Чьи интересы представляет Роман Абрамович?

1 год назад

Как-то за несколько лет до начала СВО пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что теперь в России нет олигархов, то есть богатеев, рулящих политическими процессами и «нагибающих» эти процессы под себя. Но, как ни странно, СВО показала, что олигархи в РФ еще есть. Правда, российские больше по месту нажитых капиталов. Как Роман Абрамович – гражданин РФ, Израиля и Португалии, имеющий кучу элитной недвижимости по всему миру и проживающий преимущественно в Великобритании.

Роман Абрамович. Фото: news.sportbox.ru

Но будем беспристрастны: Абрамович – фигура действительно легендарная. Посудите сами, начав свою карьеру простым механиком на СУ-122 треста «Мосспецмонтаж», это было в конце восьмидесятых, Роман Аркадьевич через бизнес-посредника и нефтетрейдера «дорос» до олигарха, который продолжает выступать в роли «решалы» и после начала СВО. Прямо чудеса какие-то: все российские олигархи воют под санкциями, к политике даже близко не подходят (если только как Усманов – пытаются добиться снятия санкций), а имя Абрамовича с завидным постоянством всплывает в ходе СВО. И не только в связи с разными ограничениями, наложенными правительствами западных стран (ну, как ни крути, футбольный клуб «Челси» ему все-таки пришлось продать и санкции на него тоже наложили).

Начнем сначала, а именно с мирных переговоров в Стамбуле, на которых присутствовал российский олигарх и далеко не в качестве почетного гостя. Как отмечает журналист Владимир Хомяков, Абрамович находился, «очевидно, в статусе куда более высоком, чем Мединский и Арахамия, ибо прежде чем принять официальные делегации, формальный организатор переговоров Эрдоган пообщался именно с ним, в то время как обе делегации не удостоил даже рукопожатием».

И что тут важно: а кого он представлял, за чьи интересы боролся? Кремля? Песков же говорил, что «Абрамович задействован в обеспечении определенных контактов между российской и украинской стороной, и он не является официальным членом делегации». Но Песков много чего говорит. И тут как-то странно выходит, если судить по итогам переговоров. А итоги для Кремля были, мягко говоря, не очень: РФ отвела свои войска с Киевской и Херсонской областей, а также с Сумской и Черниговской, объяснив это «жестом доброй воли». И что самое любопытное, после этого переговоры накрылись медным тазом (хотя, по слухам, все шло к подписанию мирного соглашения, по которому за РФ оставалась ЛДНР и снимались все претензии Киева на Крым, а все остальные территории оставались за Украиной). То есть, по сути, если Абрамович представлял интересы Кремля, то как-то слабо верится, что его бы сохранили в качестве переговорщика и дальше, ибо миссию в этом случае он провалил. Однако то, что Абрамович участвовал еще в двух проектах в рамках СВО, говорит о том, что свой статус переговорщика он не потерял, а наоборот – закрепил его за собой.

Вспомним историю с обменом пленных, в которой тоже успел отметиться российский олигарх. По результатам переговоров состоялся обмен – 215 на 55. В пользу Украины. Причем среди этих 215 военнопленных были 108 «азовцев»*, которые, по словам спикеры Госдумы Вячеслава Володина, не подлежали обмену, а также 10 иностранных наемников, трое из которых были приговорены к смертной казне в ДНР. Ну да, конечно, тут можно сказать, что РФ получила Виктора Медведчука. Только вот вопрос: а зачем он нам? Показания он уже дал, так что все, что знал, теперь знает и СБУ, и ЦРУ, и МИ-6. К тому же свою миссию по продвижению российских интересов на Украине он, надо полагать, с треском провалил, активно «осваивая» те бюджеты, что, надо думать, выдавались ему под это. Поэтому вопрос покамест без ответа. Ну захотелось почему-то кремлевских небожителям вызволить Медведчука, ну хорошо, вызволили, но вот какой ценой! Результат явно в пользу Украины.

Или взять «зерновую сделку», на которой тоже отметился Абрамович (есть фото, где он на переговорах в Стамбуле сидит рядом с турецким адмиралом). По непроверенным данным, Роман Аркадьевич участвовал в консультациях по экономическим вопросам. И что в итоге? А в итоге еще хуже: Украина получила возможность вывозить суда с сельхозпродукцией, а РФ – репутационный удар в международном масштабе (вспомним, когда Кремль вышел из «сделки», украинские суда продолжили все так же вывозить зерно, но только уже под турецкими флагами).

Тут сам собой всплывает вопрос: а не украинские ли интересы вообще продвигает Абрамович? Вроде как даже похоже на правду (вспомним публикацию The Wall Street Journal, в которой сообщалось, что «глава Украины объяснил президенту США Джо Байдену, что миллиардер может быть, по его мнению, важным посредником в переговорах с Россией»).

Версия, конечно, заманчивая, особенно для пропагандистов и проч., но вот насколько она соответствует реальности? Согласитесь, если бы это было действительно так, то вряд ли бы Абрамович мог бы спокойно «заседать» в России, так ведь? Тогда как объяснить то, что в двадцатых числах ноября Роман Аркадьевич был замечен в Сочи при посещении кафе? К тому же если внимательно присмотреться, то все три вышеприведенных кейса свидетельствуют не столько о том, что Абрамович хоть и «работал» в интересах Украины, но представлял совсем не их.

Тогда чьи? Свои собственные? Да, эта версия как-то больше бьется с реальностью. Ведь после обращения Зеленского к Байдену (это случилось после «зерновой сделки») США не стали вводить санкции против российского олигарха (на тот момент времени они не были еще введены). И более того: если верить The Wall Street Journal, то президент Украины попросил своего американского коллегу, чтоб тот надавил и на власти Великобритании, чтобы те сняли с Абрамовича санкции (они, кстати говоря, ввели их против него первыми, Евросоюз присоединился позже).И что же произошло? Частично активы бизнесмена разморозили. На острове Джерси, входящем в состав Великобритании (это где-то около 7 млрд долларов). Но что тут важно? Это случилось после того, как российские войска оставили Херсон. Тут, в принципе, не лишенным смысла будет вспомнить активно циркулирующие в соцсетях слухи о том, что «херсонское отступление» было одним из пунктов нового мирного соглашения. То есть снова, предположительно, переговоры, в которых (снова же: предположительно – на что указывает то, что активы Абрамовича были разморожены сразу после) участвовал российский олигарх.

Но такой расклад предполагает крайне высокую степень субъектности Романа Аркадьевича. А вот в этом как раз и возникают сомнения. То есть да, в его случае вполне можно предположить, что он отстаивает свои интересы, однако то, что делает он это в одиночку и отстаивает только их, – в это верится плохо. Абрамович все-таки не Маск, впрочем, даже в случае последнего его субъектность вызывает определенный скепсис: за ним тоже кто-то стоит. А кто стоит за Абрамовичем?

Тут будет полезно сделать небольшой экскурс в историю и вспомнить, что настоящий успех к российскому тогда еще предпринимателю пришел после знакомства с Борисом Березовским. А вот уже после этого Роман Аркадьевич стал вхож в высшие политические круги. В конце ноября 2008 года экс-директор службы безопасности президента Александр Коржаков назвал Абрамовича казначеем «семьи». Абрамович якобы оплачивал счета дочери Ельцина Татьяны и ее будущего мужа Валентина Юмашева, работающего тогда на должности главы администрации президента, и финансировал предвыборную кампанию самого Ельцина.

Сейчас да, влияние «семьи» значительно упало, но говорит ли это о том, что пропорционально влиянию упали и амбиции? Тем более зачем замыкаться только на одной «семье» – Абрамович поддерживал дружеские отношения со многими влиятельными представителями либеральной элиты того времени – с тем же Аркадием Дворковичем, который выступил против СВО и покинул пост главы «Сколково». Можно вспомнить и Михаила Прохорова, и Алексея Кудрина, которого в СМИ называли одним из претендентов на роль преемника Путина, и многих других.

Возможно, Абрамович представляет как раз интересы этой общей группы, которая, в свою очередь, вписана в структуру либеральной элиты Запада?

Что уж тут скрывать: да, на Западе надеются, что «путинский режим» падет и Россия вернется на «правоверную» либеральную стезю. Возможно, кто-то надеется на это и в РФ, особенно – в кругах либеральной элиты, которая хочет вернуть утраченное влияние. Но там наверняка есть понимание, что если это гипотетически произойдет, то для того чтобы вписаться в новую реальность – нужно что-то предложить. Что-то вроде участия на стороне Запада и Украины. Мол, мы не сидели сложа руки, а вот помогали по мере сил: «азовцев»* освободили, например, с Херсоном подсобили и проч.

С этого ракурса роль Абрамовича становится понятной и вполне логичной: он-то и является представителем российской либеральной элиты, надеющейся на то, что когда-нибудь всё вернется на круги своя. Под сень либерального Запада. И активно – как мы видели по четырем кейсам – к этому готовящейся. Очень активно…

*Террористическая организация, запрещенная в РФ

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ