Кто боится Матвея Юферова, или Как власть съела чижика

2 года назад

«…Некто Орешкин, солдат, перебравший в царевом кабаке, начал буянить, задирать окружающих, а затем указал на царский портрет и крикнул: «Плевал я на государя императора!»

Орешкин был арестован, история дошла до Александра III. Тот, ознакомившись, четырежды ткнул пальцем в стол: «Суд прекратить, Орешкина отпустить, мои портреты из кабаков убрать, а Орешкину передать, что я на него тоже плевал!»

Исторический анекдот

Да. Дело было так.

Двое молодых лоботрясов, возвращаясь после дружеской попойки через Измайловский парк, ощутили, значит, избыточное давление изнутри и отошли поссать к ближайшей стеночке или ее подобию.

Подобием оказался стенд наглядной агитации, исполненный в стиле «отвяньте, мы просто пилим бюджет», на котором находилось фото ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Фролова. Мне, кстати, кажется, что подобные уличные стенды собственно к нормальной агитации и воспитанию патриотизма не имеют никакого отношения. Их и не замечает никто, деталь местности, наследство официозной советской пропаганды двадцатых, когда прибывшим в города крестьянам доводили партийную линию посредством плакатной графики – поскольку те читать не особо умели.

А в эпоху поголовной грамотности, мелькающих картинок, социальных сетей, глобальных платформ, телеграмм-каналов, 5G и всеохватного медийного вещания расстановка вдоль парковых дорожек стендов с полуслепым текстом в принципе выглядит несколько архаично. Но ладно, поставили и поставили, бюджет освоен, спасибо.

В общем, долбогрызы никакого внимания ни на текст, ни на фото не обратили, естественно, а просто приперло им поссать. И по молодежной хулиганке и синей волне обоссали они этот самый стенд. А один из долбодятлов, собственно Матвей Юферов, решил поделиться своим хорошим настроением с сетью – нынче это ведь тренд – и выложил фотку процесса для всеобщего обозрения.

Ну а тут в дело вступила жизнь – самый лучший и довольно-таки безжалостный режиссер.

Фотку эту в сети немедленно увидели добрые и неравнодушные люди (я вас спрашиваю, кто написал четыре миллиона доносов?) и переслали ее некоему Позднякову – весьма-таки спорному персонажу, числящемуся в основном по части хайпожорства и провокаторства, при этом, как я понимаю, имеющего нормальную крышу в силовых. Самым его известным проектом на данный момент является создание своеобразного русского Талибана (в России запрещен и порицаем) с идиотским названием «Мужское государство» (тоже запрещено и порицаемо), а самым известным шмыгом – инсценировка своего убийства. Там ситуация вообще очень мутная, слежу с интересом, но разговор не о том.

Так вот, Поздняков форсит на своих многочисленных и весьма посещаемых ресурсах присланное фото процесса, и призывает наказать и куротить. Позже именно этот форсинг даст повод посчитать, что фото распространял сам Юферов. Это дополнительно исказит действительную историю.

Следящий за регулярно хайпящим Поздняковым ресурс Life с удовольствием цепляется за скандальную новость, перепощивает и распространяет фото, придав истории еще большую огласку, но уже интерпретируя дуроломство Юферова как сознательную неонацистскую выходку.

Ок, кто же таков Матвей Юферов?

Это вполне интеллигентный ботаник из приличной (полной, это важно) семьи, отец – отставной военный, дед – тоже ветеран. А сам Юферов учится в РГГУ, катается на скейте, слушает хип-хоп, подрабатывает курьером и ни в какой сомнительной движухе не был замечен, тем более нацистской.

Да. В общем, интернет-мир хоть и большой, да маленький, и Юферову тут же начинают сыпаться письма счастья. Он тут же удаляет фото, записывает покаянное видео, а потом и вовсе убивает свои аккаунты, но уже поздно, центру «Э» тоже нужны показатели раскрываемости.

Парня вяжут, следствие идет меньше недели, Юферов подписывает все, что ему дают. Против него дает убедительные показания тот самый его друган – ну, понятно, это в обмен на то, что не сделают соучастником. Дома у Юферова три раза проводят обыски в поисках нацистской символики и т. п. Ни хрена не находят, естественно, но в итоге парню паяют четыре года колонии по статье 354.1, часть 4 УК: осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично с использованием интернета.

Статья эта предусматривает до пяти лет лишения свободы или выплату штрафа в размере 5 млн рублей. Что дали всего 4 года и штраф всего в три миллиона рублей – это, короче, еще спасибо надо сказать.

Ну Матвей дурила, это понятно. По-моему, хватило б административки, штрафа и леща, потому что этот поступок – если очистить от налипшей по ходу дела шелухи – просто мелкая хулиганка. Нахально ссать в публичном месте в самом деле нельзя.

Но – четыре года.

Так вот, когда я усомнился в соразмерности приговора, многие френды не согласились, поддержав решение суда. Более того, они сокрушались, что дали мало – надо было бы четвертовать, конечно, – а самого подсудимого называли не иначе как «ублюдок». Эта ненависть меня не удивила – обычное дело, интеллигенция, милые люди, гуманисты. Женщины, как обычно, кровожаднее.

Собственно говоря, с преамбулой все – она, конечно, затянулась, но надо было дать экспозицию.

Теперь то, ради чего я статью, собственно, и пишу.

Человек ненавидит то, чего боится.

А боится он всего непонятного, непредсказуемого и неожиданного.

Непонятно же, непредсказуемо и неожиданно для человека может быть примерно все, если он, этот человек, безграмотен, плохо образован и в целом неразвит.

Все это гарантирует низкий горизонт восприятия, отсутствие широты мышления, косность, скудоумие и главное – высокую внушаемость и управляемость.

Что, собственно, и является целью управленцев всех уровней. Легко и приятно манипулировать обществом, используя безотказно работающие рычаги непонимания, страха и ненависти.

Это можно сказать не только про Россию, это общемировая тенденция.

Общество сегодня практически повсюду стремительно правеет: впереди смутные времена, и люди инстинктивно пытаются к ним подготовиться. В базе правой идеи лежит консерватизм; а в базе консерватизма – непонимание и отрицание всего, что находится за пределами издавна очерченного круга. Поэтому консерватизм так устойчив, потому он, в общем-то, спасение в трудных цивилизационных ситуациях: сгрудиться и сплотиться у памяти предков и не дать себя рассеять. Но поэтому он – как топтание на месте и бесперспективен для цивилизационного похода. Время собирать камни, время разбрасывать камни… Впрочем, не об этом сейчас разговор.

Российская власть утеряла связь с народом, взаимодействуя с ним в основном через подачки и угрозы (собственно, кнут и пряник). Однако это взаимодействие неустойчивое, конечно, и рано или поздно приведет к эксцессам; необходима какая-то устойчивая и максимально широкая платформа.

Очень привлекательно с этой точки зрения выглядит религия – она устойчива, она консервативна, она задает четкие границы, отрицает критическое восприятие и уменьшает вероятность возникновения различных флюктуаций – кроме тех, которые порождает сама, бгг.

В общем, религия это самое то. Проблема только одна, но серьезная – страна у нас большая и многонациональная, религий много и даже после успешного придушения всяких конкурирующих иеговистов и адвентистов массовых религий остается как минимум три. А ведь есть еще и атеисты!..

В общем, ясно, что власти нужна какая-то своя, уникальная религия, не конкурирующая с остальными, но дополняющая их, связующая все слои общества, все национальности государства, все социальные и возрастные группы и все, прости господи, гендеры.

И власть ее придумала.

Современный культ Победы построен, как вы видите, по классическим образцам. Есть в нем свои обряды, свои гимны, свои святые, храмы, иконы, писания. Отрицать или порицать запрещено любую из составляющих частей культа. Его задача – стать бескомпромиссной объединяющей платформой для всего общества, никакой критики, никакого сомнения допускать тут нельзя.

Вера должна быть слепой, беззаветной, истовой, несогласные должны быть скинуты в условный Днепр вместе со всеми своими условными идолами.

В конце концов, если люди готовы жертвовать собой ради распятого две тысячи лет назад героя, почему бы им с такой же силой не уверовать в героев гораздо более близких времен, территорий и, главное, более связанных с каждым исторически?

Фундамент этого культа, разумеется, начала закладывать еще Советская власть, и то не сразу – а благоразумно подождав, пока не умрет большинство из апостолов, – и с теми же целями.

Ничего плохого в этом я не вижу, кроме главного: любой религиозный культ – это нетерпимость, косность и невежество. Превращение же в культ памяти Победы – очень опасное дело, и даже если это работает в краткосрочной перспективе, в итоге вызовет отторжение. Накачка же нового культа властью – часто нарочитая, неуклюжая и неубедительная – рано или поздно начнет работать на его отрицание.

И, честно говоря, глядя, с какой слоновьей грацией власть работает над этим вопросом, я иногда думаю, что же является истинной целью на самом деле.

В нашей истории мне жаль даже не столько невезучего дурачка Матвея Юферова – среди миллениалов таких большинство. Этот безобидный ботаник неожиданно – а такое всегда происходит неожиданно – попал в жернова большой политики и был наказан не за проступок, а именно что примерно: в назидание и острастку.

Мне жаль нас всех. Потому что это нас всех заводят на стремный путь нетерпимости и оголтелости. Все это уже было в истории и не раз; расколы возникают внутри любого, даже самого спаянного культа, и остроконечники в итоге начинают резать тупоконечников.

Власть растерзала Матвея Юферова не потому, что он в чем-то там особенно виноват, кроме своей дурацкой миллениальской расслабленности.

Просто она ужасно боится, что возводимое ею здание нового культа может оказаться из песка и что оно обрушится, если его стенку обоссыт какой-нибудь хипстер.

И все вы, кто призывает безжалостно распять бестолкового студента, изгнать всех мигрантов, отрезать Кавказ, закрыть границы, ограничить интернет, – все вы тоже просто боитесь, что окажетесь слабее и не сможете ничего противопоставить.

Потому лучшим для вас выходом кажется давить и не пущать.

Спокойно.

Не надо бояться.

Я абсолютно уверен, что мы вполне в состоянии противостоять вызовам времени, избегая в этом состязании ультраконсервативной косности, бессмысленной жестокости и религиозного мракобесия различного вида.

Если власть всеми силами государственной машины готова воевать с одинокими зассанцами, это говорит только об одном: она боится, вы боитесь, все боятся.

Но: боятся лишь слабые. И слабые в первую очередь духом. Неуверенные в себе и своей правоте.

Не надо бояться.

Надо становиться сильнее.

И чижиков надо воспитывать, а не пожирать.

Это наши чижики.

 

Больше от автора – здесь

 



Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Лариса
Лариса
2 лет назад

Автор, коль Вы Вы высказались атеистом и в плане религии, и в плане Победы, то, по сути, такие «чижики» — они Ваши. И воспитывать их поздно, детки выросли. Просто нужно объяснить таким «чижикам», что переступать границы недозволенного чревато. А сами границы, видимо, определят люди верующие в Великую Победу.

Лариса
Лариса
2 лет назад

Надо думать, это не первый акт мочеиспускания Юферова. Что же это он, в радости от совершенного, не запостил ранее осуществленные акты ? Да потому, что это сознательное действо, открытое проявление собственной позиции к итогам ВОВ и ее ветеранам. А автору, видимо, необходимо самому быть обмоченным такими же «подростками», что бы понять, что мало дали этому Юферову.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ