Шипенко, у нас проблемы…

1 год назад

В стране, прорубившей окно во Вселенную и отправившей за пределы планеты самого улыбчивого в мире парня, не умели показывать космос. Ни настоящий, ни фантастический – вот такой парадокс. Дорога к бесконечности, видимо, противоречила канонам соцреализма (или сопротивлялась ему), и в итоге большой космический миф на экране у нас так и не случился.

Вызов

Поэтому довольствуемся чужим, звездно-полосатым. Он, кстати, исправно работает – веселит, страшит, изредка озадачивает. К тому же чужой миф превратил космос из чудовищной дали, где таилось неизвестное будущее, в «Диснейленд» – туда теперь и слетать можно за деньги, и машинку с куклой запустить. В общем – прохожий, дивись!

Дивится и Клим Шипенко – самый успешный режиссер в России (до выхода «Чебурашки»), безликий профессионал, которому доверили величайший кинопроект за последние 100 лет. Величайший – не в смысле навсегда меняющий судьбы и посылающий в варварское прошлое второй закон термодинамики. А в смысле затрат, положенных в основание немыслимой по масштабам бестолковости. Константин Эрнст постановил: надо снять кино в космосе. Чтобы оно было первым. Чтобы все обзавидовались. Чтобы сделать из Роскосмоса прикольный бренд по типу NASA.

И вот Клим Шипенко снял.

Получилось удобоваримое зрелище на 3 часа. Про хирурга Женю Беляеву (Юлия Пересильд) и ее накаленную жизнь: то дочка (Варвара Володина) в школе накосячит, то мама с больным сердцем (Елена Валюшкина) сядет на уши, то на работе задержат, то опять не срастется любовь с врачом Владом (Милош Бикович). Для придания хирургу объема сценаристы добавили в историю трагическую нотку – Женя потеряла мужа в автомобильной аварии, и теперь в напряженных ситуациях она зачем-то прокручивает черно-белый эпизод катастрофы у себя в голове.

Фото: 1tv.ru

Когда сильной женщине предлагают полететь на МКС, чтобы прооперировать на станции смертельно травмированного космонавта (космонавт настоящий – Олег Новицкий), она, не раздумывая, соглашается. Чего ей этот космос – на Земле гораздо больше проблем, чем у вас там, на парящих в пустоте железках. Женя тренируется, проходит жесткие тесты, едет на Байконур и стартует в неизвестность. Не успевает моргнуть – а родная планета уже напоминает раздутый глобус, покрытый вихрями белой пены.

С этого момента начинается самое интересное – ради чего делался «Вызов». На экране, к сожалению, привычные кадры – натуральный быт космонавтов давно присутствует и в документальных фильмах, и в шуточных роликах на «Ютубе». Роскошный вид, открывающийся с иллюминатора, тоже вошел в поп-культуру, и как бы не вертелся со своей камерой Клим Шипенко (на МКС он выступил оператором), как бы не приближал зумированием недосягаемое – новых смыслов тут не рождается. Интересно, как Кубрику, Тарковскому, Ховарду, Куарону и т. д. удалось запечатлеть красоту и загадку космоса в студийных условиях без ненужных полетов?..

«Вызов» тем не менее – обыкновенная космо-медицинская драма. Это правда. С адреналиновыми сценами, классическими, еще дееспособными штампами, с властным и убедительно хмурящимся Владимиром Машковым, с гладковыбритыми ножками Юлии Пересильд, плывующей в квадратных коридорах МКС. Актеры играют замечательно, космонавты (их трое – Шкаплеров, Богданов, Дубров) – уже не так хорошо, но на их плечах космос, поэтому им простительно. Хирургическая операция поставлена мастерски, с жанровым вкусом, земные сцены голливудско-схематичные, а лощеный финал ленты, собранный из нагромождений фантазий, дешевой графики, баловства в невесомости и пафосных речей, надежно провален.

Итак, что мы имеем. Первый художественный фильм, снятый в космосе. Первый фильм, который рекламировали на «Госуслугах» (и где только афишу с ним не пихали). Первая реклама банка «Тинькофф», снятая в космосе (это не шутка – черно-желтый бренд мелькает в картине не раз). Первый кинорежиссер в космосе. Первая эротическая сцена в космосе – ей позавидовали бы Сигурни Уивер из «Чужого» и Сандра Буллок из «Гравитации» (пускай сама Пересильд равняется на западных красоток). Первая на экране выставка достижений Роскосмоса.

Вот только зачем все это? Да, наверное, теперь Тому Крузу, который потеет над новой частью шпионского боевика «Миссия невыполнима» (она тоже планируется сниматься там), придется не только полететь, но еще и выйти в открытый космос, а может быть, даже десантироваться на Луну и сделать пару выстрелов из настоящей лазерной пушки…

«Мы на Земле не разобрались, а уже в космос летим», – бурчит герой Милоша Биковича. Есть такое. Мы на Земле кино не научились снимать, а уже в космосе хотим.



Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Артемий Андреевич
Артемий Андреевич
11 месяцев назад

Справедливо

Ольга
Ольга
11 месяцев назад

Какой великий критик профессионал, звать никак!А фильм очень понравился!!!

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ