Степное буйство и невеселящий газ: о казахских беспорядках

2 года назад

В Казахстане вспыхнули массовые протесты. Причина – подорожание топлива. С нового года сжиженный газ подорожал с 60 до 120 тенге (с 10 до 20 рублей) за литр. Протестующие опасаются, что повышение цен на топливо приведет к удорожанию других продуктов. Первые митинги прошли 2 января в нефтедобывающей Мангистауской области.

Читаю такие новости с одной мыслью. И чего они там так расшумелись? Нам бы такие цены, как у них, пусть даже с учетом повышения. 

Напомню: сейчас у нас, в крупнейшей газодобывающей стране мира, цены на газ 34 рубля за литр. В прошлом году они поднимались до 40 рублей за литр, практически сравнявшись с ценами за литр бензина. И никаких тебе митингов протеста. 

Наш народ, да и я сам, уже привыкли, что цены и на коммуналку, и на газ, и на свет, и на проезд у нас поднимаются аккурат каждый Новый год. Не успевают прозвучать пожелания любви и счастья, а куранты пробить 12, как карета превращается в тыкву.

Поэтому меня искренне удивило бурное и трагическое развитие событий в Казахстане. К моменту написания этой заметки протестующие уже успели захватить мэрии городов Актау и Алма-Аты, а также поджечь здания прокуратуры, администрации, прокуратуры, РОВД и офиса правящей партии и ворваться в резиденцию президента Казахстана.

Казахи не стали раскачиваться долго и нежно, как белорусы, одевать белые одежды, дарить цветочки, выстраиваться в хороводы и ленточки-ручейки, а сразу приступили к жёстким действиям. Хорошо это или плохо для самого казахстанского общества? Сейчас всё видится в дурном свете. Разграбленные магазины, горящие офисы и косметические салоны, анархия – это всегда ужас-ужас на четырех конях. Но на любой процесс нужно смотреть в долгосрочной перспективе, и как нынешние события отзовутся в будущем – пока никто толком не знает.

Если сравнивать протест казахский с белорусским, то бросается в глаза то, что в Белоруссии он был изначально более массовым и организованным. К белорусскому протесту готовились, а казахский вспыхнул стихийно. Однако то, что протесты в Казахстане в считанные дни охватили всю страну, говорит о том, что: а) почва была и б) протестом пытаются воспользоваться недовольные отстраненные от кормушки и власти кланы. Да, за протестами кроется противостояние кланов и жузов, которые стараются использовать ситуацию в своих интересах. Судя по тому, что пишут сами жители Казахстана, выступления начались там, где живут представители кланов, оттёртых Елбасы от власти и денег. Основные беспорядки происходят главным образом в Западном Казахстане и в Алма-Ате, где традиционно много выходцев из этого региона, приехавших на заработки. Добавьте к этому слухи о недееспособности и болезни Нурсултана Назарбаева, которые циркулируют по социальным сетям, и картина становится яснее.

Но ещё более полной она становится, если учесть менталитет и национальный характер степняков. По стране понеслось степное буйство. Началась старая игра за лидерство среди отдельных разделённых родов по контролю за территориями, доходами и промыслами. Без многовекового государственного мышления, присущего народам, обладающим непрерывной государственностью, это очень опасная игра, которая грозит целостности страны и существованию самого Казахстана.

Но что точно учли казахи из белорусского опыта, так это понимание того, что с властью договориться по-хорошему не получается. Что власть, вступив в переговоры, рано или поздно перейдёт к репрессиям. Поэтому ей, власти, и не дают затянуть время. А оппозиция, не упуская темп, действует на опережение, выдвигая всё новые и новые экономические (отмена повышения пенсионного возраста, снижение банковских процентов, повышение пенсий инвалидам) и уже политические (отставка правительства и всех акимов, отмена обязательной вакцинации с куар-кодами) требования.

Касым-Жомарт Токаев. Фото: «Ақорда»

Власти явно не поспевают за развитием событий. «Шал, кет», – кричат на улицах. Что значит «дед, уходи». Внемлет ли власть Назарбаева гласу толпы или, дождавшись покрова ночи и вступления в силу комендантского часа, перейдет к жесткому подавлению протеста? Тут ещё вопрос в том, насколько выгодны беспорядки самому президенту Казахстана Токаеву, чтобы оттеснить от власти клан Назарбаева и стать самому новым Елбасы. Токаев уже объявил себя главой Совета безопасности Казахстана – должности, которая при трансферте власти пожизненно закреплялась за Назарбаевым. 

В сложившейся ситуации мне жаль простых людей. Причем не только казахов, а любых, тех, кто долгие годы ущемлялся жадной и тупой властью в любой феодальной или капиталистической стране мира и для кого в итоге не остаётся иного выхода, как идти на штурм крепости своего сеньора. Жаль прежде всего потому, что единственное, чего люди могут добиться в условиях отсутствия работающих гражданских и общественных институтов, в том числе института выборов, независимых судов и контроля за выбранными должностями – это тупо поднять на вилы своих обидчиков.

Как бы последние ни верили, что поймали птицу счастья за хвост навсегда. Не изменить жизнь к лучшему, а просто убрать текущих кровососов. Чтобы потом поставить на трон точно таких же, если не хуже, кровопийц. Потому что другой элиты и другой экономической и общественно-государственной программы у них для вас нет.

Нурсултан Назарбаев. Фото: Sean Gallup / Getty Images

У них – это всё у той же элиты, которая спокойно переждет революцию на виллах вне страны (чтобы не оказаться на вилах в своей собственной), а потом триумфально вернётся в свои дворцы. А пока они не вернулись и не взяли власть – гуляй, черный люд, гуди, степь. Получай, может быть, единственную за всю жизнь отдушину и сатисфакцию народного схода и суда. 

Автор: Ильдар Абузяров



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ