Историк Олег Соколов, убивший свою студентку, написал автобиографию
Олег Соколов, отбывающий наказание за убийство своей студентки и по совместительству любовницы, написал автобиографию
Если составить рейтинг самых «неудачливых» российских политиков, то, без сомнения, на первом месте окажется директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин. В особенности учитывая бравый старт и его амбиции.
Ну посудите сами, сначала громкая президентская кампания, которую Павел Николаевич начал бойко и бескомпромиссно, пожалуй, даже чересчур бойко и бескомпромиссно, если брать в расчет недовольство его кандидатурой в администрации президента (АП) (не будем забывать, что первый замглавы АП Сергей Кириенко был категорично против того, чтобы на сей пост баллотировался Павел Николаевич, а не проверенный в боях Геннадий Андреевич). Уже только исходя из этого было понятно, что Кремль сделает все возможное, да и невозможное тоже, чтобы показать, что с ним шутки плохи. И с этой задачей в АП справились на отлично, затравив Грудинина в СМИ и санкционировав рейдерский захват его совхоза. И это вместо поста губернатора Подмосковья, который, по слухам, Павел Николаевич готовился занять после президентских выборов!
Но, полагаю, экс-кандидату в президенты надо еще сказать «спасибо», что оставили на воле, а не отправили в места не столь отдаленные кормить вшей. Из этого следовало сделать правильные выводы и, скажем так, завершить свою политическую карьеру.
Но, по всей видимости, здесь сыграла жадность: Грудинин, надо полагать, вложил немало средств как в свою предвыборную кампанию, так и в кассу партии. Ясно, что инстинкт бизнесмена (вложения должны принести прибыль) возобладал над чувством самосохранения, и Павел Николаевич решил попробовать себя в роли парламентария, тем более что в этом плане все складывалось.
Однако мандат скончавшегося Жореса Алферова ему по понятным соображениям (АП подсуетилась через ЦИК) не достался. Но Павел Николаевич не успокоился и на этом, оказавшись (видимо, были какие-то договоренности с Геннадием Андреевичем) в тройке федерального списка КПРФ на выборы в Госдуму. Причем тут же пошла информация, что кандидатура Грудинина была не согласована с АП, во что, впрочем, верится с большим трудом: вряд ли Геннадий Андреевич решил бы пойти на открытую конфронтацию с Кремлем, зная, что количество мест в Госдуме, которые может получить КПРФ, зависит не столько от голосов избирателей, сколько от директивы из АП. К тому же, что усиливало сомнения, сей «слив» произошел уже после съезда, на котором были утверждены кандидаты.
Список же, с которым Геннадий Андреевич якобы ходил в АП, гулял по сети уже несколько дней до этого, и фамилия «красного олигарха» там была (правда, не на третьей строчке), так что версия, что в АП про Грудинина ни сном ни духом – отпадает сразу и окончательно. Кроме того, не надо забывать, что ЦИК мог «срезать» Грудинина и на этапе регистрации, но и этого сделано не было.
Однако ж вернемся к «слухам»: в качестве возможной причины, по которой ЦИК с подачи АП может снять Грудинина с выборов, указывались как раз его возможные незадекларированные активы. И вот, пожалуйста: откуда ни возьмись появляется бывшая супруга, отсудившая при разводе две трети имущества, с заявлением в ЦИК, в котором указано, что у бывшего мужа есть не отраженные в декларации зарубежные офшоры. В общем, все четко по сценарию.
Геннадий Андреевич тут же заявил, что «Грудинин идет на выборы, и никто его из списка убирать не будет». И более того: «Ничье недовольство нас не волнует». Но понятно, что если ЦИК подтвердит информацию супруги Павла Николаевича, то фамилия последнего из партийного списка исчезнет, будто ее и не было. И, скорей всего, так оно и будет. Скажу больше: такой финал был предсказуем с того самого момента, как стало известно, что директор совхоза им. Ленина попал в список (да еще на третью позицию!).
Так для чего тогда вообще разводилась вся эта канитель, если после случая с мандатом Алферова было совершенно ясно, что в Госдуму Грудинина не пропустят?
Ответ напрашивается сам собой: КПРФ нужна была такая ситуация, в которой они могли бы позиционировать себя как «борцы с режимом», как партия, угнетаемая и прессуемая Кремлем. В общем, как реальная, всамделишная, а не игрушечная оппозиция. И вот тут-то Павел Николаевич подходил как нельзя лучше, так как у него уже была история, у него уже был неформальный статус гонимого и оскорбленного политика. И да, грех было этим не воспользоваться, чтобы не только замелькать в новостной ленте, но и укрепить имидж КПРФ как партии, работающей в пику Кремлю, что теоретически может благотворно отразиться на рейтинге КПРФ и, следовательно, на результатах выборов (чем меньше приписок, тем, понятное дело, лучше).
Ибо у нас в России любят мучеников. Так что с политтехнологической точки зрения выдвижение Грудинина – ход практически беспроигрышный и… сугубо подконтрольный: почему-то даже сомнений нет в том, что эта игра ведется в связке с АП, которая пытается в ручном режиме сбалансировать противников «Единой России», одной рукой благодетельствуя, другой – отнимая.
С этим все понятно, но с Павлом Николаевичем возникает вопрос: а он-то что получает от всей этой чехарды?
Политик Максим Шевченко полагает, что «Грудинина цинично принесли в жертву, чтобы разыграть спектакль «оппозиционности» и «давления Кремля»». Выглядит, согласитесь, логично, но лидер РПСС (Российской партии свободы и справедливости) рассуждает как политик. С точки зрения политологии, да и здравого смысла, это выглядит несколько сомнительно: неужели Павел Николаевич такой простак, что его за его же деньги обвели вокруг пальца?
Вряд ли. Следовательно, и он в теме, в «сговоре» с Геннадием Андреевичем и АП. Что пообещали ему – неизвестно, но явно что-то пообещали, раз он опять согласился на роль мальчика для битья. Возможно, скоро мы узнаем, чем соблазнили директора совхоза им. Ленина Зюганов и Кремль. Возможно, и нет. Но то, что в итоге Грудинина все-таки снимут с выборов, – это практически 100%. Ибо Кремль не может себе позволить выглядеть проигравшим, а в случае если Грудинин останется в списках – это так и будет.
К тому же, исключив Павла Николаевича из числа будущих депутатов, Кремль еще раз всем наглядно демонстрирует, что справлять малую нужду против ветра – дело бесперспективное. Себе же дороже будет. Что на фоне предполагаемых досрочных президентских выборов, репетицией которых и являются выборы в Госдуму, приобретает дополнительный смысл: предупреждения всем тем, кто на фоне транзита попытается просунуться в большую политику. Номер не пройдет, – так звучит это предупреждение.
И тут пример Павла Николаевича – и красноречив, и свеж, как огурец с грядки. Поскольку он уже пытался составить конкуренцию Владимиру Владимировичу (и поначалу его рейтинг рос как на дрожжах, чем и встревожил Кремль, ибо ломал концепт безальтернативности действующему президенту). Столько лет вдалбливалось «кто, если не Путин», а тут какой-то Грудинин, депутатишко районного значения, своим примером опровергал этот тезис. И вот в этом его главное преступление перед режимом (вне зависимости от его личных амбиций и проч.). Больше того: угроза режиму. А вот такого Кремль уже не простит никогда. Даже при том, что вины самого Грудинина в этом «преступлении» нет ни на грош.