Еще в 90-е Юрий Кара проводил кастинг для такого же проекта, как «Вызов». В космос рвались Валерий Леонтьев и Анатолий Кашпировский

12 месяцев назад

В День космонавтики в России вышел фильм «Вызов» – первый снятый в космосе с актрисой (Юлия Пересильд) и режиссером (Клим Шипенко) фильм. Все, что было до того, пусть даже и куда красивее и интереснее («Чужой», «Пятый элемент», «Гравитация» и др.), снимали в павильонах или на моделях настоящих кораблей. Но никак не в невесомости. О художественной ценности «Вызова» можно спорить. Но одного у проекта и его создателей не отнять – они уже вошли в историю, показав всему миру, что мы первые не только в космосе, но и в кинокосмосе (а еще Тома Круза с Илоном Маском опередили – те тоже вместе с NASA собирались на МКС кино снимать).

Интересно теперь другое: оказывается, Альфонсо Куарон в ходе съемок «Гравитации» с Сандрой Буллок обсуждал аналогичный проект с NASA и руководством США. Тогда все покрутили у виска, сунув режиссеру в нос платежку со стоимостью отправки одного человека в космос.

А еще раньше – более 20 лет назад – режиссер малоизвестной версии экранизации «Мастера и Маргариты» Юрий Кара уговорил Госкомитет по кинематографии РФ начать работу над масштабным проектом съемок в космосе. Про контакт с инопланетянами.
Что? Да!

Дело было в 1997 году, когда Кара, снявший на тот момент стопроцентный хит «Завтра была война», выдвигает идею снять артистов в космосе, что, по его мнению, откроет эпоху «космического» кино, которое «скоро будут снимать и на Марсе, и на Луне», и установит первенство России в этой сфере. Крупнейшая корпорация «Энергия» ухватилась за эту идею как за способ спасти захиревшую станцию «Мир».

Фото: roscosmos.ru

– Станция «Мир» наряду с пирамидой Хеопса – одно из чудес света, – отстаивал идею режиссер. – Будет просто преступлением, если мы пойдем на поводу у американцев и уничтожим ее. Внуки и правнуки не простят нам этого.

Начальники из Госкино идею поддержали. Режиссер начал кастинг при поддержке института медико-биологических проблем РАН. В проект рвались даже американцы! К примеру, будущая звезда «Гарри Поттера» Эмма Томпсон (сыграла Сивиллу Трелони в голливудской франшизе). Название придумали странное и не особенно жизнеутверждающее – «Последний полет» (или «Последнее путешествие»).

Из наших актеров решились проходить тяжелейший отбор Юрий Васильев, Вера Глаголева, Наталья Громушкина, Амалия Мордвинова, Ольга Кабо, Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Екатерина Редникова, Андрей Соколов, Владимир Стеклов и еще несколько артистов.

– Когда меня спросили, готова ли к испытаниям, я легкомысленно ответила: «Да», ведь с детства обожала аттракционы, была уверена, что уж с вестибулярным аппаратом у меня всё в порядке, – признавалась Кабо. – И тут началось! Капсула, в которую меня поместили, стала вращаться вокруг своей оси со страшной скоростью. Мне казалось, будто два нагруженных грузовика лежали на моей груди: было сложно дышать, чувствовала себя вдавленной в кресло. К тому же в это время нажатием кнопок я должна была отвечать «да» или «нет» на простые, казалось бы, вопросы оператора. Я видела свое отражение в объективе камеры – это было что-то из американского триллера: расплющенное лицо, глаза выкатились из орбит, из глаз – слезы, изо рта – слюни, из носа – сопли. И главное – тело было мне неподвластно, я не могла пошевелить ни рукой, ни ногой, ни даже пальцем. После испытания еще долго не могла прийти в себя: руки-ноги дрожали, язык заплетался, мысли путались… Но я была счастлива, что справилась.

Что еще веселее, стать астронавтом-любителем хотели певец Валерий Леонтьев и экстрасенс Анатолий Кашпировский. Оба, помимо съемок, имели свои интересы. Леонтьев, которого изначально пригласили написать музыку к фильму, хотел спеть в космосе песни с нового альбома «По дороге к звездам». А Кашпировский хотел организовать грандиозный «терапевтический» сеанс: облегчить роды женщине из Японии.

Режиссер позиционировал фильм как лавстори. Сюжет такой: российский генетик, работая над изменением человеческой природы в секретной лаборатории, находит неопровержимые доказательства существования инопланетян. Он собирает международный экипаж и отправляется на космическую станцию «Мир», чтобы установить контакт с иной цивилизацией. Однако на Земле решают, что станцию пора затопить. Но ученый отказывается возвращаться на Землю и становится первым космическим монахом на орбите, взяв имя Филофей. На Земле решают уговорить «монаха» секс-шантажом: присылают соблазнительную женщину, которая должна уговорить его отвергнуть аскезу и вернуться на Землю (у Чингиза Айтматова было написано «Тавро Кассандры» на похожую тему).

Бюджет проекта примерно оценивали в 60 миллионов долларов (по 15 миллионов за человека: два актера и два космонавта – по требованию ), что в ельцинские времена можно было разве что обналичить через серые схемы Ходорковского и компании. В итоге Кара при помощи инвесторов раздул бюджет картины до космических 200 миллионов долларов (столько же стоил «Титаник» Кэмерона). Подключившийся к делу британский продюсер обещал провести переговоры с Робертом де Ниро, Гэри Олдманом и другими суперзвездами, но в итоге приговорили, что полетит Владимир Стеклов (сейчас активно помогает бойцам СВО и часто бывает на Донбассе с концертами).

В июне 1999 года артист начал тренироваться в Центре подготовки космонавтов по программе участника космического полета: приземление на земле и воде, устройство станции и транспортных кораблей, на которых предстояло летать, и скафандр «Орлан» для выхода в открытый космос. Есть даже видеосъемка тренировок.

К тому времени станция «Мир» осталась без экипажа и находилась в космосе в беспилотном режиме. А в 1999 году Айтматов, Стеклов, а также Михаил Ульянов и Леонид Куравлев (они тоже должны были сниматься) обратились к президенту Борису Ельцину и попросили помочь в создании фильма. В итоге правительство отложило решение о полном прекращении финансирования «Мира», которое было намечено на март 2000 года.

При этом Стеклова после тренировок зачислили в экипаж Сергея Залетина и Александра Калери. Старт назначили на 4 апреля 2000 года. На орбите участники экспедиции должны были провести не менее шести недель. За это время собирались снять и сцены со Стекловым. Фактически Стеклов прожил целый год с космонавтами в Звездном городке. При этом он продолжал работать в театре: последний спектакль отыграл 11 марта 2000 года (на него актер пригласил и. о. президента Владимира Путина). 16 февраля 2000 года РКА допустило Стеклова к космическому полету. Ему было 52 года.

В итоге все запороли инвесторы. Которые просто недодали денег на полет актера. Центр подготовки космонавтов заявил, что «зайцем» в космос никто не отправится.

– Меня вызвал начальник Центра подготовки космонавтов генерал-полковник Климук и сообщил, что киногруппа не выполнила свои обязательства по контракту – не оплатила полет, – вспоминал Кара. – А в заключение высказался примерно так: «Вы не представляете, насколько мы рады и насколько нам в то же время за вас грустно». Обидно ли мне было? Вы знаете, я на этот вопрос предпочитаю не отвечать. Могу только сказать, что я всё сделал правильно, все испытания выдержал и получил ни с чем не сравнимый опыт – такой, которого не было и быть не могло у моих многочисленных коллег. А что так сложилось… Слушайте, время ведь было еще такое – сложное, непостоянное. Тот же Климук мне признался, что при СССР хватило бы простой политической воли, чтобы в космос полетел не актер даже, а просто советский человек. Но СССР не было на тот момент уже девять лет, законы работали другие, так что вот как-то так все и сложилось.

В итоге для художественного фильма съемки в космосе впервые провели на борту советской орбитальной станции «Салют-7» и корабля «Союз Т-9» еще в 1983 году.

Отснятый (и в открытом космосе) материал использовали создатели картины «Возвращение с орбиты» – истории о драматичном спасении космонавтов из космоса после аварии. Правда, ни актеры, ни члены съемочной группы на орбиту не летали.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ