Эдуард Жопов: надежда русской литературы и мистификация столетия

1 месяц назад

Мне часто приходится в дискуссиях отстаивать современную российскую культуру. Тезис национал-пессимистов таков: «А что здесь сделали-то в XXI веке?» Я спорю: «Это неправда! Наша культура не в загоне! Это мировая культура вся целиком в загоне! А мы лишь значимая ее составляющая! И подвержены тем же трендам». Во времена Рембо или Лермонтова, Лотреамона и Перси Шелли молодой поэт – это было 19 лет. А сегодня мы называем молодыми писателями Сорокина, Пелевина и Анну Бёрнс. «Молодой» – стало эвфемизмом «живой».

Луи-Фердинанд Селин

Луи-Фердинанд Селин

Последние литературные сенсации вовсе творят мертвые: «Найдены рукописи Селина», «Переведен единственный роман Боланьо», «Издан новый Фостер Уоллес». Вполне удовлетворенные новинками от мертвых, мы ругаем «молодых»: «Новый роман Виктора Пелевина несвеж! Не чувствуется жизненной энергии». 

Парадокс – развитие средств передачи информации привело не к открыванию нового, а к зацикливанию на узнаваемом. Вместе с доступностью книг, кино и картин интернет наградил нас брендовым восприятием искусства – мы не хотим искать что-то новое, мы хотим, чтобы Виктор Пелевин в свои 60 продолжал писать, как в 30, да еще каждый раз демонстрировал нам что-то новое в философии буддизма. Но – о беда! – в буддизме ничего нового уже две тысячи лет не происходит. Новое происходит в других местах… Например, в соцсетях и мессенджерах.

Мой совет таков: не следите за высказываниями седобородых и титулованных критиков (всё равно дураками все помрем), а подпишитесь в «Телеграм» на парочку интересных лично вам молодых писателей, художников и т. д. И в скором времени медийно-пандемийным способом до вас обязательно долетит что-то новое и стоящее. Так, недавно уже другой Пелевин, Александр, репостнул в своем блоге ссылку на канал исследователя творчества некоего Эдуарда Жопова. Контент неизвестного автора – удивил. 

Эдуард Жопов

Так представляет сам себя Эдуард Жопов

Эдуард Жопов – литературная мистификация. Легенда его следующая (цитата с разрешения авторов канала):

В октябре 2022 года группа молодых авторов посетила Всероссийский писательский форум. «Липки», если говорить простым языком. В один из вечеров они услышали от неизвестного мужчины в обтягивающем трико следующую байку. В архивах НКВД историком, кандидатом наук Задневодским В. Я. был обнаружен интересный документ, датированный декабрем 1916-го: выписка из истории болезни 15-летнего пациента больницы села Никольское Сычевского уезда Смоленской губернии. Под выпиской стояла подпись земского врача Булгакова Михаила, позже известного как Михаил Булгаков – автор романа «Мастер и Маргарита». У будущего классика с диагнозом хламидиоз наблюдался некий Эдуард Борисович Жопов. Удивляло не то, что в карте больного имелся сей недоступный для тех времен диагноз, нет. Видимо, Булгаков действительно смотрел на годы вперед и что-то знал. Но это не так важно. Шокировал род занятий пациента Жопова: писатель. 

Кто придумал Жопова?

Мы попытались раскрутить этот клубок и позвонили Александру Пелевину. 

Интервью с Александром Пелевиным

Александр Пелевин. Фото: [email protected]_wolgast

«ВН»: – Саша, как ты знаешь, сейчас люди буквально переоткрывают для себя русскую литературу через Жопова. И сегодня ночью стало известно, что Жопов признан мистификацией года, он победил во втором туре «ЧВК Редан». 

– Да-да, была вручена ежедневная «Жоповка» на Патриарших прудах. Ее получил Эдуард Борисович. Посмертно. Хотя он и жив, то есть его дух в наших сердцах… 

«ВН»: – И – наверное, не стоит включать это в интервью, но – еще говорят, что стену Цоя могут переименовать в стену Жопова…

– Да, это правда. И Стену Плача тоже… 

«ВН»: – Признавайся, ты автор проекта? 

– Нет, автор проекта вообще не я! Эдуарда Жопова придумал мой приятель – писатель Саша Демченко. Я так проникся этой идеей, что мы с ним подружились. И время от времени я в этот канал что-то пишу. Но в основном это всё он, а не я. 

«ВН»: – Я был уверен, что это ты. Потому что в одном из наших интервью ты говорил, что нужно публику не увещевать, а развлекать. И вот, мол, во что это вылилось. 

– Нет-нет, я только время от времени туда сочиняю. Например, про Тошницкую – это мое. А в целом это пишет мой товарищ. Очень надеюсь, что будет издана его книга под названием «Охранители». Я ее прочитал и в диком восторге. 

В итоге Пелевин дал редакции «Ваших Новостей» номер телефона Александра Демченко. И мы связались с автором. 

Интервью с Александром Демченко

Вероятно, так выглядит Александр Демченко

«ВН»: – Александр, расскажи о себе. И о том, как начался великий Эдуард Жопов!

– Я драматург и прозаик, начну вот так официально. С чего начался Эдуард Жопов… Если говорить между нами, человек я довольно-таки тупой и не особо сильно разбираюсь в литературе. Все мои знания о литературе – уровня школьной программы и частично отделения журналистики филфака Курского государственного университета. Ну и, следовательно, я не знаю многих-многих авторов, которые написали очень интересные произведения. 

Но есть люди, которые знают этих авторов и давят своим авторитетом… Это когда в беседе кто-то неожиданно бросает: «А вы знаете, есть поэт Иван Бздонский, известнейший ученик Валерия Задорожного – гениальнейшего продолжателя постмодернизма в провинциальном Пятигорске. Вы разве не читали? Ах, как вам не стыдно!»

Часто я сталкивался с людьми, которые вот такую туфту мне загоняли, давили авторитетом. Умничали, говоря простым языком. Ну и в какой-то момент у меня вырвалось: «А вы знаете Эдуарда Жопова?» На что человек, который что-то мне пропагандировал, сказал: «Кто такой Эдуард Жопов?» А я сказал: «Ну как же… Это известный, незаслуженно забытый писатель, который творил в XX веке, который был заживо репрессирован советскими властями. И приговорен к 10 годам пионерских лагерей за известнейшую книгу «Мастер и Маргарита»». 

В общем, это поток сознания, когда ты цепляешься за какие-то не связанные между собой факты, вставляешь туда известные произведения и доказываешь, что это якобы Эдуард Жопов написал «Мастера и Маргариту». Это вызывает смех у собеседника. 

Впервые эта тема была запущена в октябре прошлого года на форуме молодых писателей в Звенигороде. Мы тогда очень хорошо оттянулись в один из вечеров на эту тему. Компания литераторов сидела, под пивко накидывала про Жопова что в голову приходило. И это стало какой-то такой темой для мастерских, потому что часть литераторов с форума поехали на мастерскую региональную АСПИ (Ассоциации союзов писателей и издателей – прим. ред.) в Смоленск, где продолжили… вплоть до того, что вызывали дух Жопова. И тема как-то зафорсилась и после АСПИ уже на всероссийской Москве продолжалась. И ребята сказали, что самое время сделать какой-то телеграм-канал для мэтра, глыбы и гения. Там мог быть он либо «исследователи творчества», рассказывающие о нем. 

Жопов утверждает, что поставил известный танец «бородача» из «Йожин з бажин»

Концепция у Жопова проста: это как Форест Гамп, в мире литературы от него зависят все мировые и отечественные процессы и дела. Все книги мира – так или иначе это великий Эдуард Борисович повлиял на них.

С другой стороны в архетипе Жопова воплотился такой отечественный идеальный «неидеальный» писатель. Это человек, который грезит огромными тиражами. Слава, тщеславие, алкоголизм, проблемы неустроенности быта писателя, бывшие жены, алименты и всё это вместе. И вроде это грустно, но на это можно смотреть через такую сатиру, шутку. 

В Жопове воплотились все пороки, все плюсы и минусы современного писателя. 

«ВН»: – Как идея стала набирать популярность в интернете?

– В телеграм-канале сидели десять человек, которые знали эту шутку, этот прикол. Я туда пописывал что-то безобидное. Я сразу решил, что не надо брать современных писателей, потому что ты всегда можешь обидеть современного автора, советского автора. Решил, что никогда не надо писать о каких-то священных темах, как Великая Отечественная война, потому что это несопоставимо. Зато можно писать про то, как Марк Твен вызывал дух какого-нибудь бандита и хотел написать об этом рассказ, но пришел дух мужчины, который сказал, что он идет от Жопова. И на вопрос о том, кто самый великий писатель, дух ответил: «Ну вы второй самый великий писатель, а самый-самый – Эдуард Жопов». 

Борис Валентинович Щербаков «Пушкин в Михайловском», 1969.

Всё это было для десяти человек. А потом как-то получилось, что писатель Александр Пелевин нашел телеграм-канал. И ему это зашло. Спасибо большое Александру. Потому что на тот момент я уже полтора месяца писал это, маленькая компания угорала, но особого выхлопа с этого не было. И я думал оставить это просто для мастерских. То есть оживлять канал, когда мастерская будет начинаться. И тут из телеграм-канала Александра сразу пришло нормально людей. У меня появился стимул дальше эти истории придумывать. Юмористические, сатирические, про быт писателя, пороки писателя и так далее.

Александр Пелевин: «Канал Эдуарда Жопова мне посоветовала Катя Зинурова, которая тоже знакома с Александром и присутствовала при зарождении Жопова. Я сразу неистово заорал, потому что это очень крутая идея. Некоторые пишут, что это такая избитая шутка, повторенная много раз, но на самом деле это не так. Литературных мистификаций действительно было полно, но тут мы имеем дело с эталоном гениальности, с отражением всей литературной жизни в одной глыбе. Вся литература вышла из Жопова и идет в Жопова». 

«ВН»: – Есть ли возможность у читателей канала увидеть хотя бы небольшие фрагменты произведений мэтра? В прошлом году нашли сразу несколько романов Л. Ф. Селина. Могут ли найти роман «Судьба моя – бомжарить»?

– Последние два месяца я работал сразу в трех библиотеках – в Москве, Орле и Хабаровске, и сейчас около десяти рассказов уже обнаружено. В основном это рассказы про советскую деревню 30–50-х годов, про перестроечное время. Но «Судьба моя – бомжарить» – это, конечно, самое известное произведение автора. Это уже в наше время такой известный писатель, как Сорокин, отмечал, что он и вышел из этой книги. Но к сожалению, он об этом не распространяется, стесняется, потому что себя считает очень великим постмодернистом. Хотя давно известно, что именно Жопов является и постмодернистом, и модернистом, и реалистом, и гиперпостметамодернистом.

Ну вот, в целом, сегодня десять рассказов, которые периодически публикуются в телеграм-канале. Всех приглашаем. Это надо просто читать, чтобы оценить масштаб личности мэтра.

И самое интересное, что мэтр не одинок, в его мире были очень талантливые люди. Например, его третья жена – Женсонесса Рысь. Она творила первую «литературу травмы» в Совестном Союзе, она была царинесса сентиментального романа. И самый известный ее роман – «Ноги отчима». Мы также публиковали отрывки из этого произведения в канале. Также стоит обратить внимание на оппонента Эдуарда Борисовича – детского писателя Эдуарда Адольфовича Ягодичкина, этим исследованием уже занимался Александр Пелевин. У него тоже есть серия детских рассказов про справедливость, дружбу и прочее. Это написано в 30–50-е годы. 

Александр Пелевин: «Цель литературной мистификации – ввести читателя в заблуждение. А Жопов не вводит в заблуждение. Он выводит на чистую воду. Жопов – выдуманная правда русского слова». 

Рисунок А.С. Пушкина

«ВН»: – Литературная игра переросла в серьезный литературный проект. Он будет коллективный? Есть ли желание увеличивать число авторов? До каких размеров будет разрастаться Жопов?

– Наследие Эдуарда Борисовича безгранично. По самым скромным подсчетам, он написал тысячу романов. И чтобы это наследие донести до широких масс, нам нужны истинные жоповеды. Те, кто прекрасно разбирается в литературе и кто готов что-то рассказать этому миру. Может быть, это будет какой-то коллективный разум. Может быть, каждый автор сможет рассказать какую-то историю, которую он знает о Жопове. Ведь по сути мы в начале пути, вселенная Жопова безгранична, ее можно расширять до бесконечности. 

Книги Эдуарда Борисовича появляются неожиданно, в самых неожиданных местах и при самых неожиданных обстоятельствах.

Недавно я проснулся в квартире прекраснейшей женщины: легкое утро, солнце в окно, апрельский свежий воздух. И я смотрю на тумбочку – а там 56-й роман Эдуарда Жопова «Ракеты летят в землю». Казалось бы, не в духе мэтра. А с чем это связано? Это роман 1967 года… Карибский кризис позади, а мир настроен на то, чтобы не повторить ядерной войны… И Жопов идет против линии партии, он смотрит в сторону Запада, что иногда случалось с великим. И таких историй – множество. 

Ссылка на вселенную Эдуарда Жопова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ