Сергей Марков. Четыре базовые причины столкновений Азербайджана и Армении

2 года назад

26 ноября президент России провел в своей резиденции Бочаров Ручей переговоры с президентом Азербайджана и премьером Армении. На удивление много обещает тон трехсторонней встречи – фактически стороны полюбовно условились, что до конца года договорятся о механизме нанесения на карты новой границы между двумя странами, чтобы впредь жить как мирные соседи.

Сергей Марков недавно побывал в Азербайджане на конференции и рассказывает, как выглядит ситуация изнутри. 

«ВН»: – Сергей Александрович, пока вы были на конференции в Азербайджане, на границе с Арменией опять начались тревожные события. Это было запланированное действие какой-то стороны? Или трагическая случайность, приведшая к тому, что Армения обратилась к России за поддержкой? 

– Эти боевые действия были необходимостью. Случайностью было, что началось все 16 ноября. Но то, что вообще они случились, это абсолютная необходимость. Поясняю, в чем там дело. 

Есть четыре базовые причины, которые генерируют военные столкновения. Я, кстати сказать, сам оказался очень близко к театру. Мы проводили конференцию в городе Шуша. И теракт был произведен прямо за два часа перед началом конференции, когда мы ехали, прямо на той дороге, где мы ехали, в метре от того места, где мы должны были проехать. Сначала восприняли это как трагедию. Но потом большинство участников конференции были убеждены, что теракт имел целью сорвать эту конференцию, чтобы люди побоялись. 

Итак, несколько причин военных столкновений:

1. Спонтанные диверсионные акты. Это связано с тем, что огромная часть армянского общества совершенно не примирилась с поражением во второй карабахской войне. Не примирилась с тем, что они отдали 70% этой территории. Не примирилась с тем, что их победили. Не примирилась с тем, что им придется, по всей видимости, через время отдать и остальные 30% территории. И они отвечают соответственно своей вот такой вот реакцией. Такими спонтанными действиями, народным терроризмом как бы. 

2. Есть политические организации в Армении, которые отвергают этот мирный договор, которые хотят его сорвать. Это уже организованный, но не государственный террор. 

3. Есть государственно детерминированные диверсионные акты. Они связаны со стратегией властей Армении. Они хотят оставить вот эту часть Карабаха армянской. Они прекрасно понимают, что армянская армия не может обеспечить защиту Карабаха, она уже сейчас намного слабее. И будет эта разница, по всей видимости, еще больше.

Поэтому они пришли к выводу о том, что нужно, чтобы армянскую часть Карабаха защищали военные не армянские, а других стран – российские, французские, возможно, каких-то других стран по санкции ОБСЕ. Для этого нужно переписать это соглашение. Франция очень готова его переписать, войти в этот переговорный процесс, переформатировать его, таким образом обеспечив интересы Армении. Этого хочет и руководство Армении. Но чтобы у Франции были основания войти в переговорный процесс, должны быть там проблемы – то есть продолжаться в той или иной мере боевые действия. 

4. Четвертая причина связана со следующим. Вот вышли азербайджанские войска на границу. Но эта граница четко же не обозначена. Демаркация и делимитация границы не проведена. В этих условиях не очень ясно, где она должна проходить. А там что произошло? За двадцать пять лет, когда армяне контролировали эти территории, рядом с границей, естественно, началось хозяйственное освоение. Где-то там природные ископаемые добывали. Там есть и золотые прииски, но не только они. Там стройматериалы и что-то такое. 

Пошли хозяйственные постройки, инфраструктурные постройки. Поставили коровники, где сельхозугодия. А значит, нужно было электричество провести и так далее. Они это хозяйственно и социально освоили. А азербайджанцы пришли и сказали: «Слушайте, это азербайджанская территория. Ну-ка, давайте, уходите». А те не признают, что это азербайджанская территория. 

Нужно делать все это по картам. Карта есть в Генштабе. Там, в общем, правота азербайджанская большей частью по картам. Но Пашинян боится идти к населению. Потому что если он придет и скажет им уйти… Его и так обвиняют, что он предатель и всё сдал там. И если он скажет: «Уйдите отсюда», то это ему будет слишком политически тяжело. Он с большой вероятностью боится это сказать. В этих условиях азербайджанская армия просто забирает эти территории. 

Вот базовые причины массированных атак. Все эти базовые причины останутся. Поэтому военные столкновения все останутся.

«ВН»: – Сергей Александрович, я выскажу свой тезис. А вы скажите, прав я или нет. Спорные территории могут жить спокойно только внутри сильной империи. 

– Да, совершенно верно. Когда есть один хозяин какой-то, этот один хозяин говорит всем, в чем должен состоять компромисс. А когда хозяина нет, то они никогда не договорятся о компромиссе. Возможна только окончательная победа одной из сторон. 

«ВН»: – Потом проигравшая сторона все равно начнет силу набирать рано или поздно. 

– По-разному бывает.

«ВН»: – Либо совсем исчезнет. 

– Ну вот, например, Турция победила Грецию в войне на Кипре. Победила, и всё. С тех пор Турция стала еще только сильнее Греции. Вопрос решен силой. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ