Переговоры завершились
Пока известно, по данным диписточника Reurers, что Россия потребовала от Украины вывести войска из новых регионов РФ
«Ваши Новости» продолжают обсуждать наиболее актуальные темы новостной повестки с блогером, общественным деятелем и главным редактором марксистской редакции «Трибун» Викторией Янтуриной. Для начала беседы мы выбрали самый злободневный вопрос – стамбульские переговоры и их перспективы. Но поговорили и о многом другом.
TURKEY, ISTANBUL — MAY 15, 2025: Russia’s Presidential Aide and Chairman of the Russian Military-Historical Society Vladimir Medinsky makes a statement to the media prior to RussiaUkraine peace talks. Alexander Ryumin/TASS
«ВН»: – Как вы считаете, может ли быть какой-то реальный результат этой бесконечной «челночной дипломатии», режиссером которой выступает Дональд Трамп? Как будут развиваться события вокруг СВО в свете бесконечных попыток провести мирные переговоры? Актуальны ли вообще сейчас дипломатические средства?
– Обсуждение стамбульских переговоров в российских и мировых СМИ за последние дни продемонстрировали просто весь спектр конспирологии, сказочных ожиданий и беспочвенных иллюзий. Ничего из этого вообще не имеет отношения к действительности: изначально инициированные Трампом попытки диалога в том формате, в каком мы их наблюдали и наблюдаем, нужны только ему: для медийных заголовков, создания себе имиджа «миротворца» и попытки через это поиметь, прежде всего, экономические и политические преференции для себя и своей страны со всех возможных субъектов политики.
Трамп – бизнесмен. Давно пора признать, что боевые действия в другой части земного шара волнуют его меньше всего, а жизни украинских и российских военных – подавно. Украинские лидеры, разрываемые «дипломатией» Трампа и европейско-английским «воевать до последнего украинца», и шагу не ступят без конкретных и четких коллективных указаний со стороны западных партнеров и «друзей».
Дональд Трамп. Фото: AP/TASS
А с такими указаниями сегодня большая проблема: Россия будет настаивать на признании территорий, вошедших в её состав по Конституции РФ, что не устраивает Европу, Великобританию и отсюда Украину. Россия будет настаивать на внеблоковом статусе Украины, её демилитаризации и гарантиях безопасности для своих границ, что вновь не устроит прежде всего европейцев и англичан. Россия будет настаивать на защите прав русскоговорящей части населения Украины, на прекращении уничтожения коллективного исторического наследия, на прекращении оголтелого антисоветизма, русофобии, что вновь натыкается на большую проблему: именно эти элементы современной украинской идеологии являются стержневыми, в рамках них накачивается ненавистью к «клятым москалям» украинское население. Население, которое должно иметь мотивацию стрелять и не задавать вопросов.
Почвы для переговорных позиций просто нет на данный момент. И, чего греха таить, – эта почва подготавливается на поле боя. Только перевес в военном отношении позволит не только усадить присмиревшую сторону за стол переговоров, но и заставить обсуждать условия, которые ей невыгодны, но единственно реалистичны. Всё остальное – временные меры с возобновлением боевых действий.
Сегодня Стамбул вновь закончился ничем: переговоры поставили на паузу, а отдельные сообщения в СМИ говорят о том, что Россия действительно затребовала юридического признания своих новых территорий и отказалась от 30-дневного перемирия. Учитывая состав делегаций с обеих сторон и их изначальный настрой, – ничего другого ожидать было нельзя. Трамповские невнятные попытки призвать к диалогу разбиваются о жестокую реальность: противостояние куда глубже и масштабнее, его нельзя решить с наскока и с детским посылом «давайте жить дружно».
Дональд Трамп. Фото: AP/TASS
«ВН»: – Прокомментируйте самоликвидацию Рабочей партии Курдистана. Это эпохальное событие. Почему именно сейчас? И каковы там причины и последствия?
– Рабочая партия Курдистана (РПК) заявила о своей самоликвидации: событие с формальной точки зрения эпохальное, учитывая длинную и сложную историю курдского народа, его национального движения, различных организаций, созданных для борьбы за свою национальную идентичность (в частности – РКП). Но всё-таки эпохальное оно с формальной точки зрения, и сейчас обсудим, почему.
Следует сказать, что вообще нынешний турецко-курдский конфликт длится более 100 лет (с 1921 г.), а «курдский вопрос» – краеугольный камень и вечно кровоточащая рана на теле Турции.
История турецких курдов тяжела: Османская империя, позднее Турция всегда осуществляли гнёт по национальному признаку в их отношении – отрицание курдской реальности, свободы слова, возможности участия в политике (за исключением отдельных представителей курдской знати). Курды не терпели: попытки договориться и мирно сосуществовать всегда сменялись подъемом оружия против турецких угнетателей. Курдские организации разной степени радикальности (от призывавших сотрудничать с турецкими властями до борьбы за полную независимость) в Турции и других странах создавались и ликвидировались, но именно РКП, образованная в 1970-е, системно и последовательно вела борьбу (в том числе – вооруженную), требуя демократизации и представляя социалистическую программу преобразований.
Бабушка и внучка наблюдают за празднованием Новруза в деревне Бесаран в провинции Курдистан, Иран / Википедия
Сегодня курды также требуют культурно-политической автономии и признания своей идентичности с правом на язык, чего турецкая власть им так и не предоставляет и, конечно, не планирует.
Лидер РПК Абдулла Оджалан с 1999 г. отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме на острове Имралы. Оджалан считается в Турции самым радикальным и кровавым террористом, поэтому турецкая власть бережёт его как зеницу ока. Однако в последние месяцы стало будто появляться некое потепление: например, министерство юстиции Турции разрешило депутатам от прокурдской Партии народного равенства и демократии посетить Оджалана. Это мероприятие было задумано как часть процесса нормализации отношений с курдами: да, Эрдоган продолжает нащупывать возможности привести непокорных к ногтю. И, видимо, у Анкары появились мысли, как решить конфликт.
22 октября 2024 г. союзник Эрдогана и лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели выступил в парламенте с идеей предоставить Оджалану трибуну, снять с него изоляцию, если тот призовет РКП разоружиться и остановить сопротивление. Уже эта новость вызвала много шума – интересный план примирения от ультранационалиста. Однако ещё больший взрыв в общественном мнении вызвала сама возможность Оджалана принять предложение: причем как со стороны курдов, так и со стороны всего турецкого общества.
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: EPA/ТАСС
И 27 февраля 2025 г. Абдулла Оджалан прямо из тюремных застенков действительно призвал свою партию сложить оружие и распуститься. Это он обосновал необходимостью «демократического консенсуса», «языком эпохи мира и демократического общества», а также призывом к миру со стороны Девлета Бахчели и президента Эрдогана. Позиция Оджалана ясна не до конца: не исключено, что он действительно пришёл к менее радикальным взглядам, ищет возможность консенсуса с турецкой властью и легализации себя в политике, ищет способ выйти из тюрьмы (что, естественно, маловероятно в его случае). Но и не исключено, что это стратегия «шаг назад – два шага вперёд»: радикализироваться через очередное «кидалово» и срыв договоренностей со стороны Эрдогана и приближенных.
В результате 12 мая 2025 г. РПК на XII съезде действительно объявила о своем роспуске и прекращении вооруженной борьбы.
Это событие потрясло как самих курдов, так и всю мировую общественность. Однако, и это важно, если внимательно изучить заявление РКП, то мы увидим, что:
Фото: Zuma\TASS
•съезд принял решение «прекратить деятельность, осуществлявшуюся под именем РКП». Это говорит о том, что продолжение борьбы под другим наименованием возможно (более того, под руководством РКП находится свыше 30 подразделений и иных структур);
•уход от дел РКП может вывести на передовую куда более радикальные структуры;
•учитывая, что мы пока не очень пониманием отношение и реакцию на роспуск самих курдских повстанцев, нам сложно понять, насколько мощным может быть их вливание в более радикальные организации, однако что такая радикализация в целом возможна – абсолютно точно.
Фото: Zuma\TASS
В любом случае готовность турецкой стороны к мирному решению вопроса крайне сомнительна, а возобновление курдами боевых действий не исключено, если требования их останутся вновь невыполненными. Такие примеры мы знаем: в 2002 году РПК уже объявляла о роспуске, пыталась участвовать в легальной политике, но турецкие власти, не заинтересованные в предоставлении курдам автономии, не поддержали урегулирование конфликта. Это привело к вспышке в 2004 г. и восстановлению РПК в 2005 г. У РПК сохраняются кадры, вооружение, базы, финансирование, которые технически быстро могут быть мобилизованы, кроме того, роспуск партии не влияет на её ответвления в других странах (в частности – в Сирии).
Многолетние военные операции против РПК не принесли Анкаре успеха: высшее руководство, базы, кадры не были уничтожены. Единичные победы не изменили расклад.
Нынешняя попытка мирного урегулирования, вероятно, призвана укрепить позиции Эрдогана в условиях внутриполитического кризиса. Но пока реально требования курдов не удовлетворены, а репрессии против них продолжаются, – это всё исключительно временная мера, которая приведёт к новой вспышке конфликта, который решится или удовлетворением интересов курдов, или будет продолжен, снова будоража ситуацию в регионе.
Фото: AP/TASS
«ВН»: – В последние недели мы видели несколько контактов на высшем уровне лидеров стран БРИКС. Си прилетал на три дня в Москву. Лула прилетал накануне. Какую позицию в конфликте России и Запада занимают левые лидеры стран БРИКС? И какую роль играют? Это наши настоящие друзья?
– На сегодняшний день БРИКС является хоть и перспективной, но очень формальной структурой: её решения не оказывают серьезного влияния на дипломатию и политику стран-участниц – декларации и заявления организации не несут юридической силы, не обязательны к выполнению. По большей части это такой клуб по интересам, который показывает свою четкую антизападную направленность.
Тем не менее за последние годы сближение и потепление отношений между странами-участницами довольно серьезно, и политика России сыграла в этом далеко не последнюю роль. Глобальный Юг и даже некоторые союзники США были участниками саммита БРИКС в Казани в октябре 2024 г. За последние недели Россию посетил китайский лидер Си Цзиньпин и бразильский президент Лула де Силва. Оба проводят в своих странах политику левого толка, оба имеют серьезный вес на политической и экономической аренах. Приезд бразильского президента, участие в праздновании 9 Мая китайского лидера довольно четко показывают, что Россия не находится в изоляции, в чем пытаются убедить общественность западные лидеры.
Китай. Пекин. Китай. Пекин. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на торжественном концерте по случаю 75-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и открытия Года культуры России — Китая в зале Государственного Большого театра Китая. Фото: Сергей Гунеев/POOL/ТАСС
Среди стран БРИКС есть разные точки зрения на конфликт на Украине, тем не менее все они призывают к диалогу и дипломатии, не обвиняют Россию в «безосновательной агрессии», продолжают вести с ней торговые отношения и поддерживать активные дипломатические. Именно они – Китай, ЮАР, Индия, Бразилия и др., – могут являться крепкими союзниками России.
Это объясняется не только их совместным вектором на противоборство западной гегемонии, но и тесным сплетением экономических интересов, которые могут быть удовлетворены куда более равноправно и честно, чем то, что мы наблюдали последние десятилетия. Наконец, многие из этих и других стран, поддерживающих Россию, имеют левую направленность в политике: и как бы нас ни уверяли, что России «левая идея враждебна», – это ложь. Глубокий коллективизм российского общества, его стремление к социальной справедливости – всегда были, есть и будут основой для сближений народа нашей страны с народами других стран, желающих не облизывать американский или английский ботинок, а иметь возможность проявлять свою идентичность и обладать суверенитетом.
24 октября. Председатель КНР Си Цзиньпин, президент РФ Владимир Путин и президент ЮАР Сирил Рамафоза во время совместного фотографирования глав делегаций государств БРИКС. Фото: Александр Казаков/пресс-служба президента РФ/ТАСС
«ВН»: – Мы в России периодически наблюдаем обоюдные нападки левых ЛОМов и правых блогеров. Как вы думаете, насколько актуальны вообще сегодня споры о монархизме и социализме? И насколько вообще сопоставимы эти взгляды в XXI веке? Что собою являют современные правые?
– В современной России конфликты между правыми и левыми не только стали нормой, но и постепенно набирают обороты. Это связано с попыткой государства нащупать ростки своей четкой идеологии в рамках российско-украинского конфликта и разворота на Восток.
В этой связи сразу головы заподнимали различные организации, журналисты, политики, блогеры правого толка, которые почувствовали, что здесь можно навариться – финансово, медийно, политически. Они раскручивают антисоветские агитки, обвиняют во всех современных проблемах России бывшее руководство РСФСР и СССР, откровенно лгут о том, что российские левые сегодня – радеющие за развал страны активисты.
Споры о том, каким путем должна развиваться Россия, крайне актуальны. В условиях, когда российское общество не понимает, кто мы, откуда и куда идём (а с развалом системы образования это именно так), – ему очень легко рассказать сказку о белом бычке и выдать альтернативную версию истории России – монархической и советской. Обманутое общество легко поддается на призывы популистов, кричащих «Россия для русских», «За веру, царя и Отечество», а государство очень чутко отзывается на запросы общества. В итоге мы влегкую получим государство, которое в 90-е гоняло националистов (как радикальных, так и более лояльных), а сегодня – пускает их на федеральные телеканалы и рублем поддерживает идеи.
Роман Антоновский – публицист, писатель, монархист, автор телеграмм-канала «Сыны Монархии».
Правые, стоящие на позициях этнического национализма и элитаризма в политике, – враги многонациональной и ориентированной на социальную справедливость России. Их идеи приведут исключительно к межнациональным и межконфессиональным конфликтам внутри страны, к поддержке сепаратизма внутри России со стороны западных «союзников», к крену идеологии и политики по аналогии с современной нацистской Украиной.
Левые, взывающие к идее мирного сосуществования разных национальностей и социального равенства, – это путь прогресса нашей страны. И чем громче мы будем заявлять об этом, чем более влиятельны будут наши голоса, тем выше вероятность остановить процессы, которые упорно пытаются тащить нашу Россию вправо – туда, где ей совсем не место.