Военные в Алма-Ате сняли оцепление в центре города и ушли
Окружены были порядка 200 зачинщиков беспорядков
Скажу сразу и цинично: «Чем хуже, тем лучше!» (В. И. Ульянов (Ленин)).
Нынешние волнения ослабляют Казахстан и толкают его к рубежу, за которым его ждёт либо распад, либо резкое сближение с Россией.
Если волнения продолжатся и хаос будет нарастать, то ни о какой «особой» роли Казахстана как станового хребта Средней Азии речи больше идти не будет. Баста! Обычная постсоветская недострана! И выбор дальше невелик – подстилаться под Китай или прислоняться к России. Всё! Мелкие среднеазиатские сатрапии – Узбекистан, Таджикистан и вечно бурлящий Киргизстан тут никак не смогут выступить опорой. Слишком несравнимы масштабы.
Тщательно выстроенная витрина просвещенного, успешного государства казахов стремительно покрылась трещинами и готова вот-вот разлететься волной кровавящих всё вокруг осколков. Под фундаментом вновь заклокотала лава непримиримой ненависти и зависти друг к другу трёх жузов – родоплеменных объединений казахов, грозящая перейти в беспощадную схватку за место у кормушки, за обладание ресурсами и властью. И шансов договориться миром практически нет!
Центральная власть в Нур-Султане предпринимает попытки остановить набирающий масштаб политический кризис. Введено чрезвычайное положение, отключен интернет, сотовая связь. Но подавить волнения пока не удаётся, и если в ближайшие два-три дня это не удастся, то Казахстан может окончательно утратить стабильность и погрузиться в хаос, аналогичный тому, что мы наблюдали несколько лет назад в соседней Киргизии, благо казахи и киргизы – это народы-братья, и потому их поведенческие «коды» чрезвычайно похожи.
И тут необходимо сказать, что нынешний кризис – это не экспорт революции из-за рубежа, не чья-то злая воля, как сегодня кто-то пытается представить происходящее, а следствие собственных стратегических просчётов и ошибок, допущенных руководством Казахстана в последние полтора десятилетия. Все 1990–2000-е, умело играя роль «патриарха-создателя» СНГ, выступая на словах за максимальное сближение с Россией, президент Казахстана Назарбаев смог добиться особого положения на постсоветском пространстве. Богатейшая республика развивалась и укрепляла экономику, крепли связи с Москвой, Пекином, другими странами. Но после прихода в России к власти Владимира Путина, взявшего курс на восстановление России как мощной мировой Империи, Назарбаев, понимая, чем могут его клану грозить центростремительные процессы в СНГ, где центром была и оставалась Москва, решил сформировать некую новую «национальную элиту», максимально независимую от Москвы.
Тысячи казахов были отправлены на учёбу не в Москву, а в Лондон, Париж, Анкару, Токио. Именно они составили в начале прошлого десятилетия низовую управленческую и бизнес-элиту. В Казахстане как грибы после дождя стали появляться бесчисленные НКО, достигнув к сентябрю прошлого просто заоблачной численности – 16 000! С этого же времени экспертами стал отмечаться разворот в государственной идеологии с пророссийской на всё более явное дистанцирование от России и поддержку казахского национализма. К 2015 году эти идеологические установки ещё более укрепились, и в казахском национальном сознании начало осознанно формироваться негативное отношение к России как к враждебному государству и источнику всех современных казахских проблем.
В итоге казахстанская государственная арба начала входить в опасный вираж, где с одной стороны её стаскивала в пропасть антинародная элита, презирающая свой собственный народ и управляющая Казахстаном гремучей смесью средневековых «жузовых» законов: «Своим – всё! Чужим – ничто!», с другой – толкала на стену экономическая политика, сформированная оголтелыми рыночными либералами в Сорбоннах, Оксфордах и прочих фабриках западной элиты. Вся проблема в том, что Казахстан не на Западе, это не Запад, и он никогда Западом не станет. Начался стремительный дисбаланс экономического положения – сырьевые, промышленные регионы севера развивались, сельскохозяйственные, степные южные и западные приходили во всё больший упадок. Недовольство стремительно росло.
А со спины арбу нагонял выпущенный из бутылки джин оголтелого национализма, клановой войны. И вот теперь колёса казахской арбы ловят последние метры твёрдой почвы… Геополитическая попытка надуть через соломинку местного степного геккончика до размеров великого казахского дракона закончилась тем, чем и должна была закончиться – дракон просто лопнул!
Далее всё будет развиваться по «киргизскому сценарию»: смена кланов на политической вершине, волна погромов и грабежей, которая победившими жусами будет рассматриваться как законная добыча и компенсация за участие в «революции», затем придание внешней легитимности перевороту – видимость «свободных выборов» с заранее определённым победителем и очередной период очередного елбасы до следующего переворота.
Для прозападной элиты при таком развитии событий есть только один драматичный выбор – «»Ленд-Крузер» – аэропорт – Лондон» с дозаправкой в Москве или Баку. Или, на худой конец, – Стамбул. И, судя по карте известного сайта авиаперелётов Flightradar, оттуда уже во все стороны улетают «Эмбраеры», «Гольфстримы», «Бомбардье», не дожидаясь исхода событий.
При этом любую политическую пустоту попытаются заполнить националисты. Националисты самого пещерного, средневекового разлива. Они будут «тараном» любой новой «революции», которая развяжет им руки для насилия и грабежа…
Конечно, ситуацией политического вакуума постараются воспользоваться и джихадисты. Сейчас они находятся в подполье и ведут свою работу в самых бедных районах запада и юга (Атырауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская, Туркменская, Джамбульская, Алматинская области), часто маскируясь всё под тех же националистов, связывая идеи национальной исключительности с радикальным исламом. Сейчас их влияние минимально, но в период смуты они попытаются выйти из подполья и сформироваться в реальную силу…
Не исключено, что в критический момент он обратится к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с просьбой о поддержке. И в этом будет явно просматриваться воля остающегося сейчас в тени экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Безусловно, что Токаев получит эту помощь и с ней он сможет справиться с бунтующими жузами. В этом случае республику будет ждать долгий период особого положения, аресты и зачистка бунтовщиков, суды и приговоры. Но при этом Токаеву придётся очень серьёзно менять властную вертикаль. Проводить срез «окаменевшей» и бесполезной старой элиты, разбираться с «либералами-западниками», доведшими экономику страны до кризиса, сажать на цепь националистов…
Но кто бы ни победил в этой схватке за власть в Нур-Султане – Астане – Целинограде – Акмолинске, он будет крайне слаб. И он будет нуждаться в покровительстве и помощи. В том, кто «легитимизирует» его победу, кто выделит кредиты на восстановление рухнувшей экономики и поддержит организационно. И здесь нет рядом ни Польши, ни Прибалтики, ни Германии с Францией, ни даже США, которые так энергично взялись восемь лет назад за «накачку» «отмайданившей» Украины. Дотянуться сюда у них руки коротки! Есть Турция, но и ей перемахнуть через Каспий можно только с разрешения Москвы и Тегерана. Остаются только Россия и Китай. И выбор тут очевиден – Казахстан просто без следа растворится в китайском колоссе, реши он «прислониться» к Пекину.
Единственная сила, способная сохранить Казахстан в качестве суверенного государства – это Россия. Вот только будет ли она в этом заинтересована? И нужен ли нам Казахстан в его нынешнем виде?
Не мы выбросили сегодня лозунг признания автономий в его составе! Это местные жузы торопятся застолбить за собой нефтяные и газовые поля, рудники, ГОКи! Но Россия вполне может продержать эту политическую реформу – федерализацию Казахстана и даже конфедерализацию. И то, и то нас вполне устроит.
Русские регионы в такой федерации или конфедерации станут едва ли не самыми успешными! И в этих условиях уже не нужен будет ни «крымский», ни тем более «донецкий сценарий». Это будет совсем иной – «казахский сценарий». Возвращение громадных территорий в поле тяготения России без великих потрясений.