С гимном по жизни. Норма заняла свое место, уродство – на периферию

2 года назад

Теперь в российских школах ученики раз в неделю будут исполнять гимн страны. Об этом нововведении заявил министр образования Сергей Кравцов.

В связи с этим вспомнилась давняя история.

Это было на самом краешке предмайданного времени. На ток-шоу «Поле чудес» девочка спела гимн страны. Что тут началось: в стане либеральной братии и моральных авторитетов поднялась настоящая буря, ребенок был моментально зачислен в разряд «уродов». Уже тогда светочу журналистики Ксении Лариной из-за этого исполнения гимна стало «стыдно за страну»…

Креативные и гиперпрогрессивные люди затянули свой давний спич о том, какой не правильный у нас народ, темный и забитый, с ним светлое будущее не построишь. Незадолго до этого Божена Рынска в порыве негодования из-за несостоявшихся надежд на выборы ополчилась на стариков, которых нещадно секла словесно в своем блоге: «невымершее поколение», «покорное муму». А тут ребенок, которого уже готовят к подобной покорности. Такова была главенствующая логика.

«Поле чудес превращает в уродов даже детей» – так тогда, в конце 2013 года, обозреватель «Эха Москвы» Ксения Ларина прокомментировала видео с исполнением ребенком гимна России.

Естественно, возникали вопросы: в чем провинилась девочка, ведь не в том, что в ноты не попадала? Спела не тот гимн? Или у журналиста вызывает чувство омерзения все, что касается государства, или она считает, что дети должны жить в безвоздушном пространстве и не понимать, в какой стране живут, быть милыми смешариками и лунтиками?

Тогда тему Лариной подхватил ее коллега по радиостанции Владимир Варфоломеев. Выступление ребенка он прокомментировал более сдержанно:

«Пятилетние принцессы должны петь о зайчиках и снежинках, телепузиках и смешариках, о маме и папе, наконец. Но вот этому-то их сейчас зачем учат?»

У Варфоломеева виноваты были родители, которые не окончательно погрузили своего ребенка в мир телепузиков. Но отчего исполнение гимна страны – не детское дело, он так и не прояснил. Видимо, прививать детям патриотизм и любовь к Родине – в принципе противопоказано, а с телепузиками в разных вариациях следует и дальше идти по жизни. Смешариком ведь может стать и модный блоггер, который все поведает о жизни и выдаст истину последней инстанции.

Тогда запомнился один из комментариев, оставленных к записи Лариной в «Фейсбуке» (признан в РФ экстремистской организацией – при. ред.):

«Просмотр комментариев напоминает посещение кунсткамеры, какие-то безобразные скрюченные физиономии в формалине. Сколько ненависти!» Компрачикосы…

И действительно, пропаганда всевозможных атавизмов, уродств, любых попыток покушения на нормы – особый доминирующий тренд. Чтобы быть в тренде, необходимо соответствовать и видеть уродство во всем, уродовать.

Норму, нормальное усиленно подменяли уродством. Производился особый выверт, в котором уродство могло претендовать на глубинные смыслы и эстетическое, а норма – не более чем проявление пропаганды, а значит, должно быть заклеймено.

Уродство нам навязывали по всем фронтам, во всех сферах культуры и искусства. Что трактовалось в том числе в качестве проявления творческой свободы художника, для которого норма – шаблон, стандарт, ущемляющий свободный полет.

Символом подобного уродства в прошлом году стал пугающий ликом памятник Алёнке, который вообще можно воспринять за образ нашей современной культуры. Куда не бросишь взгляд – повсеместные Алёнки.

Кинематограф – тотальная Алёнка. Будто обрушился огромный стеллаж с Алёнками, из-под которого никак не выбраться. Есть свои Алёнки и в музыке, как затянут, что хоть святых выноси. Литература – там тоже что ни текст, то идеологические Алёнки…

Образ Алёнки так прочно застрял у нас в головах, что часто воспринимается за эталонный – символ успеха, которому следует соответствовать. Алёнка формировала канон воспроизведения себе подобных. Этакая форма культурного диктата.

Этот памятник, вызвавший бурную общественную реакцию, снесли. Но вскоре появился другой – «памятник какашке» в Москве. Затем совсем уже свежий скандал с пародией на монумент «Родина-мать», выставленный в центре столицы. Их будто нанизывают бусинами на общественное сознание, чтобы доказать, что как раз подобное – норма. Что это – высокое искусство, отличное от профанного патриотизма и исполнения гимна страны.

Подобное годами трактовалось за свободное, независимое и передовое в противоположность кондовому и домотканому – отечественному. Все образы уродств как раз и были направлены на развенчание и нивелирование отечественной культурной матрицы, которая, как нам доказывали, уродлива и никуда не годится. Так в перестроечные годы с особым рвением перетряхивали и извращали историю, глумились над героями и низвергали цивилизационные ценности.

Для чего? А вот тоже из предмайданного времени пример: в вагоне московского метро тогда бросились в глаза рекламные объявления со слоганом: «Победы начинаются с английского». На каждом из них были фотографии молодых людей, а также детей, рядом с которыми шли надписи: «Мечтаю преуспеть в жизни!», «Мечтаю победить!»

Реклама чутка к типичному, к штампам восприятия. Рекламный продукт играет на стереотипах, присутствующих в обществе, и программирует их дальше: английский – шаг к победам. Русский – аутсайдерство? Так пропагандируются не просто утилитарные задачи, а определенный стиль мышления и поведения. Победы с английским – это уже практически аксиома, которую вбивали в головы молодым. Тогда же постепенно стали задумываться о патриотическом воспитании, но шло это с очень большим скрипом и проигрывало передовому винегрету, которым фаршировали головы подрастающих, с его образом успеха в стиле тех же телепузиков.

Плюсом же нынешней ситуации стало то, что этот морок, в котором нас собирались утопить и где бы мы окончательно потеряли себя, начал развеиваться и все стало возвращаться на свои иерархические места: норма заняла свое место, уродство – на периферию, как и маргинальные реплики в ее славу.

Понятно, что и после инициативы министерства образования пойдет типичный стон известных деятелей, доказывающих, что им вновь стыдно. А та же Ларина процедит «яжеговорила». Но все это уже не воспринимается за авторитетные точки зрения, а за то самое жужжание мошкары. Маргинальное.

Будем надеяться, что мы вышли на совершенно естественное и нормальное понимание патриотизма, исходящего из глуби отечественной цивилизации. На избавление от навязываемого комплекса аутсайдерства. Что тех же детей не будут продолжать отдавать на откуп телепузикам, а выстраивать совершенно нормальную систему родства со своей страной, через обучение истории с первого класса, через исполнение гимна России. Это нормально, так и должно быть в здоровой стране. А ведь еще совсем недавно подобное было бы немыслимо. Такой бы гвалт поднялся со всех сторон, что заглушил бы напрочь и выкорчевал любую инициативу. Но что-то меняется.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ