В списках не значились

3 недели назад

9 мая все экраны страны, от большого до малого, загораются военными фильмами. Невзирая на болезненную утрату нами важнейшего из искусств, военное кино — по-прежнему особое таинство. Даже пластиковое и неповоротливое, которое снимается сегодня. Пускай оно тоже будет — его сюжеты и случайные интонации могут привести любого зрителя к фундаментальным вещам.

Как бы то ни было, существует бездна жемчужин, скрытых под ворохом экранного пепла. Эти картины практически не пускаются в эфир и почти никогда не составляют ретроспективных программ. Трудно сказать, почему какая-то из лент не вошла в массовое сознание, для каждой нужен отдельный разговор. Но обратиться к иным, неочевидным военным фильмам в праздничные дни — дело благородное. Вот, к примеру, 5 таких разных, противоречивых и волнующих картин.

Повесть пламенных лет (1960, реж. Юлия Солнцева)

Кадр из фильма «Повесть пламенных лет». Фото rarefilmsandmore.com

Кроме того, что «Повесть пламенных лет» во многих отношениях на первом месте (первый советский широкоформатный фильм; первый полноценно батальный фильм; Юлия Солнцева — первая женщина, получившая приз в Каннах), эта картина примечательна и с другой стороны. Подлинный эпический размах в ней соседствует с чудовищной безвкусицей. Чего стоит общий сон солдата и его возлюбленной, где Святослав в кольчуге и шеломе благословляет на фоне заката приближающуюся победу. Юлия Солнцева, постановщик картины, наследует поэтический метод своего великого мужа Александра Довженко (по сценарию которого и снята картина), порой накаляя его до таких запредельных температур, что действие превращается чуть ли не в пародию. Но в этом и суть — на экране страсть, голая эмоция, почти религиозный аффект. Битва за Днепр будет показана с таким же масштабом и усердием только у Озерова в «Освобождении» (1968-1971), но уже без эпоса.

Рабочий поселок (1965, реж. Владимир Венгеров)

Кадр из фильма «Рабочий поселок»

Пронзительная лента Владимира Венгерова по повести Веры Пановой рассказывает о фронтовике (Олег Борисов), вернувшимся домой слепым. Война для него не закончилась — в родном поселке он сражается с самим с собой, беспросветно утопая в выпивке и разрушая семью. Какой там трудовой долг по восстановлению страны, родине он уже отплатил, и теперь — хоть потоп. Шанс начать жизнь заново фронтовику выпадает, и он, конечно же, им воспользуется. Вступительные кадры с довоенным, счастливым летом рифмуются с финальными, точно такими же светлыми и обнадеживающими, а между ними — натурализм послевоенного быта. Здесь много характерных черт для оттепельного кино: и неоднозначный образ фронтовика, и иной взгляд на мирное время, и попытка отрефлексировать сталинские репрессии. Но самое интересное разворачивается на втором плане, где режиссер сталкивает набожную стукачку Фросю с партийным работником Мошкиным. Оба они показаны как атавистические элементы, которые в новое, хрущевское общество уже не вписываются. Спорные фигуры, и не менее спорная перспектива, которая, впрочем, способна удивить и озадачить современного зрителя.

В шесть часов вечера после войны (1944, реж. Иван Пырьев)

Кадр из фильма «В шесть часов вечера после войны». Фото kinoreporter.ru

Этой музыкальной мелодраме Ивана Пырьева повезло гораздо меньше, чем его остальным работам. Картина подверглась беспощадной десталинизации: были вырезаны все эпизоды с любым упоминанием Сталина (портреты, песни, разговоры), отдельные сцены переозвучены и перемонтированы. Может быть, поэтому абсолютный хит 40-х о влюбленных, которые решают встретиться в шесть часов вечера после войны, сегодня напрочь забыт. Зрителя неподготовленного пырьевское кино, скорее всего, отвратит и ужаснет (как в военное время можно было снимать мюзиклы!), но своя харизма у картины присутствует. В 1944 году Победа уже присутствовала на киноэкране, причем именно такой, какой она оказалась в действительности. Исключительность пырьевского шедевра как раз в этом: предсказание Победы будет затем искалечено хрущевской оттепелью.

Вступление (1963, реж. Игорь Таланкин)

Кадр из фильма «Вступление»

Пожалуй, известность любой картины о детях на войне затмевает «Иваново детство» (1962) Андрея Тарковского. «Золотой лев» в Венеции, письмо Сартра, разрастающаяся фигура философа-режиссера — полно факторов. Но в 60-х был снят еще один выдающийся фильм, который также отметился на Венецианском фестивале — это «Вступление» Игоря Таланкина. В сюжете о детях, возвращающихся после эвакуации в Ленинград нет новаторских ходов и уж тем более религиозных акцентов, но есть то, что отсутствует у Тарковского. Дети у Таланкина становятся в оппозицию к взрослым. Возникает острый поколенческий конфликт: взрослых, которые не справились с тяжестью войны, заменяют их дети. В поисках духовного авторитета детям войны приходится обращаться лишь к самим себе, торопливо прощаясь с юностью.

Летняя поездка к морю (1978, реж. Семён Аранович)

Кадр из фильма «Летняя поездка к морю»

Поразительная и почти неизвестная картина Семена Арановича притягивает не только своей серой, документальной манерой, но и ошеломляющим концом, который прерывается на полуслове. Действие происходит летом 1942 года на островах Новой Земли, куда из Архангельска отправилась экспедиция школьников для оборудования продовольственной базы. Неожиданно на острове появляются немцы, и дети всячески пытаются избежать столкновения. Схватка все же возникает, но единственным выстрелом фильм завершается. Многоточие здесь гнетущее, глубокое, указывающее, скорее, не на смелость молодого поколения, а на их растерянность и ужас перед лицом экзистенциального вызова. На нерв фильма точно указал кинокритик Сергей Кудрявцев: «Необычность и суровое обаяние картины с таким вот курортно-лирическим названием как раз в том и заключалась, что подлинная правда о войне, негромкая и лишённая ненужного пафоса, выражена в истории, вдвойне далекой от фронтовых баталий».

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
doc
doc
17 дней назад

Не тебе судить, Курбанджанов, о советских фильмах.

Клаудия
Клаудия
18 дней назад

«9 мая все экраны страны, от большого до малого, загораются военными фильмами.»

Некоторые экраны оставались черными или показывали лозунги критиков.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ