Шольц в глазах США становится битой картой?

1 год назад

В самом конце мая немецкий канцлер Олаф Щольц выступил с весьма громким заявлением, пообещав, что в ближайшем будущем у ФРГ будет самая большая армия в Европе среди стран Североатлантического альянса: «У Германии скоро будет самая большая регулярная армия в Европе в рамках НАТО», – сказал он в интервью газетам редакции Neue Berliner, а также Stuttgarter Zeitung и Stuttgarter Nachrichten. При этом отметив, что «таким образом будет значительно укреплена безопасности ФРГ и ее союзников».

Олаф Шольц. Фото: AFP

На первый взгляд может показаться, что это заявление Шольц сделал в связи с так называемой «российской угрозой» (в Европе до сих пор продолжают разгонять слухи, что в случае победы в СВО на Украине Россия пойдет дальше). Но вот в свете обострения отношений между Германией и Францией, а говоря более конкретно – противостояния Шольца с его французским коллегой Эмманюэлем Макроном (напомню, что прошедший в конце октября саммит лидеров двух государств, на котором последние попытались как-то преодолеть свои разногласия касательно будущего Евросоюза, закончился ничем, точнее, унижением Шольца, который был лишен даже пресс-конференции по итогам встречи) за лидерские позиции в ЕС (после отставки Ангелы Меркель ФРГ, можно сказать, потеряла свое неофициальное лидерство, разделив его с Францией), это высказывание немецкого канцлера приобретает несколько иной смысл. Причем прямо вытекающий из СВО.

Что показал «украинский конфликт»? С одной стороны, то, что методы ведения военных действий претерпели существенную корректировку (роль спутников, внедрение беспилотников и проч.), но с другой – значение армии в ее традиционном смысле никуда не делось. Так, численное превосходство (разумеется, при наличии определенной, а желательно – профессиональной подготовки) одной группировки над другой может кардинально изменить расклад боевых действий даже при доминировании в артиллерии (что показала та же «харьковская перегруппировка»). А следовательно, численность традиционной армии становится одним из показателей мощи того или иного государства. То есть неотъемлемым атрибутом силы, без которого – какой бы при этом ни был экономический потенциал страны – претендовать на лидирующие позиции просто бессмысленно.

И если взять Германию и Францию, то придется констатировать, что первая по численности армии уступает второй: 185 тысяч против 207 тысяч. Причем стоит отдельно отметить, что Франция является, по сути, единственной страной ЕС, которая на постоянной основе занимается производством вооружений. Таким образом заявление Шольца стоит рассматривать не столько в контексте «российской угрозы», сколько как заявку на лидерство (точнее, на восстановление статуса лидера) в ЕС с адресатом в лице Франции?

Почти. Все так, только адресатов несколько: Париж, Варшава и Вашингтон. И последний – в первую очередь. Правда, в связи с Варшавой.

Дело в том, что в Вашингтоне подумывают о том, чтобы переформатировать ЕС путем его раздробления (строго по принципу «разделяй и властвуй»). То есть о создании нескольких центров силы, поскольку субъектность ЕС, которую тот проявлял во времена Меркель (не будем забывать и о попытках Макрона позиционировать себя Трампу в качестве нового лидера ЕС) Штатам не нужна совершенно. Более того: можно сказать, что является весьма раздражающим фактором. И вот, по задумке вашингтонских стратегов еще одним центром силы может стать Польша. При этом нельзя исключать и такого варианта, что США вообще сделают Варшаву новым и единственным центром силы (ну никто же не думает, что Брюссель на самом деле что-то решает?).

Польша удобна США по нескольким параметрам. Во-первых, экономика Польши очень сильно зависит от вливаний со стороны ЕС. Таким образом, ни о какой субъектности Польши не может быть и речи: через экономические рычаги она будет транслировать то, что от нее захотят Штаты (параллельно раздувая конфликт с ФРГ: тема с репарациями лишь набирает обороты).

Во-вторых, Вашингтону, надо полагать, импонирует радикальная антироссийская позиция Варшавы – в отличие от того же Берлина или Парижа с их постоянными заявлениями о мире по «украинскому треку». Кстати, как пишет Politico со ссылкой на дипломатов, Польша является одной из стран (наряду с Латвией, Литвой и Эстонией), подталкивающих Еврокомиссию к соглашению об ограничении цен на нефть в рамках девятого пакета антироссийских санкций, работа над которым стартовала в ЕС. Еще одно доказательство, что Варшава не сидит сложа руки.

В-третьих, Польша подходит США и в идеологическом плане – как амбассадор антироссийских настроений (напомню, что, по словам польского премьера Матеуша Моравецкого, «то, что ранее называлось русофобией, сегодня уже является мейнстримом, сегодня уже принято как очевидность, в которой мы функционируем»).

И, наконец, в-четвертых, Польша выгодно отличается от всех стран ЕС в плане вооруженных сил. Ведь если Шольц только заявляет о планах по увеличению армии, то Варшава это уже вовсю воплощает в жизнь. Так, за период с начала года по конец октября численность польской армии выросла на 16,5 тысяч человек – до 160 тысяч. И это – только начало. В мае текущего года в Польше был принят закон о национальной обороне, предусматривающий увеличение к 2035 году численности армии до 300 тысяч (250 тысяч профессиональных военных в ВС и еще 50 тысяч в рядах территориальной обороны). Однако судя по темпам, Варшава планирует форсировать сроки. Более того, численность польской армии может быть увеличена до 400 тысяч, о чем в конце июня заявил глава правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский.

И если совсем еще недавно этот сценарий с «возвышением» Польши до нового центра силы в ЕС носил лишь гипотетический характер, то случай с украинскими ПВО, упавшими на территорию Польши, показал, что это не только один из возможных, но и один из вероятных сценариев. «Встречайте грядущую военную сверхдержаву Европы: Польшу» – с таким заголовком на страницах Politico буквально пару дней назад вышел материал, в котором подробно разбираются военно-политические перспективы страны, которые авторы материала оценивают очень высоко.

Издание сообщает, что после падению на территорию Польши украинских ПВО «от Брюсселя до Берлина» прокатилась паническая атака, что Варшава пойдет на какие-то опрометчивые шаги по отношению к России. Однако ничего такого не произошло. Польские власти привели армию в состояние боевой готовности и стали ожидать дальнейшего развития ситуации. «Это спокойствие было порождено простой реальностью, которая в течение многих лет обходила стороной большую часть Европы: у Польши, возможно, лучшая армия в Европе. И будет только усиливаться», – говорится в публикации. Издание приводит слова высокопоставленного представителя армии США в Европе, заявившего, что ФРГ по-прежнему является главным логистическим партнером США в Европе, но «бесконечные дебаты Берлина о том, как возродить свои вооруженные силы, и отсутствие стратегической культуры снижают его эффективность в качестве партнера». В свою очередь Польша демонстрирует совершенно иную стратегию. В частности, Варшава намерена повысить планку расходов на оборону с 2,4% ВВП до 5%, тогда как Германия на сегодняшний даже не знает, сможет ли потратить 2% ВВП на оборону по новым показателям НАТО (в прошлом году расходы ФРГ на оборону составили всего 1,5% ВВП).

Правда, пока авторы материала не уверены в том, что военная мощь Польши конвертируется в политическое влияние в Европе. Однако судя по тому, что вес обороноспособности сейчас существенно вырос и Польша в глаза США представляется «интересным» партнером, это вполне может случиться. Особенно с подачи самой же Германии, которой, как отмечает Politico, выгодно поддерживать Польшу, в которой ФРГ видит буфер, отделяющий от РФ. Но в Штатах, в свою очередь, рассматривают это как попытку «отлежаться на гамаке», пока другие «делают всю работу».

Таким образом уже сейчас можно констатировать растущее разочарование США насчет Германии (тут будет уместно вспомнить и поездку Шольца в Китай, которая, думается, не очень порадовала американцев с учетом того, что именно КНР является главным стратегическим противником США). А вот касательно Польши – тут, очевидно, симпатии лишь растут. И, что самое главное, Польша оправдывает все ожидания. Так что не исключено, что в скором времени в ЕС появится еще один центр силы – Варшава. Пока что – в противовес Берлину. Но кто может поручиться, что со временем этот противовес не отойдет в сторону? В том-то и дело, что – учитывая современную неспокойную геополитическую обстановку – никто. Будущее может быть очень щедрым на сюрпризы, как мы все прекрасно знаем по 2022 году.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ