Феномен Киева, или Как делить Украину 

3 года назад

«Украина должна избавиться от кириллицы и перейти на латиницу. При этом английский язык должен стать обязательным для изучения с детского сада» – этот месседж из уст секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Алексея Данилова в интервью на радио 11 сентября не обрушил кремлевские башни или печерские холмы, но вызвал некие информационные волны, которые на Украине, как показывает опыт, всегда приводят к центробежным тенденциям.

Любая попытка обострить языковой вопрос в итоге оборачивается для страны частичной или полной потерей контроля над теми или иными территориями, в чем, по сложившейся традиции, позже обвинят Россию. Вопрос только в том, когда и где это рванет и кто следующий попросит у России защиты и поддержки, теперь уже для защиты своего права пользоваться наследием Кирилла и Мефодия. 

Г-н Данилов, видимо, не лукавит, когда называет этот переход «фундаментальной вещью» для Украины. Правда, он не раскрывает, какую Украину он имеет в виду. Что же касается той Украины, где сейчас находится Киев – мать городов русских и в которой кириллица используется с 9 века, то в этой реальности ученые-лингвисты высказались совершенно определенно: так делать не стоит.

Украинская письменность основана на кириллице много веков, и изменение ее формата на латиницу является разрушением традиции. Кириллица в Украине существует по крайней мере спорадически, то есть частично, с IX века, а с Х века началось массовое распространение кириллической книги – а это то, через что утвердилось наше государство. Потому что через кириллическую книгу киевский князь посылал своих губернаторов (теперь так говорят, а тогда говорили – посадники) в разные города,

– рассказал директор Института украинского языка НАН Украины Павел Гриценко в эфире телеканала.

Общественные деятели, политики и чиновники, впрочем, также не бросились горячо одобрять отрыв Украины от своего прошлого окончательно. Например, против выступили бывший глава Института национальной памяти, нардеп от «Европейской солидарности», одиозный Владимир Вятрович, нынешний министр культуры Александр Ткаченко и архиепископ ПЦУ Евстратий (Зоря). 

Казалось бы, отработав идею на ЛОМах (лидерах общественного мнения) и отметив ее непопулярность, СНБОУ может отложить тему в долгий ящик, осознав, что путь Узбекистана для Украины неприемлем. Однако проблема в том, что до сих пор данный орган не «скомпрометировал» себя нахождением действительно эффективных путей решения национальных проблем. 

Гораздо более ясным становится направление течения «государственной мысли», если посмотреть на участие в этой дискуссии зарубежных партнеров Украины. Глава МИД Павел Климкин в соцсетях рассказал, что в понедельник он поговорил с представителями стран Центральной Европы, среди которых были журналисты, писатели и бывшие политики, «о судьбе региона и роли Украины в центральноевропейском сообществе».

Я абсолютно убежден, что Центральная Европа может полностью возродиться только после освобождения Украины от постсоветскости. Только в таком случае это будет цельный, самодостаточный и успешный проект,

– написал министр у себя в Facebook. Итак, после того как украинский истеблишмент «продал» русский язык и благополучно «проел» свои бонусы, утеревшись после Крыма и Донбасса, на кону – кириллица и членство страны в НАТО. Поиграв с членством и получив «красную карточку» от вашингтонского обкома, Зеленский взялся за символы. 

Приведет ли это к окончательному расколу страны – теперь уже не столько на тех, кто любит русский язык и лоялен к РФ, а скорее на тех, кто «дружит с головой» и не хочет участвовать в подобном маразме с далеко идущими негативными последствиями, и на отпетых «патриотов»?

Что касается Украины, о которой, собственно говоря, идет речь в месседже Данилова, – это некая виртуальная страна будущего, фундаментальной основой которой является полная потеря исторической памяти, мозаичное мышление, разрыв связи поколений и неспособность толком ни читать, ни писать, ни мыслить на каком-либо языке вообще, кроме как на плохом английском, т. е. классическая колония с безнадежно отставшим в умственном и культурном плане населением.

Именно такая Украина и строится сейчас иностранными колонизаторами и их наместниками. Действительно, проект Украины как анти-России, где догадаться об этом будет некому. И те, кто осознает такое фиаско идей о независимом европейском либеральном пути для страны, как бы ультрапатриотично они ни были настроены, сейчас откровенно об этом высказываются. Пока могут, естественно, т. к. когда проект запустят в «работу» и на него выделится большой бюджет из государственной казны и каких-то фондов а-ля соросовские, оппонировать этому процессу станет небезопасно. И к выученной общественной беспомощности украинцы получат и выученную интеллектуальную. Кто сможет помешать этим даниловым запретить какую-либо другую письменность в стране, кроме псевдописьменности нового времени? Что произойдет с мышлением детей и подростков в такой ситуации? И это далеко не единственный вопрос. Жёсткий градус такого треша может подогреть центростремительные настроения даже больше экономических проблем. 

В СМИ уже неоднократно обсуждалась тема, а что было бы, если бы Россия действительно вмешалась во внутренние дела Украины. Какие регионы были бы к этому лояльны, а какие категорически нет. Тема, собственно, не нова, регионы поделены. Но вот Киев как столица новой Украины и как «мать городов русских» остается неким котом Шредингера, до сих пор никак четко не обозначившим себя ни в соцопросах, ни в других более скрытых исследованиях. 

И немудрено! Потому что в Киеве… практически не осталось киевлян. Помимо естественной миграции провинции в столицу, с 2013 года город искусственно насыщался переселенцами с западной, украиноязычной и радикально настроенной части страны. И если еще 5 лет назад украинская речь на улицах, в кафе и транспорте была большой редкостью, то сейчас картина совершенно другая. В центре это 50/50, а на окраинах мы слышим больше украинской речи, чем русской.

Впрочем, слышим мы на самом деле «суржик» – некую причудливую смесь украинских и русских слов пополам с латинизмами. Кстати, идея «латинизации» Украины не нова и принадлежит полякам, которые в начале 2000 годов уже пытались с помощью дочернего соросовского фонда проводить соответствующую работу среди журналистов, выдавая этот странный символьный код за чистый украинский язык. В это же время другие «дочки» Сороса работали над созданием «демократических» настроений в умах журналистов и общественников, и чем это закончилось – мы видим сейчас. Поэтому недооценивать данные месседжи не стоит. 

Что же касается коренных киевлян и раннее ассимилированных переселенцев из других регионов, которые и составляли русскоязычное большинство столицы Украины, то они никак не сопротивлялись маргинализации города, принимая этот процесс за активное сопротивление российской агрессии на границах страны. Фактор войны сыграл свою роковую роль, и Киев сегодня скорее антироссийский, чем нейтральный. По крайней мере, если говорить об активных членах общества – писателях, журналистах, политологах, экспертах и проч.

Даже ранее сотрудничавшие с российскими структурами ЛОМы сегодня не скрывают своего негативного отношения к соседу и переходят на мову в знак протеста. И причина здесь не только в праведном гневе, есть немало обиженных за то, что фактически они оказались брошенными во «внутренней эмиграции» на растерзание «патриотам», а нужно было выживать. Тем не менее, если мы отойдем от «общественности» и посмотрим на так называемых «простых» людей, то увидим совсем другую картину.

Если особо «патриотичные» мигранты уедут по домам, останется много представителей рабочих профессий, которые с облегчением выдохнут и заговорят на своем родном русском языке. При этом в случае улучшения социально-экономической обстановки вздохнет с облегчением и политически пассивная интеллигенция. А самым интересным и неожиданным в этих изменениях общественного градуса могут стать сами… политики и их верные эксперты. Вот здесь скорость переобувания в воздухе точно будет прямо пропорциональна степени заангажированности их в новых, хлебных проектах абсолютно любой власти. И в этом, к сожалению, и скрыта основная национально-политическая идея Украины и ее отражения – Киева. 

Автор: Иван Жрец



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ