Испанский стыд космического масштаба, или Давайте отменим Гагарина

Валентине Терешковой за полет космический
В благодарность подарили член автоматический
/Старая частушка/

Фото: shutterstock

Космос был символом и мечтой для нескольких поколений людей, не только советских.

Многолетняя пропаганда, безжалостно освещаемая со всех сторон космическая гонка, наряду со спортом, уровнем жизни и вооружениями, – возглавляшая список соревновательных процедур двух систем, ну и пресловутое звездное небо над головой, – ну, вы поняли.

Космос был мечтой, еще более привлекательной в своей недосягаемости.

Мы все знали, что космонавт – это одно из высших званий, что-то такое, небожительское. Что отбор в отряды гордых исследователей превышает по тщательности любой другой отбор. Что полету в космос люди готовятся с детства, несмотря на свои уникальные физическе данные. Что тренировки занимают годы и годы, а риски настолько велики, что только абсолютно самоотверженные люди решаются на них.

Полет в космос это было геройство в чистом виде.
Поэтому гордость.
Поэтому Гагарин.
Поэтому легенда.

Но время, которое нам досталось, успело уже опошлить практически все.
До какого-то момента оставался недосягаем космос, в первую очередь из за дороговизны, конечно, вовсе не из за нравственных или идеологических соображений.

Однако длинные руки рынка и эффективных менеджеров сегодня дотянулись и до него, и вот космические туристы уже спокойно шастают туда-сюда, доказывая, что все можно купить и в общем, святая неприкосновенность высей суть миф.

Из чего следует, что все прошедшее время нам врали – да, подумаешь, космос, можно на выхах смотаться.

Впрочем, почему нет: когда то и подъем на Эверест считался делом невероятного геройства и мужества, а сейчас там к вершине очереди не хуже, чем к турникетам на утреннем Выхино.

В космос туристы зачастили уже давно.

Первый космический турист Деннис Тито совершил полет к МКС на российском «Союзе» аж 20 лет назад, приключение обошлось ему в $20 млн. Затем в космосе побывали еще несколько толстосумов: американцы Грег Олсен и Анюше Ансари в 2006, американцы же Ричард Гэрриотт (2008) и Чарльз Симони (дважды — 2007 и 2009), британец Марк Шаттлворт (2002) и канадец Ги Лалиберте (2009), этот заплатил уже $35 млн.

На данный момент стоимость полета у SpaceX составляет около $50 млн., да и компания Space Adventures, сообщает, что полет на «Союзе» к МКС стоит примерно столько же.

В принципе, почему бы и нет. Времена меняются. Когда-то героем становился односельчанин, побывавший в ближайшем городе. Потом – на другом континенте. Ну, потом Эверест какой-нибудь, (на минималках — Эльбрус). Теперь – космос, ну, прогресс, технологии, человечество покидает свою колыбель и так далее.

Это все можно понять – хотя, конечно, горько осознавать, что идеал и мечту нескольких поколений оказалось так легко купить… ну как легко? Все-таки, пятьдесят лямов бакинских – это, конечно, не очень легко, но само осознание, что мечту можно купить – это горькое понимание, да.

Пошел – купил.
Бабки есть, имею право.
А там, куда приходят деньги, разрушаются идеалы.
Первый космический турист вообще полетел в космос в возрасте 61 года – значит, и в самом деле, ничего такого страшного и трудного нет, и следовательно, че такого сделал ваш Гагарин?.. Давайте отменим Гагарина, его время прошло.

Но космические туристы по крайней мере, сами оплачивают свои причуды и в общем, не скрывают, что делают это для личного фана. Никаких громких слов про гигантский шаг для всего человечества, про честь страны или культуры не идет – просто возьмите мои бабки и дайте мне билетик до луны и обратно.

Нынешний же полет блатного режиссера и актрисы со сделанными губами подается публике как некий прорыв и многообещающее начало. Он, как можно предположить, призван объединить общество и преисполнить его (так говорят, вообще?.. Ничего, я попробую), гордости за страну и ее достижения.

Это не космические туристы, как бы дают понять нам. Это не а-ха-ха для пиара и фана, это – прорыв. Мы вместе, мы смогли, болеем за наших.

И конечно, наблюдая за процессом люди со вкусом испытывают испанский стыд.

Напомню для тех, кто немножечко в танке: во википедийной формулировке «Испанский стыд — чувство смущения от наблюдения за смущающими действиями другого человека».

Дело в том, что мы понимаем — нам врут. Мы понимаем, что пытаются эксплуатировать наши лучшие чувства. Мы понимаем, что нас держат за идиотов. И мы прекрасно понимаем, что это все не сработает, потому что мы не идиоты. Следовательно – эти усилия – напрасны.

«Мы летим снимать кино», говорят они. Да, кино тоже когда-то было чем-то сакральным, и хотя в наше время это отношение тоже давно размыто, мы понимаем, почему они говорят именно про кино, а не про музыку там, или художественное искусство. Охват больше, вероятная монетизация выше, вот почему.

И мы понимаем, что это все – про кино – наглый и бесстыдный гон; пять дней потеть в скафандре и мочиться в памперсы недостаточно для того, чтобы не только снять кино – а вообще, чтобы проникнуться романтикой межзвездных полетов. Романтики, строго говоря, там совсем немного: там тесные помещения, недостаток кислорода, неприятные запахи и никакого нового года.

Космос в кино и космос в реальности это совершенно разные вещи. И что-то с трудом мне верится, что кино планируется снять именно о реальности, в которую погружается сейчас самый высокооплачиваемый российский режиссер. Если какой-то там фильм и будет – а будет обязательно, $100 миллионов в его производство забросили еще не сняв ни одного кадра и, скорее всего, даже не имея сценария, — то в нем ничего не расскажут ни о тесноте, ни о памперсах.

Все понимают, что это – космический туризм, пиар-акция и частное приключение, причем тут объединение нации.

Теперь у нас поворот сюжет, держитесь крепче.

Юлия Пересильд. Фото: «Роскосмос»

Годовой бюджет Весьегонского района составляет примерно $4 миллиона, это, как нам любезно подсказывает элементарная арифметика, в 25 раз меньше стоимости полета двух мажоров. А в сам прекрасный Весьегонск нет внятной дороги: только направление. Сразу же, как заканчивается Вологодская область и начинается Тверская, дорога на Весьегонск превращается даже не в проселок, а в траншею, в некое последствие бомбежек 1941-1942 годов. Летом там еще можно на 4х4, осенью – лучше ни на чем не надо, так что если соберетесь в Весьегонск – лучше по зимнику, прочие варианты не.

Трудно поверить, что в 2021 году в России – не где-то за Уралом, а тут, буквально в нескольких часах от столицы, целый город – пусть и маленький, — живет в логистической блокаде. 11 000 человек, между прочим.

Казалось бы, какая связь между космическим туризмом за бюджетные деньги – мы же не думаем, что условная киногруппа заплатила за приключение из собственного кармана, – дорогами Северной Руси и совокупной гордостью за страну?

А она есть.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сухомлинов
Сухомлинов
9 дней назад

Служил на космодроме Байконур 2 года ,но это было после окончания учебки 5 месяцев , сдачи выпускных экзаменов и строжайшего отбора 2 солдата из1,5 тысячи выпускников !!! Получив звание и 10 солдат я, стал ,вместе ,с начальном капитаном испытывать 2 системы перед запуском космического изделия за 2 недели , все было и не спал по 2 суток ,и контроль 3 кратный !!! Приезжали к нам на космодром космонавты и кандидаты в космонавты все они окончили военные ВУЗЫ и были военными летчиками налетавшими по несколько тысяч на боевых самолетах !!! Мне сейчас смешно читать как взлетели и полетели 2 гражданских после 4 месяцев подготовки туристами в космос !!!