Публикуют кадры с места прилета по частному дому в Донецке
Ночью от прямого попадания в дом погибли двое детей и 17-летняя девушка
Фронтовик, защитник Сталинграда, зачинатель лейтенантской прозы, общественный деятель и несгибаемый гражданский авторитет. Еще будет время, когда эту фигуру откроют заново, перечитают, переосмыслят. Мы точно знаем. А пока вся страна вспоминает великую литературу, мы вспомним и большое кино, к которому Юрий Бондарев приложил руку.
«49 дней» (1962, реж. Генрих Габай)
Помимо адаптации собственной прозы для экрана, Бондарев писал самостоятельные сценарии. Один из таких — «49 дней», написанный в соавторстве с двумя мастодонтами советской литературы: Владимиром Тендряковым и Григорием Баклановым. Сюжет основан на реальных событиях: страшный шторм выбросил самоходную баржу с четырьмя солдатами на борту в открытый океан.
Рок преподнёс морякам испытание, подсмотренное в романах Джека Лондона: в течение 49 дней судно дрейфовало в ревущей стихии практически без продовольствия. Скромный рацион солдат, который воспел совсем ещё юный Высоцкий («Последнюю съели картошку, / Взглянули друг другу в глаза… / Когда ел Поплавский гармошку, / Крутая скатилась слеза»), вошёл в инструкции по выживанию. Когда смерть приблизилась на расстояние вытянутой руки, случилось невероятное – советских граждан спасли американские военные. Ситуация в эпоху холодной войны взрывоопасная, но всё разрешилось благополучно – истощённый экипаж баржи помыли, накормили, прокатили до Сан-Франциско и вернули Стране Советов.
Эпопея «Освобождение» (1967—1972, реж. Юрий Озеров)
Самый масштабный проект о Великой отечественной – пять фильмов, пять стран-участников, пять съемочных лет. Озеров сам прошел войну и умел показывать ее с разных точек зрения – от солдата до маршала, от окопа до ставки Верховного главнокомандования.
Помимо батальных сцен, которым позавидовал бы и Стивен Спилберг, и Дени Вильнёв, в «Освобождении» есть лирическая сторона, напрямую взятая из Бондаревской повести «Батальоны просят огня». В мировом прокате, кстати, эпопею Юрия Озерова посмотрели 350 миллионов зрителей — это очень внушительная цифра.
«Горячий снег» (1972, реж. Гавриил Егиазаров)
«По-моему, экранизация только тогда экранизация, а не «разговор в связи», когда, и режиссёр, и писатель смотрят на конфликты и явления жизни одними глазами, когда жизненный и душевных их опыт чем-то равен, хотя разные вещи могут вызвать у них разную эмоциональную окраску, однако художественная оценка будет схожей», – писал Бондарев в эссе «Литература и кино».
«Горячий снег», пожалуй, лучшая экранизация бондаревского текста – точная, звонкая и волнующая. Роскошный актерский состав (Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Вадим Спиридонов, Тамара Седельникова), музыка Шнитке и камера Федора Добронравова («Дерсу Узала», «Неуловимые мстители») – все звезды сошлись на этой картине.
Юрию Бондареву повезло с кино. А кино повезло с Юрием Бондаревым. Редкая удача.