Каким будет ответ Израиля на иранскую атаку?

2 недели назад

Иран думал долго, столь долго, что уже стало казаться, что Тегеран проглотит израильскую пощечину, которую тот нанес ему почти две недели назад (авиаудар по иранскому консульству в Дамаске был произведен аккурат в День дурака/смеха – 1 апреля). Но, по всей видимости, придя к тому, что репутационные потери превышают те, что, возможно, возникнут вследствие гипотетической эскалации завязывающегося конфликта с Израилем, решил ответить: в ночь с субботы на воскресенье (то есть с 13 на 14 апреля) со стороны Ирана по направлению к Святой земле вылетели 120 баллистических и 30 крылатых ракет, а также более 170 беспилотников (The New York Times называет немного другое количество: 185 беспилотников, 36 крылатых ракет и 110 ракет класса «земля — земля» – что, впрочем, не так уж и важно), а днем ВМС иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), надо полагать, косплея пиратские практики хуситов, захватили в Ормузском проливе контейнеровоз MSC Aries под флагом Португалии, который связывают с компанией израильского миллиардера Эяля Офера. К атаке присоединились «партизаны бога», ливанская «Хезболла», а также еще несколько группировок в Ираке и Сирии.

Фото: EPA/ТАСС

Каков итог?

По словам представителя ЦАХАЛ Даниэля Хагари, система противовоздушной обороны Израиля при содействии других стран, в том числе США и Иордании, перехватила 99% воздушных угроз, причем 25 из 30 крылатых ракет были перехвачены за пределами воздушного пространства Израиля и ни один беспилотник не достиг его территории. По данным израильских военных, при атаке пострадала только военная база «Неватим» в Негеве и то – «минимально».

В свою очередь в КСИР, как сообщает IRNA, заявили об «успешном уничтожении» важных военных целей на территории Израиля, а в постпредстве Ирана в ООН отметили, что считают проблему «исчерпанной», для проформы пригрозив, что «если израильский режим совершит еще одну ошибку, ответ Ирана будет значительно более суровым». Очевидно, что Иран не хочет дальнейшей эскалации (на это указывала не только сама атака, которую сложно было бы назвать неожиданной и внезапной, точно Тегеран сам хотел, чтобы Израиль и Ко сбили максимальное количество ракет и беспилотников, но и обращение в ООН с призывом осудить «предосудительный акт агрессии сионистского режима в отношении наших дипломатических помещений в Дамаске» и привлечь к ответственности виновных, чтобы исключить необходимость наказания Ираном Израиля).

Но это не снимает вопроса: совершит ли Тель-Авив «еще одну ошибку», то есть нанесет ли ответный удар по Ирану?

В своем обращении к нации израильский премьер Биньямин Нетаньяху заверил граждан, что страна готова к иранской агрессии, и пообещал ответить на эту атаку. Из чего можно сделать вывод (Израиль в этом смысле демонстративно честен: все заявления Нетаньяху касательно атак ЦАХАЛ неизменно приводятся в действие: примером чему может послужить недавний удар по Рафаху, от которого Тель-Авив настоятельно предостерегали в Вашингтоне), что так просто Израиль этого не оставит (еще одним косвенным подтверждением этого может служить авиаудар по, как сообщили в ЦАХАЛ, «крупному объекту «Хезболлы» по производству оружия» в районе Наби-Шит на северо-востоке Ливана в ответ на атаку 14 апреля, а также то, что, как передает телеканал CNN со ссылкой на два израильских источника, «Израиль намеревался предпринимать шаги в направлении наземного наступления в Рафахе на этой неделе, но отложил планы, пока обдумывает ответ на атаку Ирана»). А это уже с высокой долей вероятности будет означать войну между последним и Ираном, в которую окажутся втянутыми очень многие и не только на Ближнем Востоке (а также США, Великобритания, которая принимала участие в отражении иранской атаки, некоторые страны ЕС, например, Германия и, может быть, даже Россия).

Израилю, точнее «кабинету Нетаньяху», такой поворот был бы выгоден. Во-первых, решался бы вопрос с удержанием власти (популярность Нетаньяху стремительно падает, в стране, несмотря на войну с ХАМАС, идут непрекращающиеся протесты; если брать мировую политическую сцену, то Израиль пусть и не стремительно, но уверенно движется в сторону политической изоляции: Нетаньяху для многих становится уже слишком токсичным, чтобы иметь с ним дело). Большая война автоматически бы вывела возможность проведения досрочных парламентских выборов в сферу «послевоенного» будущего, избавив израильского премьера от внутриполитического кризиса. Во-вторых, тогда, что называется, под шумок можно было бы решить и вопрос с ХАМАС, разбомбив Рафах: вряд ли бы на это обратили внимание, если бы весь Ближний Восток полыхал, как деревянный город, щедро облитый какой-нибудь горючей смесью.

Но для этого нужна самая малость: втянуть в конфликт США, ибо, как показали полгода военного конфликта с ХАМАС, у которого нет ни систем ПВО, ни современной тяжелой техники, у Израиля не хватает сил, чтобы придавить палестинцев к ногтю. А что будет, если начнется война с Ираном?

Не исключено, что Израиль в этом случае ждет суровый проигрыш. Как пишет The Wall Street Journal, военным силам Израиля удалось отразить субботнюю атаку только благодаря помощи со стороны США, Британии и Иордании. Без них все могло бы оказаться куда плачевнее.

Но загвоздка – для Израиля – в том, что, кроме него, эта война больше никому не выгодна. Допустим, Штаты встанут на стороне израильтян. Но если посмотреть на российско-украинский и палестино-израильский конфликты, то очевидно, что силами одной авиации и ракетными обстрелами – не победить (даже при не очень развитой системе ПВО). Нужен ввод наземных войск, а военное присутствие США на Ближнем Востоке явно не соответствует тем параметрам по численности и проч., чтобы вести войну с Ираном. К тому же непонятно – в том случае, если бы были соответствующие ресурсы – как на эту идею отреагировали бы рядовые американцы. Что-то подсказывает, что львиная доля была бы не в восторге: умирать за потерявшего берега Нетаньяху – звучит, согласитесь, и в самом деле как-то не очень: патриотизм здесь прилепить будет сложновато. То есть Штаты, не говоря уже про Великобританию или Германию, к такому развитию ситуации явно не готовы: у Ирана большие шансы на то, чтобы выйти из этого конфликта победителем (плюс ко всему такое развитие событий окончательно разрушит все планы Вашингтона по «освоению» Ближнего Востока, а заодно и поспособствует укреплению Китая, который будет, пожалуй, главным бенефициаров этого конфликта). Остается только ядерный удар, но пойти на него США не могут: такие действия, считай, легитимируют использование данного вида оружия (а оно, не будем забывать, есть не только у США с Израилем, но и у Северной Кореи, России, того же Китая и т. д.), что приведет к апокалипсису уже в мировом масштабе.

Поэтому Белый дом изо всех сил старается спустить конфликт на тормозах. Как пишет Politico, администрация американского президента призывает Израиль не отвечать на иранскую атаку, чтобы не привести ситуацию к дальнейшей эскалации. Сам американский лидер Джо Байден в телефонном разговоре с Нетаньяху, по данным NBC, сказал, что «поскольку иранская атака нанесла минимальный ущерб людям и имуществу, Израиль должен рассматривать это как победу и не реагировать» (The New York Times вообще пишет, что после разговора с Байденом Нетаньяху отменил ответную атаку по Ирану). По словам советника по национальной безопасности Джона Кирби, «Байден не верит, что иранские атаки оправдывают расширение масштабов войны». И это можно считать официальной позицией США (и не только их: как сообщает Axios, главы стран G7 сошлись в мнение, что в частном порядке донесут до Тель-Авива позицию, согласно которой тому не стоит предпринимать никаких шагов, которые бы способствовали эскалации с Ираном).

Но Штаты не приветствовали (как, собственно, и страны Европы) и удар по Рафаху, тем не менее он был нанесен. Означает ли это, что и сейчас Нетаньяху проигнорирует мнение своих главных союзников?

Да, это вполне вероятно. По крайней мере, точка в этом деле еще не поставлена. Как заявил представитель ЦАХАЛ Питер Лернер, Тель-Авив примет окончательное решение по данному вопросу уже сегодня или в ближайшие дни. Он отметил, что военные предоставили «кабинету Нетаньяху» «широкий спектр вариантов ответа», который включает в себе как атаку по Ирану, так и ее отсутствие и ряд промежуточных вариантов. И какой из них окажется ближе сердцу израильского премьера?

Поэтому можно предположить, что ответ все-таки будет, для Израиля репутация – не пустые слова. Но вряд ли это будет широкомасштабный удар по территории Ирана. По всей видимости, это будет точечная, локальная атака. Точнее, так должно было быть, исходя из политической целесообразности и логики, но кто сказал, что данные категории в представлении Нетаньяху имеют свое классическое значение? Такое чувство, что он горазд показать Ирану, где раки зимуют, даже ценой существования государства Израиль: а именно это и ставится на карту, если Нетаньяху пойдет войной на Иран вопреки позиции Запада.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ