Это — Вивек Рамасвами. Кандидат в президенты США
В недавних предвыборных дебатах Республиканской партии Рамасвами назвал трансгендерность психическим расстройством
Согласно последним данным ФНС РФ, в стране сегодня сложилась следующая ситуация. Из 6 100 689 предприятий, находящихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 5 866 439 – это микробизнес. Еще 215 570 – малый и всего 18 680 – средний. Налицо явный дисбаланс. Наш экономический эксперт, основатель и президент компании Zenden Андрей Павлов рассказал, как сложилась такая картина. И почему она неестественна.
«ВН»: – Андрей Васильевич, о чем говорит такое положение дел?
– У нас по факту аномальная ситуация. Мы прекрасно понимаем, что норма – это когда в городе, условно, есть 1 крупное предприятие, 5 предприятий среднего бизнеса, 25 – малого и 125 – микро. А в России нарушена экономическая логика. У нас среднего бизнеса меньше всего. Почему? В первую очередь это проблемы налогового законодательства, которые не позволяют из малого бизнеса переходить в средний. А средний класс и средний бизнес в стране – это лакмусовая бумажка состояния экономики.
Из малого бизнеса перейти в средний немногие могут. А задача в развитии экономики страны – это как раз рост компаний среднего бизнеса. Главным образом – научно-производственных компаний.
«ВН»: – Какие меры нужно принять для этого прямо сейчас?
– Мы понимаем, что все компании среднего бизнеса работают на обычной системе налогообложения. Из 18 680 компаний ИП – только 408, абсолютно большая часть это ООО. У них налог на прибыль и НДС, а также все остальные текущие налоги по полной программе.
Для того, чтобы в стране было больше компаний среднего бизнеса, необходимо выравнивать условия по налогам между микро- и малым бизнесом и средним. В первую очередь, необходимо снижать НДС.
Компаниям нужно развиваться, а не заниматься дроблением бизнеса. Что сейчас делают предприниматели? Они открывают много разных бизнесов одновременно: кафе, ресторанов, салонов красоты. Все эти бизнесы находятся на разных юридических лицах, чтобы они вписывались в лимиты упрощенных систем налогообложения.
А нам нужно дать такие условия работы, чтобы предприниматели не распылялись. Ведь распыляясь, нельзя стать профессионалом в одном бизнесе.
«ВН»: – Сколько должно стать компаний среднего бизнеса в России?
– Как минимум больше 50 000 субъектов. И нам нужно построить программу, как мы этого достигнем. Можно повысить лимиты и относить к среднему бизнесу компании до 500 человек с выручкой до 4 миллиардов (сейчас это 2 миллиарда, и этот лимит давно не поднимали. Это будет первое логичное решение. Потому что если, например, у вас компания занимается клинингом и у вас работает 251 уборщица, а выручка всего 150 миллионов рублей (даже ниже лимита УСН), то ваша компания будет равна организациям крупного бизнеса только исходя из критерия штата.
У нас уже подняли лимит до 1 000 человек в легкой промышленности и до 1 500 в ресторанном бизнесе, когда им делали налоговую ставку НДС 0% при выручке до 2 миллиардов.
Второй шаг – снижение налоговой нагрузки. Обязательно – по НДС, его нужно опускать до 12%.
«ВН»: – Чем переход в средний бизнес важен? Ведь многие предприниматели просто не хотят этого.
– Да, если у вас небольшая булочная или мастерская по ремонту чего-то, то понятно, что вы такой цели себе и не ставите. Но для амбициозных предпринимателей масштаб имеет значение. Масштаб – это создание команды профессионалов. Это изобретение новой технологии и создание новых продуктов. Это те предприятия, которые спокойно могут встраиваться в цепочки крупных компаний, становиться подрядчиками АВТОВАЗа, КАМАЗа и так далее.
«ВН»: – А почему это важно для государства?
– Это повышение мировой конкурентоспособности государства. Средний бизнес может закрыть многие ниши в области импортозамещения, в развитии промышленности. Ведь микробизнес закрывает сферу услуг – и это хорошо. Но в этой сфере у нас уже избыточная конкуренция и всё ниже и ниже эффективность. А нас надо дать возможность развиваться промышленности, научно-производственным предприятиям.
Мы должны менять структуру нашей экономики. Можно придумать сколько угодно налоговых режимов для салон красоты или ресторана, но этот рынок уже заполнен. Все накормлены и подстрижены. Магазинов тоже достаточно.
Но вопрос состоит в другом. Как развивать науку и производство? Как создавать новые технологии? Сейчас нужно занимать этим.