Трамп собрался подвести республиканцев под монастырь?

1 год назад

Теперь уже со всей очевидностью можно констатировать, что промежуточные выборы (с полным обновлением Конгресса и одной трети Сената) в США для республиканцев прошли крайне неудачно. Можно сказать (и это не будет преувеличением), что «красные» (цвет республиканцев в противоположность синему у демократов) потерпели фиаско – на фоне того триумфа, который им рисовали соцопросы и политологи.

Дональд Трамп. Фото: AP

Итак, вчера, как пишут NBC и CNN, стало известно, что демократка Кэтрин Кортес Мастро победила в Неваде своего конкурента республиканца Адама Лаксальта, таким образом принеся демократам 50-е место в Сенате. А это значит, что большинство в Сенате остается за демократами. У республиканцев 49 мест, 50-е им может принести победа в штате Джорджия, где второй тур выборов пройдет 6 декабря. Но существенно эта победа, если она будет, ничего не поменяет, так как в случае равенства нужный голос демократы получат от вице-президента Камалы Харрис, которая по совместительству является и председателем Сената.

Что касается Палаты представителей, то там, вероятно (но пока не точно, так как не было конечных результатов выборов), большинство получат все-таки республиканцы, но перевес у них будет незначительный: не то что бы там в два или три раза – на несколько голосов (максимум – на пару десятков). Что с политической точки зрения не так и существенно, учитывая: а) что он мог быть гораздо больше и б) что среди «красных» нет консенсуса и единства. Проблемы с последним у них были еще и до выборов (так, часть республиканцев выступала за усечение помощи Украине, часть – поддерживала демократов). Но вот после они приобрели, можно сказать, фундаментальный характер. И линией водораздела, границей стал не кто иной, как экс-президент Соединенных Штатов Дональд Трамп.

Дело в том, что во многом кампания республиканцев строилась как предвыборная кампания Трампа (по крайней мере, так эту ситуацию подавал он сам, то есть его политтехнологи). Ставка была сделана на то, что республиканцы одержат оглушительную победу, получив значительное большинство в обеих палатах Конгресса. Но результат, как мы уже знаем, не оправдал ожиданий. Хотя справедливости ради стоит отметить, что ожидания эти были ненапрасными: предпосылки действительно были. Рост инфляции и безработицы в контексте украинского кризиса могли сослужить республиканцам хорошую службу и, по всей видимости, сослужили бы, если бы не Трамп.

Трамп повел свою кампанию очень агрессивно, настолько агрессивно, что на горизонте (все, должно быть, помнят, что творилось в Вашингтоне в самом начале прошлого года, когда сторонники неистового Трампа чуть не захватили Капитолий?) замаячила гражданская война – в том случае если Трамп повторно въедет в Белый дом. А промежуточные выборы, не будем забывать, позиционировались Трампом как подготовка к президентской кампании. Следовательно, республиканцы так или иначе ассоциировались с Трампом. Думается, именно это и стало той основополагающей причиной, вследствие которой часть в принципе лояльных к республиканцам американцев отдали свои голоса за демократов (ну плюс еще и страх ввода запрета на аборты, который отвернул от партии львиную долю женщин).

Однако условное поражение Трампа (так есть все основания говорить, что республиканцы списали его со счетов) раскололо партию – на тех республиканцев, которые теперь планируют поддержать новую звезду Рона Десантиса, который триумфально победил на губернаторских выборах в штате Флорида, и на трампистов, которые будут тянуть одеяло на себя (то есть на Трампа). Кстати говоря, к большому, надо полагать, неудовольствию бывшего президента США, Десантис уже обошел его по опросам на потенциальных президентских праймериз – 42% против 35%. Но ясно, что Трамп сдаваться не намерен. Он будет продолжать бороться за свое президентство.

И вот эта борьба – она, по всей видимости, и станет тем камнем преткновения, о который разобьют голову республиканцы. То есть они будут теперь сконцентрированы не на противодействии демократам и, соответственно, администрации Байдена, а на внутрипартийных разборках: «Понятно, что теперь начнутся внутренние дрязги, главной задачей станет попытка уговорить Трампа не мешать Десантису в 2024 году. Трамп будет упираться, кто-то из его личных выдвиженцев все-таки его поддержит. В такой ситуации партия будет неспособна всерьез бороться с администрацией, тем более по сложной теме Украины. Одна надежда, что в данном случае глубинные мотивы этой администрации и какого-то числа республиканцев совпадают, и все реалистически мыслящие люди понимают, что дело нужно завершить как можно быстрее. Но надеяться на этот вариант не приходится. Выиграл на самом деле не Байден, выиграла идея «коллективного Запада»– она оказалась сильнее центробежных сил, олицетворяемых Трампом и той части республиканцев, что шла за ним. Выиграла вот та самая «блокополитика», о необходимости и неотвратимости которой мы говорили с 2017 года. В чем сила этой «блокополитики», это еще предстоит выяснить и понять», – отмечает философ, политолог, эксперт по американской политике Борис Межуев.

Однако есть два момента, на которые республиканцам не помешало бы обратить внимание. Первый: это усталость американцев от агрессии и конфронтации. Причем это правило действует, пожалуй, на подавляющее число граждан Европы (этим, кстати, можно объяснить и приход к власти консерваторов в Италии). Сначала коронавирус с его локдаунами и едва ли не принудительной вакцинацией, затем – украинский конфликт. Можно предположить, что если бы Байден изменил свое мнение по поводу переговоров с Владимиром Путиным и поспособствовал урегулированию «украинского кейса» со всеми вытекающими (например, падением инфляции и проч.), то это серьезно увеличило бы популярность демократов среди американцев, дав первым неоспоримое преимущество на следующих выборах (хотя, возможно, этот план и реализуется, но немного позже).

И второй момент: проблемы экономического характера являются интернациональными. То есть ставка демократов на национальные меньшинства далеко не всегда может принести хороший гешефт: «13% чернокожих поддержали кандидатов от республиканской партии – это выше, чем те 9%, что проголосовали за них два года назад. Кроме того, поддержка выросла и в среде испаноязычных, которые на этих выборах впервые стали второй по численности электоральной группой в США.39% “хиспаников” проголосовали за республиканцев. Особенно высока поддержка республиканцев была среди мужчин и представителей старшего поколения. Испаноязычные– в среднем беднее, чем белые, и по ним особенно сильно ударяет нынешний инфляционный кризис со взлетом цен на продовольствие и топливо. Республиканцы смогли разгромно победить во Флориде именно за счет растущей поддержки “хиспаников”. РонДесантис выиграл даже в традиционно демократических округах вроде Майами-Дейд– где 70% населения являются испаноязычными. Причем за него проголосовали не только многие кубинцы и венесуэльцы, но даже пуэрториканцы – которые обычно поддерживают Демпартию. На текущий момент испаноязычные составляют 19% населения США – и их доля со временем будет только расти. Демократы всегда полагали, что эти демографические изменения сделают их господствующей силой в стране. Однако нынешние выборы показывают, что все не так однозначно», – пишет политолог-американист Малек Дудаков в своем телеграм-канале.

И именно на этом могут сыграть республиканцы. Но проблема в том, что вряд ли это выйдет в той мере, в которой это необходимо, учитывая назревающее противоборство между Десантисом и Трампом. Последний без боя явно не сдастся. И бой будет жесткий, что в конечном счете – если с Трампом не случится припадка благоразумия – выльется в уверенную победу демократов на следующих выборах.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ