призрачными и вообще находящимися за гранью реальности (разумеется, если не произойдёт никаких форс-мажоров, кардинально меняющих общую конъюнктуру).
Но это ещё не всё. За последнее время на внешнеполитическом треке Украины можно зафиксировать две набирающие силу тенденции. Во-первых, это ослабление западной поддержки. Во-вторых, ухудшение отношений Украины с рядом стран Евросоюза, прежде всего – Восточной Европы.
И на первом месте здесь стоит Польша, с которой Незалежная крупно повздорила по вопросу экспорта зерна (вплоть до подачи жалобы в ВТО). По всей вероятности, их разногласия всё-таки разрешатся, но говорить о том, что отношения вернутся к прежнему уровню – уже не приходится (по той простой причине, что данная история настроила против Украины польское общество, с мнением которого ни нынешнее, ни будущее правительство Польши не считаться уже не сможет). И это при том, что Варшава была одной из самых рьяных, если не сказать остервенелых, союзников Киева.
Но, что интересно, Украина получила неприятные известия и от Венгрии – страны, занимающей наиболее жёсткую позицию по военному конфликту на Украине (в пользу России). Так, глава канцелярии венгерского премьер-министра Гергели Гуляш сообщил, что Будапешт заблокирует все транши от Евросоюза Украине, пока Венгрия не получит тех средств, что ей причитаются (Евросоюз периодически замораживает свои субсидии Венгрии за несоблюдение демократических норм и расхождение с неолиберальным курсом ЕС): «Пока страна-член ЕС не получит деньги, на которые она имеет право, ни одна страна, не являющаяся членом ЕС, не получит ни копейки», – заявил на днях глава канцелярии премьер-министра. Помимо этого, Гуляш отметил, что Будапешт не будет поддерживать Киев ни на каких международных форумах, пока венгерский язык не получит статус регионального на тех территориях Украины, где проживают этнические венгры.
Более того: посол Венгрии Зита Илона Бенчик вручила верительные грамоты президенту Белоруссии Александру Лукашенко, что фактически означает признание Лукашенко законным главой государства (ни одна страна Евросоюза итоги президентских выборов в Белоруссии 2020 года не признала). Не будем забывать, что на Западе Лукашенко считается союзником Путина в российско-украинском конфликте. Поэтому такой шаг Будапешта сложно интерпретировать иначе чем в сторону России.
Таким образом, речи о консолидированной позиции Евросоюза по Украине уже не стоит. И не исключено, что ситуация будет ухудшаться: время играет не в пользу Украины. Что (в добавление к проблемам чисто военного характера) сводит шансы Киева на успех (то есть реализацию поставленных целей) до статистической погрешности.