Георгий Зотов: ФАБРИКА ТРОЛЛЕЙ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

12 месяцев назад

…Я знаю женщину, которая считает, что только у нас говорят правду. Нет вранья, нет выдумок, нет высосанной из пальца инфы. Телевизор – это откровение Иисуса Христа, божественные слова и ни слова лжи. Потому что там наши, а наши неспособны врать. Объяснить ей что-либо невозможно: она воспринимает сугубо такую информацию. Другая вызывает в ней раздражение, дама не желает её слушать, а не то что слегка задуматься. В то же время я знаком с человеком, считающим себя очень умным. Он свысока указывает мне: брешут исключительно здесь, но со страниц и экранов СМИ Запада, а также любезных ему государств течёт елей счастия. «Как ты не понимаешь! – возмущается он. – Это в Совке могут обманывать! А у нихподобного не бывает! Там журналисты честные!» Он произносит мантру с такой истинной верой, что кажется – на костёр за неё взошёл бы, аки Жанна д`Арк. Любые доказательства не помогают – «это вражеская пропаганда». Интересно, что и во Вторую мировую войну, и во время противостояния СССР и США люди рисковали, слушая пропагандистские радиостанции, сильно глушимые их правительствами. Сейчас желающие могут узнать правду чрезвычайно легко и без риска – в Интернете (с умением отделять овец от козлищ) полно и фото, и видео, и всего остального. Но им это не нужно. Теоретически пропаганда нацелена на то, чтобы агитировать и разлагать население противника – по этой методике прежде действовали «зубры» вроде рейгановского «Голоса Америки»*, умевшие убеждать. Однако ХХI век изобрёл особый вид пропаганды. Её льют в уши своему народу. А враг – да хрен бы с ним. Обойдётся.

В конце XIX века король Бельгии Леопольд II, обвинённый в преступлениях в африканском Конго (по разным данным, из-за его политики погибло от 8 до 15 миллионов человек), понял, что надо «восстановить своё честное имя». Он нанял (благо деньги позволяли) журналистов, писателей и просто грамотных людей, поставив им цель: опровергнуть расследование британского журналиста Эдмунда Мореля, раскрывшего дикую картину смертей от непосильного труда и убийств королевскими наёмниками людей в Африке. Созданная королём пропагандистская машина начала публиковать статьи в мировой прессе (включая The Washington Times) про доброго королька, жалеющего несчастных негров, тратящего на их питание и благоденствие последнее бабло, – и вот так оболгал его ни за что продажный писака. Наёмные корреспонденты от имени народа («фабрика троллей», ага) тоннами писали в газеты письма – «Я, простой учитель сельской школы, глубоко возмущён проплаченными статьями про нашего милого монарха». После критики и разоблачений писателя Марка Твена тут же появились разгневанные письма «трудящихся» и вышла книга «Ответ Марку Твену», гласившая: «Правда сияет на наших страницах. Всё, что сказали Твен и Морель, – бандитская ложь!»

Тем не менее Леопольд II пропагандистскую кампанию с треском проиграл – у Мореля была масса документальных доказательств, фото и опросы свидетелей, а у короля Бельгии – ничего, кроме купленных журналистов и троллей. В соседней Великобритании разразился скандал из-за поддержки правительством «короля-убийцы», монарх срочно приказал расследовать события в Конго бельгийскому парламенту (надеясь, что тот его «отмажет»), но комиссия выявила факты ужасающе кровавых преступлений. В 1908 году королю пришлось продать Конго (считавшееся его личным владением) самой Бельгии. Аналогично вспоминается и заказанная британским премьер-министром Бенджамином Дизраэли пропагандистская кампания в канун русско-турецкой войны в 1877 году: пресса заливалась, что славяне и прочие православные народы благоденствуют под скипетром султана, живут богато и счастливо, ежеминутно восхваляя прекрасных турок. Только когда американский журналист Януарий Мак-Гахан, женатый на российской подданной, опубликовал серию страшных репортажей о резне в Болгарии, где было убито 15 000 мирных жителей и сожжено пять монастырей, британская публика застыла в ужасе. Едва российские войска перешли турецкие границы, султан Абдул-Хамид II воззвал к Британии за помощью. Дизраэли с сожалением ответил, что не может вмешиваться из-за сильных «антитурецких настроений, которые обеспечила в стране лживая российская пропаганда».

Это хороший пример, как правда побеждает ложь. Но сие закончено, забудьте. В моде пропаганды XXI века – врать намного сильнее и тупее, чем врёт противник. Главенствует мысль: мы победим, завалив врага фейками. В результате на некоей войне, ведущейся между прежде братскими державами (я, разумеется, говорю про Саудовскую Аравию и Йемен), каждая сторона заверяет: мы воюем в белых печатках, из-за нас не гибнут мирные жители, не страдают дети, мы гуманно обращаемся с пленными – не то что наш противник! За редким исключением население такой информации верит. Ибо наши – это наши, они сажают цветы, спасают котиков и проявляют примеры благородства. А противник – армия головорезов, мерзкий сброд. Доказательства иного отвергаются на корню – такого не может быть, поскольку не может быть никогда. Любая неприятная информация – фальшивка, сработанная заграничной пропагандой, и только так. Население вражеской страны это только злит и укрепляет в желании продолжать войну, но стиль торжества правды над ложью нынче в обществе непопулярен, глуп и даже опасен. Что вы предлагаете, на самом-то деле? Вы, так сказать, на чьей стороне находитесь, товарищ?

Знание, вытаскивающее большинство зрителей ТВ и пользователей соцсетей по всему миру из зоны комфорта, воспринимается с диким раздражением. Им незачем откровение, оно заставит не спать по ночам. Сказки проще. Люди замкнулись в своих мирках – это давно касается не только политики, а в принципе всего на свете. Им так удобно, попытка же открыть несведущим глаза натыкается на агрессию. Теперь никто не переубеждается. Можно сколь угодно говорить правду, её отвергнут. У нас нельзя убедить, что (э-э-э, тут я промолчу, ибо получу целый букет статей УК). Запад не верит, что поддерживаемое им няшное добро совершает военные преступления. Некая восточная страна, когда вскрываются факты расстрела сдавшихся в плен военнослужащих и расправ над мирным населением, кричит: «Это пропаганда! Мы имеем право! Наш противник сволочь, и мы будем сволочами, но осуждать нас за это нельзя!» Представьте себе, что Сталин в 1945-м оставил бы работать печи и газовые камеры Освенцима, заявив – нацисты плохие, но мы будем ещё хуже, только так и правильно. Удивительно? А сейчас подобное уже норма.

Марк Твен, Януарий Мак-Гахан и Эдмунд Морель в современном мире свободной информации более не при делах. Именно поэтому в мире пропаганды не осталось громких имён. Пропали профессионалы, разоблачениями умеющие воздействовать на противника и его союзников – есть убогие трёхрублёвые пропагандисты, наученные вешать лапшу на уши жителям своего государства. И это ВЕЗДЕ. Внезапно в свободных странах резко замолчали насчёт взрывов на «Северном потоке – 2», а демонтаж памятника Пушкину стал считаться актом патриотизма. У нас же в это время… ага, мне снова лучше промолчать. Грамотная пропаганда (а не только военная помощь СССР) заставила США прекратить боевые действия во Вьетнаме, а затем вывести войска из Сайгона: война сделалась в Америке сильно непопулярна, особенно учитывая цифру погибших солдат. В нынешней жизни о потерях можно лишь рассуждать (и то тихо, и на кухне) – их не сообщают, и жертв как бы нет: где-то вдалеке ведётся война, а вы не беспокойтесь, победа близка. И людям по обе стороны границы достаточно, дабы воспринимать всё за чистую монету. Врать за последние 30 лет журналисты научились великолепно, а разоблачать, колоть противника правдой – ну не. Это лень. Это работать надо, а нам и так платят.

Вот потому-то пропаганда последних десятилетий так сильно и деградировала.

Пропагандистам остаётся только убеждать друг друга в своей правоте.

Но даже это у них в последнее время как-то не очень получается.

*внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов



Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Игорь
Игорь
11 месяцев назад

Георгий,

спасибо Вам за интересную и развернутую мысль.

Нет, не так — спасибо Вам за правильное, нейтральное представленение вещей в этом мире.
Огромный привет из дойчландии (бывшей Германии)

С уважением,
Игорь

Юлия
Юлия
11 месяцев назад

Мы живём в романе Оруэлла «1984». Но многих это устраивает. Мне страшно.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ