Герман Садулаев о скандальном заявлении Евгения Пригожина и выводе ЧВК «Вагнер» из Бахмута
«Происходит что-то странное…»
Для кино, кажется, не существует преград – его снимали даже в блокадном Ленинграде. Всего за время Великой Отечественной было выпущено более 100 различных фильмов – впечатляющая цифра для страны, которая 5 лет находилась на военных рельсах.
В Средней Азии, куда были эвакуированы крупнейшие киностудии СССР, делалось все: комедии, мюзиклы, эпопеи, сказки и, конечно же, военные фильмы. Обычно из 40-х вспоминают Сергея Эйзенштейна с его великим и многострадальным «Иваном Грозным» (1944 и 1946) или Марка Донского, навсегда поразившего «Радугой» (1943) итальянских неореалистов и самого Франклина Рузвельта. Да, это уже вечность – от нее никуда не денешься. Но что там спряталось в тени вечности?
Сегодня военные фильмы 40-х шокируют суровым реализмом, повышенной строгостью и зубодробительной прямолинейностью. Они безжалостно вскрывают сознание любого зрителя, кто привык к сглаженным картинам 60-х – 70-х. В них – дух напряженной эпохи и жизнеутверждающая сила образа. Достанем из тени вечности 5 военных картин и вспомним очевидную истину: прошлое не умирает – оно всегда продолжается в настоящем.
«Машенька» (1942, реж Юлий Райзман)
Сталин картину одобрил. Сказал: «Народу нужны чувства». А чувств в «Машеньке» через край – пожалуй, это самый нежный и светлый фильм, который только себе можно вообразить. Вполне традиционный сюжет: любовь простодушной телеграфистки и свойского таксиста на фоне войны. Мясорубка времени проверяет помыслы героев на прочность. Будущее (картина вышла в 1942) мерцает призраком, довоенные годы пронизаны трогательной, лучезарной беззаботностью. Патриарх советского кино Юлий Райзман начал «Машеньку» еще до Великой Отечественной – картина снималась про финскую войну. Но судьба внесла свои коррективы. Финал в «Машеньке» открытый и туманный – Валентина Караваева улыбается и машет вслед уставшим бойцам. А война только начинается.
«Она защищает Родину» (1943, реж. Фридрих Эрмлер)
Эта трагедия об оккупации советских земель по выразительности встает в ряд с «Радугой» Марка Донского. Жизнь простой крестьянки Прасковьи Лукьяновой (ее играет мужественная Вера Марецкая) сокрушается под нацистским сапогом: немцы сжигают ее деревню, убивают ее мужа и маленького ребенка. Из крестьянки Прасковья становится «Товарищем П» – лидером партизанского отряда. И мстит. Жестоко мстит. С немцами тут не церемонятся: их избивают, давят на танке, расстреливают в упор. «Смерти нет. Выдумали ее», – повторяет партизан, отходя в мир иной. Советский народ отчаянно сражается со смертью, дерзко отвечает на экзистенциальный вызов. Облаченная в черное крестьянка смотрит в грядущее время спокойно – она знает, чем все закончится, хотя на дворе лишь 1942, армия еще не отбросила врага от Москвы.
«Нашествие» (1944, реж. Абрам Роом)
Экранизация пьесы Леонида Леонова. В город, где от немцев «бегут даже тараканы», из мест не столь отдаленных возвращается Федор Таланов (Олег Жаков). Дома больше нет – родители открещиваются от уголовника, территория оккупирована немцами. Трагический фильм, темный и сдержанный, – это не столько картина о войне, сколько болезненная история об искуплении. «Леонов заставляет Федора снова и снова биться в стену недоверия. Пробить ее он может только ценой собственной жизни. В том, как Федор стреляет в немецкого полковника, нет безрассудной отчаянности. Это отчаяние, соединившееся с холодной ненавистью к оккупанту. Он не делает попытки убежать. И когда его хватают гитлеровцы, кажется, впервые за весь фильм лицо Федора становится спокойным», – писал советский критик Юрий Ханютин.
«Во имя Родины» (1943, реж. Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев)
Еще одна агитационная эпопея и еще один пример, как быстро военные тексты переносились на экран. Константин Симонов написал пьесу «Русские люди» в 1942-м, в 1943-м за нее с неохотой берется титан Всеволод Пудовкин. С неохотой, потому что симоновская история ему не нравилась. Он ее переделывает и снимает мощный, плакатный и в то же время почти поэтический по духу фильм. Про маленький упрямый гарнизон в разрушенном приморском городке. Про белокурую разведчицу Валечку (Мария Пастухова), уходящую на задание. Про усача Глобу (Михаил Жаров), лихо распевающего «Соловья, соловья, пташечку» перед лицом смерти. Клаустрофобный, страшный и очень эффектный фильм советского мастера, который, кстати, сам появляется на экране в шкуре немецкого генерала.
«Фронт» (1943, реж. Братья Васильевы)
Братьев Васильевых помнят по «Чапаеву» (1934), в котором грациозный Борис Бабочкин воплотил образ народного героя. В 1942 режиссеры экранизируют пьесу Корнейчука «Фронт», написанную, как говорят, по личному указанию Верховного. Суть пьесы и фильма – в конфликте между старой и новой гвардией, между героями Гражданской войны и новыми генералами. Образец того, как война расширяла пределы тем. Но все-таки, несмотря на нестандартный сюжет и довольно любопытные кадры вроде допроса пленного немца (их нужно видеть!), прыгнуть выше головы братья Васильевы не смогли – «Фронт» вышел тяжеловесным и неповоротливым, сегодня его смотреть трудно. Но удивляет, что снимали даже такое. Многолик советский экран!