Глуховский и глупость

3 года назад

«Сам выхваляйся, коли люди не хвалят», – излагает секреты своей похвалы Глупость в известном классическом произведении. Глупости необходимо быть на острие общественного внимания, она стремится заворожить массы. Она не может существовать в тени и всегда жаждет почитания. И ей очень часто удается это, пока кто-нибудь не обратит внимание на полное отсутствие тех самых восхваляемых шикарных нарядов, вместо которых есть лишь стыдное, голое, ничтожное.

Методика этой похвалы сейчас очень востребована, ведь зачастую достаточно лишь облаков пыли, многого шума, который она производит. В позу глупости становятся очень многие, люди покупаются на мишуру, потому как кадры в новостной ленте очень быстро сменяются и их не успевают анализировать. Поэтому и востребован тип позера, якобы транслирующего смелые, умные вещи и претендующего чуть ни не на пророческий статус. «Поле чудес» для такого позера – обличение отечественных нравов и порядков. Так уж заведено. Надо только прокричать: «Крекс, фекс, пекс!»

Писатель Дмитрий Глуховский разразился гражданскими откровениями на церемонии гламурного издания GQ, по версии которого он стал «Писателем года». Уже говорят о том, что была произнесена «самая крамольная речь». Хотя какая там крамола, обычная конъюнктура, выдаваемая за таковую и направленная на благодарную публику, для которой подобное, что бальзам на душу. Призвал бы он, к примеру, принять ДНР или ЛНР в состав России – вот эта была бы крамола. Но для подобного смелость нужна.

Дурак в России – проблема. Впрочем, как и везде. Но здесь генерировалась особая их порода – приспособленцы, которые жонглируют своей глупостью, которую используют в качестве меты элитарности.

Этакие хохмачи, идущие по жизни смеясь и с камнем цинизма за пазухой. Подобный типаж с особой силой проявился еще в 80-е годы. Он расцвел и особенно ободрился в советскую перестройку. Это и мальчики-мажоры, и банальная фарца, и прочие разновидности шукшинских «энергичных людей», приученные слать свои депеши о нравах вовне. Здесь они высокомерны и надменны, а там и за ушком потреплют, и на пропитание дадут…

Дурак – не юродивый, а скорее стендап-комик – держащий нос по ветру конъюнктуры. Для него главное рисовка, поза, прикид с пафосной биркой, также и речи под модным лейблом. Их задача – не сказать новое слово, а проговорить тренд и стать с ним в нужный строй. Тоже форма социального лифта, которая рядится в одежды гражданственности. Хотя по сути речь идет о банальном самозванстве.

Подобного рода публика никогда и ничего не сделает себе во вред. Не поставит под угрозу личный комфорт, достаток, благополучие, не говоря уже о собственной жизни и здоровье. Их стихия – банальные спекулятивные подстрекательства и обличения. Что тот парень, сидящий перед компом и призывающий людей через гневные посты в интернете на баррикады. Люди пойдут, а ему капнет на счет. Сумма и будет мерой его деятельного участия.

По словам самозваного правдоруба, оруэлловский «1984» в России начался в 2014 году. Эта известный водораздел, по которому сейчас безошибочно определяется свой-чужой. Вот и для Глуховского все очень точно определено, что такое Крым, Донбасс, майский кошмар Одессы, очередная трагедия разделения некогда единого народа. Для него все это оруэлловщина, позволяющая с особым усердием все эти годы кликушествовать, монетизируя свою «бесстрашную» гражданскую позицию. При этом он никогда не будет обличать, например, украинские власти и порядки, творимые там, потому как это чревато и немонетизируемо. Все просто.

Крым, говорите. В том же 2014 году Глуховский писал, что «этот шаг стоил нам отношений со всем цивилизованным миром. Стоил нам нового железного занавеса, губительной экономической изоляции, превращения в страну-изгоя, которая вместо ООН будет скоро состоять в клубе людоедов». Тогда же высказался и про «самую большую одиночную камеру в истории человечества», что «нет никакого особого пути России», а есть только выбор: свобода или несвобода. Прошло семь лет. Теперь, видимо, он ощущает себя цивилизатором, попавшим в людоедское племя, а потому и мотивирует себя: не бояться…

Его главный тезис также незамысловат: здесь ад или прямой путь в ад. Это Глуховский прописал еще в своем романе «Текст»:

«На земле жизнь так организована, чтобы все люди непременно в ад попадали. Особенно в России».

Особенно… А дальше вокруг этой особенности можно сколько угодно водить хороводы и выплясывать, что и делает на потеху публики и ради собственного карьерного роста.

Откровения Глуховского – что обряд инициации для перехода на новый уровень элитарности. Вот и шлет он код-послание только для своих с заверениями: я такой же, как вы, я не быдло, не овощ, который режут и кладут в салат. Желательно, чтобы все это сопровождалось закадровым смехом, воспринималось легко и непринужденно – таковы законы жанра. Для быдла же известно что: лубковые истории Малахова и прочий телик с его официальной пропагандой…

То, что он делает – не более чем фарца: отлично конвертируемые, идеологически выверенные и совершенно безопасные вещи на потребу. Пожуешь такое во рту, пузырь надуешь, он громко лопнет. Это же бабл-гам. Чем не мультипликационный попугай Кеша?..

Вообще-то перед нами типичный пример кадровой политики нулевых. Тогда буквально штамповали на потоке циничных приспособленцев, которые всегда предадут. Возможно, кто-то надеялся, что те станут универсальными и эффективными менеджерами человеческих душ. Подобным давали трамплин, а дальше уже они действовали на инстинктах. На чуйке особой, тонко улавливающей все самые выгодные веяния. У нас до сих пор продолжают заигрывать с ними, покупаться на мишуру и платить дань энергичным дикарям-наперсточникам.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
2 лет назад

Ну вот и как с такими деятелями бороться? Гражданства лишать? Литературу их запрещать? Видимо, только через пропаганду и разъяснительную работу.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ