«Нам есть чему поучиться». Вице-спикер Госдумы Александр Бабаков о том, что нам стоит перенять у Ирана опыт выживания под санкциями
По словам политика, Иран готов с нами торговать, но мы не должны к этому относиться потребительски
Литературная среда – тот ещё клоповник. Но даже внутри него можно найти место ещё более гадкое – это поэтическое сообщество. Или даже сообщества. Во множественном числе. Тут занимаются «актуальными практиками поэтического письма», там подняли на флагшток знамя феминизма (опять залезли на фаллический символ и радостно на нём визжат!), здесь открыли кружочки для людей с хорошими личиками и т. д.
Наблюдатель со стороны вряд ли разберётся в нюансах. Скорее почувствует запах и отойдёт подальше.
Ну а я по неопытности лет какое-то время ходил меж них и натуральные насекомьи запахи принимал за нотки хорошего коньяка. Поэтому нагляделся на литературную среду и могу кое-что рассказать.
В нулевые и десятые годы основными трендами были примитивизм (когда пишешь как будто плохо, нарочито просто, но изподвыподверта), постконцептуализм (высмеивание советских, постсоветских и русских симулякров) и прочий прекрасный, ироничный, зубоскальский мирок и морок постмодерна.
Вот, например, Виталий Пуханов – видный литературный функционер, питавшийся с руки Анатолия Чубайса, а ещё совсем недавно – приличный человек и поэт. Но что-то в последние годы понесло его – и он начал откровенно хамить читателям в соцсетях, оскорблять живых и недавно почивших классиков и писать халтуру, обращаясь опять-таки к заезженным советским симулякрам.
Но если взять с книжной полки какую-нибудь старую его книжку стихов (например, «Школу милосердия», выпущенную в 2014 году), недолго полистать, пересмотреть читанное тысячу раз, обнаружится что-то такое:
В начале девятнадцатого века
Все истории делились на приятные и неприятные
«Попал в неприятную историю»
Или «со мной приключилась приятная история»
Была ещё «История государства Российского»
Но это совсем другая история – пренеприятнейшая.
Я беру, может быть, не самый наглядный пример. Это не Авдей Тер-Оганьян, рубивший иконы; не смеющийся кикиморой Дмитрий Пригов; не поедающий норму Владимир Сорокин. Повторюсь: обычный литературный функционер и поэт. Без лупы не разглядишь.
Но даже такие субъекты работали и продолжают работать в постмодернистской парадигме самого низкого пошиба.
Всё начало меняться, когда из своей каморки вышел Александр Проханов с романом «Господин Гексоген». Это было так удивительно – оказывается, постмодернистскую парадигму можно вывернуть наизнанку и обратить оружием против литературного клоповника!
Потом пришёл Михаил Елизаров с романом Pasternak. Чучело автора «Доктора Живаго» (оно же – симулякр) беспощадно уничтожалось. Самое оно для чтения в дурашливом настроении: главный герой донкихотствует с либеральными ветряными мельницами. Всё понарошку.
Потом Елизаров запел:
Акуджава с детства был горбатым,
Согнутым в дугу, как эмбрион.
Акуджава бегал по Арбату,
На горбу таскал аккордеон.
По Арбату бегал он когда-то
И играл для публики шансон.
А за ним влачились виновато
Штрипки его стареньких кальсон.
В песнях клеветал он на державу,
Воспевал фашизм и Гитлера́.
Вскоре повязали Акуджаву
На Арбате злые опера.
И литературная общественность крепко призадумалась: «А как так? Мы же Михаила Юрьевича пригрели! Владимир Сорокин приглашал его на званный ужин, Андрей Макаревич отмечал…»
Именно из-за Елизарова у наших оппонентов начала сбоить оптика. Было совершенно непонятно: ну вот же весь классический набор – симулякры, ирония, примитивизм, игра на понижение и многое другое! – но вместо того чтобы обличать Сталина, ГУЛАГ, Путина и прочее, писатель и музыкант отчего-то ударился, прости господи, в фашизм.
(Сначала опечатался и написал «прости господин», потом исправил – наверное, не надо было.)
Но если в десятые годы оптика сбоила, то после 24 февраля она напрочь сломалась.
О чём сейчас говорят в Риге, Тбилиси, Ереване, по всему Израилю? О стихах Дарьи Серенко – это такая девушка, которая никак не может найти себе места и поэтому занимается отработкой повестки: притесняют ЛГБТ-сообщество – она тут как тут; домашние насилие всплыло – она будет кататься с «Тихим пикетом» в московском метро (на картоночке напишет что-нибудь провокативное: будет скандал – хорошо, не будет – тоже ничего, отстояла свою гражданскую позицию); пойдёт наконец на работу в библиотеку – и начнёт писать о девочках-коллегах, которые страдают от страшной махины российского государства, мужской грубости и несовершенства мира.
Недавно Дарья написала пару стихотворений, которые моментально разлетелись по сети. Вот первое:
Встаньте, дети, буквой «Z»,
Лучше буквы в мире нет!
Нарисованная кровью
Полусвастика побед.
Победили? Победили:
Нас послали, мы убили,
Ну а что, таков приказ,
Скажут «фас», убьём и вас.
Смерть, конечно, лучше жизни,
Свет, конечно, хуже тьмы,
С Днём Победы над фашизмом,
Но теперь фашисты мы…
Постмодернистская парадигма работает на полную катушку. Несерьёзно, стёбно, слёзодавильно. Сидит где-нибудь в армянском кафе российский либерал, давится хинкалями, запивает вином и смеётся: как всё точно написано. Ай, Дарья, молодец!
А Серенко не успокаивается и пишет стихотворение «На смерть Путина»:
и травинка и лесок
даже в поле колосок
каждый день тебе пророчат
пулю в лоб или в висок
«чтоб ты сдох» – поёт река
«чтоб ты сдох» – бежит строка
её выложили в небе
золотые облака
птички, небо голубое —
это всё моё родное,
ну а ты и после смерти
не найдёшь себе покоя
ай люли да ай люлю
хорошо у нас в раю
тут воскресшие олени
кровь пьют мёртвую твою
Берётся известное благодаря фильму «Брат» стихотворение и перемалывается, чтобы ничего от него светлого и прекрасного не осталось. Доведение до абсурда да кровавые мечтанья – вроде плохо, глупо, ужасно и некрасиво… Не по-человечески наконец-таки. Но либеральный клоповник и это принимает. Так и нужно.
Всё жду, когда какие-нибудь Наталья Громова или Олег Лекманов вскинут руку в римском приветствии и прогорланят: «Смерть ворогам! Украина по-над усе!»
Но опять-таки, когда постмодернистскую парадигму берут на вооружение не любители, а профессионалы и живые классики, чувство вкуса у наших оппонентов меняется.
(Может, ковид тому виной?)
За последние три месяца написал текстов на отдельную поэтическую книжку Игорь Караулов – поэт и интеллектуал. Его в своё время продвигал Дмитрий Быков, но после 2014 года дружба закончилась. С ним случилось то же, что в своё время с Эдуардом Лимоновым…
Был случай в самом начале 1990-х годов: звонит как-то Сергей Чуприн, главный редактор толстого либерального журнала «Знамя», Станиславу Куняеву, главному редактору толстого патриотического журнала «Наш Современник», и делится восхищением: «Вот Эдуард Лимонов пишет так неоднозначно, что надо бы нам его печатать. А если вчитаться, перелистнуть книжку “У нас была великая эпоха”, то опускаются руки – только для вашего журнала такое и пойдёт…»
Игорь Караулов со своей уникальной поэтикой, конечно, должен брать все либеральные премии, на которых сидит Виталий Пуханов или какой-нибудь другой литературный функционер; а по содержанию – его тексты надо транслировать во время рекламной паузы по «Первому каналу».
Впрочем, судите сами:
«Назовите молодых поэтов», —
попросил товарищ цеховой.
Назову я молодых поэтов:
Моторола, Безлер, Мозговой.
Кто в библиотеках, кто в хинкальных,
а они – поэты на войне.
Актуальные из актуальных
и контемпорарные вполне.
Минометных стрельб силлаботоника,
рукопашных гибельный верлибр.
Сохранит издательская хроника
самоходных гаубиц калибр.
Кровью добывается в атаке
незатертых слов боезапас.
Хокку там не пишутся, а танки
Иловайск штурмуют и Парнас.
Не опубликуют в «Новом мире» их,
на «Дебюте» водки не нальют.
Но Эвтерпа сделалась валькирией
и сошла в окопный неуют.
Дарят ей гвоздики и пионы,
сыплют ей тюльпаны на крыло
молодых поэтов батальоны,
отправляясь в битву за село.
Есть косноязычие приказа,
есть катрены залповых систем,
есть и смерть – липучая зараза,
в нашем деле главная из тем.
Здесь нет никакого глумления. Симулякры не разрываются в клочья. Только ирония, самоирония, постирония, метаирония и сарказм – по поводу тех, кто не понимает важности происходящего, его человеческой и исторической значимости.
В определённых кругах это стихотворение 2015 года уже стало культовым и цитируется наизусть в больших хмельных компаниях.
Но за последнее время, как я и говорил, Караулова прорвало – и он пишет, пашет и пишет новые стихи. Уже разругался со всеми (или почти со всеми) либеральными приятелями, ему рассыпали наборы готовящихся книг, отодвинули от всех мыслимых и немыслимых литературных премий, а ему – всё равно.
Он только заглядывает иной раз в соцсети, видит какой-нибудь либеральный мем или ходульный симулякр и бросается писать. Выходит удивительно:
Помнишь односолодовый виски?
Без него мне в жизни было пусто.
Я тогда отслеживал новинки
дегенеративного искусства.
Я любил очкастых лесбиянок,
юношей с изящной формой зада,
Гельмана просторный полустанок
на задворках Курского вокзала.
Я бывал на ярких биеннале,
где рулила Маша или Лиза,
и меня ещё не проклинали
корифеи концептуализма.
Где во мне признали человека,
да и я поверил, что не овощ.
Где бродил с бокальчиком просекко
депутат Евгений Бунимович.
А потом они сожгли Одессу,
концептуализма корифеи,
и свою коричневую мессу
праздновали в каждой галерее.
А потом весенний Мариуполь
расстреляли рыцари дискýрса.
Тут-то и пошёл во мне на убыль
интерес к их модному искусству.
Я люблю донбасских ополченцев,
песни их про смерть и про победу.
Я люблю кадыровских чеченцев.
Я на биеннале не поеду.
И теперь, уже навеки русскую,
никогда любить не перестану
Вагнера израненную музыку
и желать спасения Тристану.
Надо ли говорить, что наши либеральные оппоненты не перестают выть? Как же так – был свой, а стоило пожать руку Захару Прилепину – и всё переменилось. Но подобным образом мыслят слепые котята, родившиеся только вчера. Кто давно наблюдает за литературным процессом, всё прекрасно видит и понимает.
Игорь Караулов решил сыграть рок-н-ролл и пойти против устоявшихся правил. Это, конечно, дорогого стоит, но поэзия превыше всего!
А то, что аромат коньяка больше не насыщает воздух, так это потому, что клоповник разворошили. Будем надеяться – дезинсектор доделает своё дело.
Как там обычно бывает? Обрабатываешь квартиру от насекомых – они перебегают к соседям. Рига, Ереван, Тбилиси, ну вы поняли, да?
Такой вот постмодернистский дискурс.
Извините, но разве автор этого очень точного стихотворения Серенко?