Горно-Алтайск: пора расширять границы

Республика Алтай – во многом уникальный регион. Уникален он и тем, что на его территории находится всего один город: Горно-Алтайск, столица республики.

Население города составляет около 65 тысяч человек, и оно постоянно растет. Многие жители из сельской местности переезжают в город, есть мигранты из соседних регионов. Республика славится высокими показателями рождаемости, внушительный вклад в демографическую копилку региона вносит именно Горно-Алтайск. И всем надо где-то жить, учиться, работать, а места уже не хватает. Столице надо расти, но некуда – город зажат в межгорной котловине.

Немало горожан вынуждено стали «горцами», построившись на высокогорных улицах, где нет ни нормальных дорог, ни инфраструктуры, зато воздух чистый. В Горно-Алтайске сегодня порядка 3 500 льготников, к которым относятся ветераны боевых действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, труженики тыла, не могут получить бесплатные земельные участки, положенные им по закону правительства региона. Острая нехватка земли тормозит развитие столицы, в городе нет места для строительства социальных объектов, да и инвесторам предложить нечего. Без возможности роста город, как растение, которое вовремя не пересадили из тесного горшка в большой, будет чахнуть и погибать.

Несколько лет назад известный в республике общественный и политический деятель, заслуженный врач РФ, депутат Горно-Алтайского городского Совета депутатов Игорь Эжерович Яимов выступил инициатором объединения Горно-Алтайска и близлежащих населенных пунктов в единую территорию. Ведь по факту границы с Маймой, (кстати, самое большое село в России), расстояние до которой из Горно-Алтайска всего-то 7 км, очень условны.

Он всерьез задался вопросом: почему бы не объединить Горно-Алтайск с ближней «соседкой» Маймой и другими селами Майминского района? Сначала многим идея Игоря Яимова показалась слишком «креативной» и не очень реалистичной, но со временем он смог донести до республиканской и муниципальной власти, до депутатов, что это едва ли не единственный выход из «зажатого» положения, в котором сегодня находится столица региона.

20 мая 2021 года в республиканском правительстве состоялось историческое событие: руководители Горно-Алтайского и Майминского муниципалитетов подписали соглашение об установлении межмуниципального сотрудничества по развитию Горно-Алтайской городской агломерации.

В новостях на сайте правительства республики сообщалось, что «документ предполагает объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения. Соглашение направлено на комплексное развитие двух муниципальных образований, реализацию совместных инфраструктурных проектов, а также увеличение объемов жилищного строительства, объектов социальной сферы».

Казалось бы, теперь лед тронется. И вот 2021 год заканчивается, а изменений после создания агломерации как будто и нет, или мы пока их просто не замечаем? Я решила узнать, что на этот счет думает сам Игорь Яимов, и задала ему несколько вопросов.

– Игорь Эжерович, Горно-Алтайская городская агломерация – это уже реальность или пока просто проект с перспективой на будущее?

– Агломерация есть и была всегда, она существовала и развивалась вне политики и власти. Так исторически сложилось, что население города и близлежащих сел жили и продолжают жить вместе, не замечая границ. Многие живут в Майме, а работают в Горно-Алтайске, бывает и наоборот, мы все пользуемся нашими общими благами – социальными, природными, культурными и другими. Но нонсенс в том, что у нас разная власть: есть администрация города, есть районная и сельская администрации. Приходится содержать большое количество начальников и чиновников, а целесообразно ли это, если крупных производств у нас нет, туризм в основном находится в частных руках? Имея население около 100 тыс. человек, приблизительно столько проживает в Горно-Алтайске и Майминском районе, достаточно иметь одну администрацию. В рамках агломерации можно сделать многое, не говоря уже о том, что она открывает новые перспективы для развития жилищного строительства, объектов социальной среды, реализации каких-то крупных федеральных проектов. Конечно, пока это все остается в перспективе.

На сегодняшний день соглашение подписано, но мы еще стоим в начале пути, хотелось бы, чтобы темпы ускорились. Тем более, что Россия уже смотрит на нас как на агломерацию. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» средства поступили в наш регион не на Горно-Алтайск и Майминский район по отдельности, а именно для Горно-Алтайской городской агломерации. Правительство РФ уже как бы подталкивает нас к тому, чтобы мы воспринимали своих «соседей» как часть города. Де-факто агломерация сложилась, остальное зависит от волевых решений руководства республики.

– Если говорить о дорогах, какие дорожные проекты, на ваш взгляд, будут способствовать развитию агломерации, укреплению ее структуры?

Став депутатом, я инициировал вопрос строительства дороги в обход Горно-Алтайска в сторону Телецкого озера. Телецкое озеро – уникальный объект природы, притягивающий огромное количество туристов, которые едут на него через Майму, Горно-Алтайск, Кызыл-Озек, создавая дополнительную нагрузку на наши дороги. Представьте ситуацию, когда люди мчатся по скоростной автостраде из Новосибирска до Барнаула, из Барнаула до Бийска, а потом заезжают в столицу республики, где застревают на наших светофорах и пешеходных переходах.

Кроме того, в Турочакском районе активно строятся туристические объекты, множество большегрузов со стройматериалами также едет через город, отчего в разы возрастает износ дорожного покрытия, не говоря уж о выхлопных газах, которыми мы потом дышим. Недаром нас поддержали коллеги-депутаты из других регионов Сибири в вопросе строительства дороги в обход Горно-Алтайска. Эта дорога нужна и местным жителям, и туристам.

Советом депутатов города было направлено обращение к Владимиру Путину с просьбой включить строительство обхода Горно-Алтайска в план первоочередных работ по приведению в нормативное состояние дороги до Телецкого озера, которая ранее была передана в федеральную собственность. В итоге сверху было дано добро, но строительство объекта запланировали аж на 2025 год. Все это время десятки тысяч жителей республики и сотни тысяч ее гостей будут продолжать испытывать все те же неудобства.

Дорога в обход Горно-Алтайска имеет стратегическое значение для агломерации и региона в целом, и вроде бы все это признают, достигнуто определенное понимание на всех уровнях власти, но в итоге движения пока нет. Хочется верить, что процесс пойдет и мы получим дорогу, о которой давно мечтали.

– Не все местные сегодня стопроцентно одобряют создание городской агломерации. Некоторые жители задаются вопросом, а нужен ли республике со сложившимися устоями большой город?

– Во все времена были люди, настроенные на протест. Отвечая на ваш вопрос, вспоминаю протестное движение против строительства Катунской ГЭС, когда экоактивисты выступали против. А ведь это был очень тщательно продуманный проект, стройка пятилетки – в советское время не принималось скоропалительных решений. Процесс был запущен, построен поселок Гидростроителей в Майме, домостроительный комбинат и прочее, сотни и тысячи людей были вовлечены в эту деятельность. Но в то время уже началась гласность, митинги, в итоге проект стал терять темпы, а перестройка поставила окончательную точку. ГЭС у нас так и не построили, а мы потеряли возможность изменить свое будущее в лучшую сторону. Ведь уровень жизни в любом регионе зависит от доступности электроэнергии в ее денежном выражении. У нас тарифы на электричество одни из самых высоких в стране.

На дворе 21 век, мы все хотим жить достойно не только в городской агломерации, но и в любом селе. Для этого требуются продуманные решения, принятые в диалоге с людьми, которые живут на этой земле многими поколениями, с учетом их интересов и прав. Да, мы должны беречь природу и наши традиции, но почему мы при этом не можем развиваться и идти вперед?

Сегодня важно раздвигать не только территориальные границы, но и те, которые находятся у нас в сознании, избавляться от стереотипов и предубеждений. Административные границы должны постепенно уходить, чем быстрее мы их сотрем, тем быстрее освободим путь прогрессу. Если будем держаться за старое, ничего не добьемся.

Фото предоставлены автором

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии