Пьяные, злые и порочные

3 года назад

…Как-то раз много лет назад в штаб-квартире НАТО в Брюсселе я пил пиво с одним человеком из Восточной Европы, прекрасно говорившим по-русски.

«Ты понимаешь, вы слишком большая страна, – говорил он. – Поэтому инстинктивно вас всегда будут бояться. И убеждать других – абсолютно не стоит с вами связываться. Сегодня у России хорошие отношения с Западом, а завтра плохие… и что тогда? Францию и Германию вы уже как-то под орех разделали. Вам будут улыбаться и жутко опасаться на подсознательном уровне».

Это уж точно. Термин «русофобия» (то бишь «боязнь России») впервые появился в 1837 году в баварском издании Nurnberger Zeitung и далее разошёлся по миру. Если заглянуть и в дальнее прошлое, легко увидеть – ещё в XVI веке наши соседи горячо заверяли Европу, что с нами дел иметь не следует: мы неприятны, агрессивны и несём европейской культуре такую же опасность, как безжалостные кочевники и янычары.

…Польский король и великий князь Литвы Сигизмунд I, правивший в 1506-1548 гг., отчаянно старался предотвратить любые союзы между Россией и западными монархами. Аки бешеный принтер, парень строчил письма, заверяя: «московиты», жестокие варвары родом из Азии, тайно сговорились с турками и татарами уничтожить весь христианский мир.

Это была откровенная ложь – ни Василий III, ни его сын Иван Грозный не собирались завоёвывать Священную Римскую империю, Францию или Англию, однако со стороны Польши на Запад лились тонны пропаганды под ярлыками – русские чудовища, звери, порождения тьмы.

Срочно помогите нам баблом и оружием, иначе они и вас захватят. Под возвышенными страданиями, струившимися из уст политиков, писателей и священников Речи Посполитой, скрывалось в общем-то одно: желание оторвать от России спорные земли. Иностранцы, посещавшие в XVI-XVII веках Москву, тоже в подавляющем большинстве высказывались о нас негативно. Как замечает датский славист Меллер, «тогдашние нравы и обычаи русских узнавались в Западной Европе зачастую с ужасом».

Классическое мнение средневекового немца о России времён Медного бунта приводится в книге Алексея Чапыгина «Гулящие люди»:

«Ссоры, кнут, разбой, убийство – так всё это там обычно, что никто им не дивится: каждый день ведь снова то же!».

Уже тогда ситуация была определена – высказывать позитив о «северных варварах» не следует: такового человека считали в Европе подкупленным московским золотом либо чересчур наивным. Зато любые кошмары о кровавом царстве московитов читались на ура. Тем не менее, хоть Россию отчаянно ругали и представление о ней сложилось страшное, призывы польских королей «остановить русских» остались без ответа. Западу было важно сдерживание турок, благо с ними и их вассалами (типа Крымского ханства) Россия воевала постоянно. Новое шоу стартовало незадолго до Наполеона: в 1797 году польский генерал Михаил Сокольницкий передал Парижу фальшивое «Завещание Петра Великого», где России предписывалось желание захватить мир. Это была откровенная лажа, что сегодня признаётся всеми историками. Но через 15 лет Европа радостно забегала с фейком, как со знаменем, крича – поднимайтесь, пора противостоять России окаянной!

В 1782 году в «Британской энциклопедии» даётся следующее описание России: «Очень большое и мощное царство Европы, населённое жестокими, порочными и пьяными дикарями под управлением деспотичного правительства». Официальное издание, заметьте.

О русских среди англичан не говорится (целыми веками) вообще ничего хорошего – за исключением редких лет, когда Российская империя и позже СССР становятся союзниками Британии в войнах с немцами. Любимый нами с детства за «Маугли» Киплинг пишет в «Человеке, который был»:

«Пока русский не заправляет рубашку, он как житель Востока очарователен. Только когда он настаивает, чтобы мы относились к нему как к самому восточному из западных народов, а не как к самому западному из восточных – он является расовой аномалией, с которой трудно справиться».

Эту книгу на русский переводить не пожелали. Неприятно, да – создатель Маугли, Балу и Багиры несёт феерическую дичь насчёт России. Но для Англии подобное представление о нас было нормой жизни. В 1876 году янычары вырезали 30 000 болгар, и британские газеты с пеной у рта утверждали – повод для войны России с Турцией надуман, болгарское население благоденствует под скипетром султана лучше, чем «погрязшие в нищете и злобе русские». Экономист Джон Мейнард Кейнс, посетив в 1925 году СССР, указал – революция является «плодами зверств, заложенной в самой природе русских».

Вслед за англичанами русофобию поставил себе на службу Наполеон – его духовник, аббат Доминик Дюфур де Прадт, выпустил серию пропагандистских книг, характеризуя Россию как «варварскую силу, стремящуюся поработить Европу». Сам же Наполеон заказал в 1812 году в европейских газетах серию статей (с использованием того самого фейкового завещания Петра Великого), поставив цель объяснить – если Европа не объединится против «азиатских орд» с Востока, они разграбят её и не оставят камня на камне. В дальнейшем эти настроения только усиливались – особенно после вступления русских в Париж. Книга маркиза де Кюстина с описаниями России как дикой деспотии, далёкой от культуры Западного мира, продалась в Европе тиражом в 200 тысяч экземпляров – попросту небывалая цифра по тем временам. Европейцы получили то, чего они ожидали. Если бы он написал что-то хорошее о России, тут народы бы возмутились и указали на коррупцию и глупость недальновидного маркиза. А здесь всё слава Богу.

Кстати… Знаете, какая страна, согласно соцопросам, наиболее негативно относится к России? Вовсе не Украина или Грузия. Это Дания, где 70% населения настроены  к нам плохо.

По какой причине? Мы ведь с ними не воевали, не навязали социализм или что-то вроде того. Ларчик открывается просто. Датская пресса десятилетиями пишет о России как о страшной стране, населённой алкашами и солдатами. Аналогично нас не любят 68% англичан – по той же причине, указанной мной выше. 61% шведов также испытывает к нашему государству сплошь негатив. Отчего? Опять-таки коммунизм им не принесли, воевали последний раз аж в 1809 году.

«Вас по телеку показывают сугубо в том ключе, что вы вооружены до зубов, бедные, злые и у нас под боком»,

– объяснил мне это совсем недавно шведский турист в Турции. – «Удивляться не приходится». Относиться к России плохо вообще модно: а людей, питающих к нам добрые чувства, исторически осуждают.

Русофобия – очень удобная вещь, ею можно прекрасно прикрываться в случаях самых идиотских и безумных решений в отношении России. Большинство претензий надумано, но с мифами жить интереснее и веселее. Россия всем всегда должна одним фактом своего существования. Каким бы хорошим ты не пытался стать, для определённых стран ты будешь плохим в любой ситуации: они так издавна уверены и не планируют выходить из зоны комфорта. Что ж, побудем с клыками и ножами в зубах, как на плакатах Геббельса.

В самом-то деле – нам ведь не привыкать.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ