Михаил Веллер: «Жигули и мерседес сравните, пожалуйста! Вот примерно и воевали так же»

В среде культурологов есть расхожее мнение, что можно проследить логику развития общественной мысли в Европе XX века и увидеть истоки фашизма в романтизме и даже в Просвещении. Когда начинаешь копать, все упирается в Группу изучения германской древности, которая изначально, может быть, ничего плохого и не хотела. Так ли плохо, что сегодня массовая культура стала такой недалекой и травоядной? Не является ли благом сонная эпоха антипросвещения и отказ от идеи дать толпе элитарное искусство? Михаил Веллер высказался по этому поводу в интервью «Вашим Новостям». 

Михаил Веллер

Михаил Веллер. Фото: zaks.ru

«ВН»: – Михаил Иосифович, сегодня дураку говорят: «Вот для тебя отдельное жвачное искусство, дома в ипотеку, магазины, смотри сериалы, пей пиво». Зло ли это? Может, и успокоится этот массовый дурак? Ведь попытки его просветить заканчивались в истории плачевно. 

– Я боюсь, что здесь смешиваются несколько понятий. Что касается фашизма – надо отдохнуть от внушенной мысли, что фашизм – это правое движение или что какое-то этническое, романтическое. Фашизм – это левое движение. Фашизм – это вариант социализма, но социализма не по Марксу, а социализма корпоративного государства. Поскольку выражение «корпоративное государство» впервые было употреблено в Италии Муссолини, то с тех пор оно считается идеологически скомпрометировано. 

Реформы Дэн Сяопина превратили Китай в классическое корпоративное государство. А именно: одна партия, одна идеология, диктатура политбюро, цензура, в сущности один народ – ханьцы. Остальные народности там малочисленны. Уйгурам помногу дышать не дают. 

При этом все командные высоты – в руках государства, партии. Но частным лицам устраивать сельскохозяйственные коммуны, рабочие предприятия – ради бога. Им помогают, план отпускается очень «качающийся», вариабельный.

Михаил Веллер. Фото: images.ast.ru

Если мы возьмем фашизм Италии, то «фашизм» вначале был сугубо положительным словом. Когда столп американской журналистики первой половины XX века, великий Линкольн Стеффенс в 1922 году посетил Советский Союз, то, вернувшись, он произнес историческую фразу:

Я побывал в будущем – и оно прекрасно!

Ту же фразу он произнес, вернувшись из Италии Муссолини, где фашисты пришли к власти. Западная интеллигенция была в восторге от советского социализма, от итальянского фашизма. И года до 1936-го – от германского национал-социализма. Они даже сквозь пальцы смотрели на Нюрнбергские законы, которые ввели в 1935 году – ограничения евреев по гражданству, по специальности и так далее. На Берлинскую Олимпиаду 1936 года съехался почти весь мир! 

Летние Олимпийские игры 1936

Летние Олимпийские игры 1936. Фото: polzam.ru

И это рассматривали как государство будущего, где рабочие проводят отпуск на специально для них построенных круизных лайнерах; где люди объединены единой идеей; где они работают честно, работают добросовестно и получают за свой труд справедливую долю; где государство контролирует владельцев. Когда владелец занимается выгодным и нужным людям и стране производством, то ему дают беспроцентный кредит, если он пролетает. А если у него большая прибыль, то прибыль обрезают, а ему оставляют 5% – остальное уходит государству. Примерно так была устроена экономика Третьего рейха. И Бернард Шоу, и Герберт Уэллс были без ума от Советского Союза, а поначалу и от Италии, и от Германии. 

Это уже потом, в 1936 году, после того как Италия напала на Абиссинию, тогда мнения изменились. 

Трудно сказать, где социализм возник раньше – в Германии или в Англии. В Англии были ростки раньше, зато в Германии это носило более научный характер. Но поскольку советский опыт привел к страшным репрессиям и к кровопролитной Гражданской войне, где одни граждане истребляли других граждан, то и в Германии, и в Италии сказали: «Ни фига этого не будет! Мы – одна страна, один народ, и у нас не будет, чтобы одни истребляли других». Вот, в сущности, и всё отличие. Всё остальное – то же самое.

Фото: starsity.ru

И дело здесь не в том, что какие-то там этнические корни, какой-то Ницше, какая-то романтика. Дело в том, что выросла могучая промышленная база. Выросло социалистическое движение. Добавочный продукт позволял кормить огромное количество людей. А поскольку людям всегда хотелось лучше, чем раньше; поскольку Первая мировая война привела не просто к разочарованию в буржуазных порядках и в законах государств, ввязавшихся в войну, но к отрицанию этих государств и ненависти к этим порядкам – то и советский социализм, и германский национал-социализм, и итальянский фашизм были реакцией на убийственную Первую мировую войну, на совершеннейшую несправедливость распределения жизни между буржуями, которые трескаются от денег, и остальными, которые гнили в окопах.

После той войны разоренная Европа впала в депрессию, жили нище. И немцы были нищими и обобранными. И французы были очень бедны. Хемингуэй и Фицджеральд на доллар были черт-те кем в Париже. И англичане были очень бедны. Вот именно этим объясняется возникновение фашизма как учения о справедливости для своей страны. 

Если у немцев разговор шел о социализме только для арийцев, то у Муссолини – нет. Любой, кто чувствует себя принадлежащим великой римской, итальянской культуре, нашему языку, нашей стране – разумеется, наш. Когда его Гитлер нагнул к репрессиям против евреев, уже в 1942 году, было, к сожалению, иное. Вот так обстояли дела с фашизмом. Сейчас запрещено об этом говорить. Не сметь! Но идеология всегда и везде идет впереди событий. На Западе идеология впереди науки в одном, в России идеология впереди истинной науки в другом. Нельзя сравнивать социализм и национал-социализм или фашизм. А это явления совершенно одного корня! 

Иосиф Сталин

Иосиф Сталин. Фото: life.ru

Одна партия, один закон, одна цензура, милитаристский строй! О чем вы говорите? Никто не поубивал столько своих, сколько Советский Союз!

Так вот, отвечая на вопрос, который вы задали. Уничтожение образования, в первую очередь, школьного, а потом и высшего, на Западе и в России выглядит несколько по-разному. Оно идет на одну и ту же помойку параллельными путями. В Америке это делается под маркой совершеннейшего равенства. Грубо говоря, если мы не можем сделать так, чтобы все афроамериканцы и латиноамериканцы успевали по точным наукам так же хорошо, как белые, значит мы должны упростить программы и снизить уровень обучения настолько, чтобы они в этом тоже хорошо успевали. То есть не можем сделать всех умнее – сделаем всех глупее. Будем ровняться не по умным, а по глупым. 

Что из этого выйдет – совершенно понятно. Там уже чуть не все специалисты – это китайцы, индусы, частично сбежавшие русские, российские евреи и так далее. 

В Европе происходит примерно то же самое. Ученикам можно все – учителям ничего. В России аналогично. И вот систему школьного вредительства в России я немного не понимаю. Это можно отнести только на счет несравненной российской организации. Это именно то, почему Россия никогда не была и никогда не может быть Европой. Когда речь заходит о создании российских административных систем, то российская бюрократия бездарна настолько, что с ней не сравнится ни одна из известных. Ну, может быть, только африканская. 

Фото: russia-artsakh.ru

Когда говорят о том, как Красная армия громила Вермахт!.. Жигули и мерседес сравните, пожалуйста! Вот примерно и воевали так же. 

Вы о чем вообще говорите? Производительность труда сравните в России и в Германии. Вот и воевали примерно так же! Речь не о солдате. Вот на советского солдата никто не жаловался. Командование бездарное! Переправы без плавсредств, штурм городов к юбилейной дате, на любую погоду плевать. Организационные способности у нас – это большая редкость. Когда попадается такой, как Рокоссовский, это удача, исключение. Опять же, поляк.  

Я даже фамилию помнить не желаю этого мурла, который заявил, что «хватит нам воспитывать творцов, мы должны воспитывать квалифицированного потребителя».

Два года общего режима – на лесосеку! Два года, и без права занимать впредь какие бы то ни было административные должности! За одно это высказывание. Потому что когда ты видишь, что ученику можно все, а учителю ничего, возникает вопрос – а это зачем?! В мои времена чтобы ученик обматерил учителя?! Я учился в разных городах, в разных школах. Я и представить себе такого не могу. Я вообразить себе не могу, чтобы ученик на учительницу поднял руку!

Фото: mweller.ru

Здесь все очень просто. Все, кто не желает учиться, вышвыриваются вон из школы. Все, кто ведет себя черт знает как, отправляются в специнтернат. Потому что лучше выкинуть половину в отбросы общества, а вторая половина будет достойными людьми, чем все будут черт-те кем. 

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Людмила
Людмила
5 дней назад

Революция в России привела к гражданской войне не сама по себе,а потому что была спровоцирована Антантой,которая уже заранее разделила ее на куски как добычу. Веллер об этом не знает?

Михаил Н.
Михаил Н.
6 дней назад

Михаил Иосифович — один немногих людей,говорящих на русском языке и называющих вещи и реалии своими именами.