«Россия дала упреждающий отпор агрессии»: главные тезисы из выступления Владимира Путина на Параде Победы
В Москве начался парад в память о победе в Великой Отечественной войне. Мероприятие по традиции началось с выступления президента Владимира…
Я пишу эту колонку накануне девятого мая. Завтра утром я поеду поздравить свою бабушку, блокадницу, куплю красных гвоздик и, если хватит денег, сладкого ликера, она его очень любит. А вечером посидим с товарищами. Будем слушать военные песни, пить водку и плакать от счастья.
Ведь что главное в нашей Победе, которую мы празднуем девятого мая? В отличие от их победы, которая восьмого? Абсолютная безусловность этого праздника. Победа Советского Союза над Третьим Рейхом не была еще одной военной победой среди других. Не была она и победой одного зла над другим, как бы ни убеждали нас в этом все пропагандисты всех рейхов, старых и новых. Победой одних олигархов над другими, одной нации над другой или даже одной цивилизации над другой. Это была победа абсолютного добра над абсолютным злом. Да, вот так вот просто.
Рейх был воплощенной идеей о том, что среди людей есть господа, а есть рабы. Рабы — их большинство — должны как можно больше работать и как можно меньше есть. Если в данный момент работы нет, то совсем не есть. У уничтожения евреев на территории Польши с Белоруссией (как и у не осуществившихся планов уничтожения населения Ленинграда) был ведь и очень важный экономический аспект: отправить этих людей на работу было некуда, а они, тем не менее, едят, и тем самым отнимают хлеб у немцев, которым самим не хватает. Стало быть, рабы должны работать на господ и умирать за господ.
Господа же должны скапливать богатства, потому что только они в силу врожденной предприимчивости способны к этому. Заниматься творчеством и наукой, потому что они к этому предназначены самой природой. Учиться, потому что только они для этого достаточно умны. И, конечно, управлять рабами. Это самое важное, потому что рабов несоизмеримо больше, и если они вдруг взбунтуются, господам несдобровать. Управлять рабами надо с помощью оружия, это само собой, страхом смерти, то есть просто убивать самых борзых, но это не главное, на одном оружии далеко не уедешь. Самое главное и намного более эффективное — это идеология. То есть важнее всего убедить рабов в том, что они рабы, доказать им, что их рабское состояние — естественная вещь, обусловленная самой природой, божественными установлениями и объективными законами экономики. Рабов можно и нужно натравливать друг на друга, давать им надежду на то, что и они однажды станут господами, а также любыми способами отвлекать их внимание от сложившегося положения вещей.
Советский Союз воплощал противоположную идею. Идею о том, что люди, как бы они ни были друг на друга непохожи и с какими бы разными способностями и талантами ни пришли в этот мир, на господ и рабов все-таки не делятся. О том, что людям, которые трудятся каждый на своем месте — у станка или на стройке, в поле или за письменным столом, в лаборатории или на киностудии, — этим людям нечего делить. Что люди, конечно, относятся к разным национальностям, говорят на разных языках и имеют разные привычки и традиции, но в главном, ключевом, единственно по-настоящему важном — люди все одинаковы: стремятся к счастью, любят и хотят быть любимыми, привязаны к своим семьям и любят своих детей, любят свой труд, когда могут гордиться его результатами, отвечают уважением на уважение, благородством на благородство и дружбой на дружбу.
Это — а не разрез глаз, форма черепа или кровь — и есть настоящая основа для объединения людей. И объединившись на этих основаниях, миллионы людей могут устроить свою жизнь так, чтобы мир не раздирали бесконечные, сколь угодно праведные, войны, чтобы не было голода, массовых убийств и тотальной несправедливости.
Есть много охотников рассказать, что все немножечко сложнее, и что в Рейхе не все было так уж ужасно, и что в Союзе хватало всякого нехорошего — ну да, ну да. Кое-что из этого можно даже — из антропологического ли, исторического ли — интереса послушать.
И тем не менее, сокращая все дроби и приводя все к общему знаменателю, мы остаемся один на один с этой простой дихотомией. Две простые идеи: мир как царство — Рейх с немецкого так и переводится: царство — господ, повелевающих рабами, и мир как Союз равных в труде свободных людей. Первая идея относится к абсолютному злу, вторая — к абсолютному добру.
И именно не имеющая аналогов в истории победа второй над первой случилась девятого мая. Именно поэтому мы пишем ее с прописной: Победа.
Что касается немцев, то я думаю, что они сегодня сами рабы. Им пришлось отказаться от немецкой марки в пользу инфляционного евро. Они платят самые высокие налоги в мире. Они должны финансировать большую часть ЕС. И госпожа Меркель открыла двери для каждого соискателя убежища, который хотел бесплатного жилья и социальных пособий в Германии. О царстве зла уже не может быть и речи. Какое-то время казалось, что Россия и Германия были друзьями. Россия сейчас потеряла эту дружбу. Я надеюсь, что Россия теряет не слишком много дружеских отношений, потому что стремление к счастью имеет какое-то отношение к внутренней и внешней безопасности.