Главные русские сериалы 2022 года: Ивлеева затмила крест грудью, а Козловский и Петров устроили свидание в сапсане

1 год назад

Надо признать, что 2022 год прошел совсем не под знаком развлечений. Однако легализованный отток зарубежных сериалов никакой деградации предсказуемо не вызывал. Как снимали в России телепроекты на потоке, не приходя в сознание, так и снимают. Возможно, отсутствие конкуренции даже сыграло злую шутку: ни одного стопроцентно убойного хита мы, даже если очень постараемся, зафиксировать не сможем. Так, чтоб прям челюсть отпала и сердце замерло. Зато отсортировать шлак и собрать ключевые СОБЫТИЯ в русской сериальной жизни уходящего года, пожалуй, удалось. Представляем их в традиционно неожиданных номинациях. Чтоб нескучно было.

МОЛОЧНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ ГОДА

Даже использованный презерватив может наделать много шума. Особенно, если его найдут в монастыре. Примерно так и вышло с сериалом «Монастырь», что снял осудивший СВО режиссер Александр Молочников, который с открытой антироссийской позицией спокойно ставил спектакли в лучших театрах страны. Мастер, называющий себя «учеником Табакова», сгинул в США. Но дело его живет.

Ведь Россия – в отличие от США – настоящая демократия! Какой уж тут кэнселлинг. На главную роль в сериал «Монастырь» Молочников взял соратницу – построившая карьеру на оголении телес в соцсетях блогерка Настя Ивлеева тоже осудила спецоперацию, но улетать в Калифорнию уроженка деревни Разметелево (Ленинградская область) не решилась. И образ слабой на передок Маши в «Монастыре» – первая драматическая роль инстаграмщицы – довольно органично подошел начинающей актрисе. Уже в первой серии Ивлеева выкатывает два увесистых козыря перед зрителем, что больше всего (еще бы!) и начинают обсуждать. Вмешивается и РПЦ, которая рекомендует Минкульту РФ не выдавать прокатного удостоверения сериалу: искажение образа Церкви и сцены однополой любви. Хотя зачем оно? Все и так есть в открытом доступе.

Но хайп поднят, трагичная биография проекту сделана, цель достигнута. При этом главная интрига сериала – преображение нимфоманки в святых стенах, а также испытание блудом приютившего эскортницу отца Варсонофия (Филипп Янковский) – вторична. Все это уже было, было и было: и линия вавилонской блудницы в Библии, и  «Отец Сергий» Льва Толстого, и фривольный «Молодой папа» Соррентино, и «Искушение» Верховена, и и «Монах и бес» Досталя.

Ничего скандального в этом сериале нет, запрещать его не за что. Оскорбить он может разве что эстетические чувства, потому что православные в проекте показаны лубочно и плоско (таблетки заменяют молитвой – и режиссер не стесняется такого уровня знания матчасти), диалоги с тупейшими шутками (как накачать бицепс и «мышцы рта» при помощи минета) заставляют ладони болеть от частых хлопков по лбу, а беспомощность Ивлеевой, которая таращит глаза с глицериновыми слезами и пытается выдать разбитную деваху, в кадре вызывает только острое желание поставить свечку за душевное здоровье Насти. И все же попробовать посмотреть проект можно. Хотя бы потому что в чужой монастырь со своим уставом никто из сериальных дельцов («Обитель» не считаем, это экранизация, да еще и исторический проект) пока так смело ногой не вламывался.

АКСЕНОВА ГОДА

Проект «Почка» уже успели забыть – он вышел в начале года. А зря. Осанны, пропетые Любови Аксеновой после премьеры, стоит слить в унитаз, а вот сам проект – нет. Остросоциальная драма с ювелирным вкраплением юмора показывает мучения отдельно взятой взяточницы Наташи Кустовой (Любовь Аксенова), которую сценаристы прибивают безжалостной кармой: у молодой, успешной, стервозной и красивой пожарной инспекторши отказывают почки. Необходима трансплантация. Результат неочевиден. Продажной душонкой и наманикюренными пальчиками перекрешенная в блондинку Аксенова пытается цепляться за жизнь – и делает это лучше, чем в 70 предыдущих своих проектах (пожалуй, аналогичного персонажа Саши Петрова из «Звоните Ди Каприо!» актриса переиграла). Ненормальная, животная витальность, которую способны выдать разве что солдаты на передовой или онкологически больные пациенты, хлещет с экрана прямо в лицо ошарашенному зрителю. И действует, как ни странно, очистительно. Не прибивает, но приподнимает. Так медицинская коллизия обращается в ветхозаветную притчу. Остается один вопрос: зачем Любовь всю жизнь снимается в тупых мелодрамах, если умеет ТАК?
Да, в 2023 году выйдет второй сезон проекта.

ДЕБЮТ ГОДА

Сериал «С нуля» мог бы оказаться проходной и унылой мелодрамой про то, как танцуют девчонки и слэмятся пацаны. А пьяные слезы льются на рэйве. Если бы не одно но: проект снял Василий Бархатов – некогда самый молодой режиссер Большого театра (а также Мариинки, Михайловского театра, Национального театра оперы и балета Литвы и др.). Это его первый соло-сериал (до этого почти десять лет назад был странный проект «Супер Макс», но там еще были другие режиссеры, так что не считается), что особенно ценно и для зрителя, и для художника. В сюжете новой ленты искать ничего нового не приходится: две алчущие успешного успеха девушки Надя (Надежда Калеганова) и Наташа (Маруся Фомина) так крепко дружат, что одна уводит из семьи другой отца. Но то, КАК это сделано, – заслуживает особого внимания: внимание к деталям, искусная работа с нераскрученными и, к сожалению, деревянными актерами, спокойный нарратив, бытописание бесполезных людишек. Все на своих местах. Даже вездесущий Павел «Наследник» Табаков, который решил, что все роли можно отыграть с одной и той же застывшей маской на лице, не портит проект. Хорошо бы Василий задержался и подвинул самодовольных любителей типа Романа Волобуева.

ПРОЩАНИЕ ГОДА

Никогда еще закрытие проекта не ощущалось так печально и даже болезненно. Ведь сериал «Жуки» – лучик света в однотонном и чаще всего предсказуемом русском сериальном лесу – закрывается на третьем сезоне. Возможно, это очередная примитивная пиар-уловка ТНТ, как с «закрытым» шоу «Танцы», которое вернули сразу же после переименования. Но если так, то даже лучше. Потому что «Жуки» — они…как The Beatles. Лучатся светом, легкостью, переполнены воздухом и светлым чувством доброй комедии. Там нет проходных персонажей, нет дебильных гэгов, зато много актерских открытий — бенефис Максима Лагашкина (глубинный архетипический мент Маслов), перерождение Екатерины Сутуловой (похотливая продавщица Ирка), пачка клевых молодых актеров (Евгений Чепурченко, Вадим Дубровин, Павел Комаров, Елизавета Гончаренко), бытовой сатанизм Владимира Епифанцева (бывший зек Толян), возвращение Виктора Бычкова (лукавый священник Александр) и многое другое, что вызывает спокойную, слегка пьяненькую улыбку и такое нужное ощущение мгновенного счастья. Давно забытое нашими киноделами. Если от России режиссера Звягинцева хочется пойти и залпом – с лицом Алексея Серебрякова — выпить пятилитровую канистру спирта, после чего скорее повеситься, то после «Жуков» хочется взять чемодан и рвануть в уютную деревушку Нижние Подгоричи в Калужской области, где проходили съемки. Чтобы обнять и расцеловать там всех. Таких родных, русских и любимых.

СПИД ГОДА

Когда наши продюсеры хотят, «чтоб как в «Чернобыле» от HBO», — получается «Нулевой пациент». Тоже ретро, тоже лампово, тоже про табу, тоже с фигой во всех карманах, тоже про жуткий совок, который секретил страшнейшие эпидемии от народа, чтоб побольше людей загнулись в муках. Сериал основан на реальных событиях (и это сразу должно вызывать трепет и ОСОБОЕ чувство достоверности и доверия и зрителя): в конце 80-х в СССР случилась вспышка ВИЧ. Все началось с детской больницы в Элисте, что особенно чувствительно. Спасать Союз от вымирания берутся московский эпидемиолог Гончаров (Никита Ефремов) и местный педиатр Аюшев (Аскар Ильясов). Разумеется, все это под давлением кровавого кэджиби (Павел Майков) и вниманием пронырливых журналюг (Евгений Стычкин). Сделано это красиво: есть и хроника, и хиты того времени (БГ, «Альянс» и проч.), и костюмы не заставляют ухмыляться с первого же кадра. Не высовываться, быть частью стада, не говорить вслух о проблемах, не любить гадкое государство — все эти карикатурные клише секты Дудя* авторы, конечно, в сериал протаскивают. Куда без этого. Но даже на таком фоне смотреть «Нулевого пациента» не тошно. Американский «Чернобыль» куда более трафаретный.

КАМИНАУТ ГОДА

Сериал «Надвое» Валерия Тодоровского, который никак не ностальгируется по 60-70-м, можно было бы смело считать первой открытой гей-драмой в России, если бы не новый закон о запрете на пропаганду ЛГБТ. Как иначе можно воспринимать лирические отношения записных красавцев Саши Петрова (холостяк Саня) и Дани Козловского (несчастно женатый Костя), которые путешествуют в сапсане из Петербурга в Москву и чувственно обсуждают личные отношения, горячо спорят и во время диалогов приближаются друг к другу на расстояние вытянутого языка? Очевидно, что случайные девушки и жены в их жизни совершенно второстепенны (на сленге это называется «борода») – как только они появляются в кадре, вместо флера советской киноклассики прет лютый фальшак.

Кажется, что чем дальше, тем сильнее Тодоровский подталкивает мужчин к тому, чтобы они сбросили эти навязанные обществом маски, затем – пеструю одежду и впились, наконец, губами друг в друга, явив скрытое естество и выпустив наружу распаленную харизму. Но нет, пока Россия не готова еще увидеть столь честную и открытую драму. Поэтому Козловский и Петров, как могут, старательно изображают двух ранимых гетеросексуалов, бесследно сгинувших в океане одиночества среди пошлого общества.

ТОНКИЙ ЛЕД ГОДА

Все попытки снять проект о межнациональных отношениях в России ничем интересным не заканчивались. Либо авторы сваливались в бессмысленную травоядную комедию («А у нас во дворе»), либо в лубок («Салам, Москва»), либо в махровую кондовую либеральную пропаганду («Зулейха открывает глаза»). Кажется, у создателей сериала «Идентификация» получилось пройти по тонкому льду достойно, без потерь и весьма изящно. Тема ислама внутри «лиц славянской национальности» обычно закрыта (звезда сериала «Ольга» Сергей Романович чуть ли не единственный в стране не стесняется говорить, что перековался в мусульманина из православного), но в этом проекте ее разбирать как будто не берутся — проходят совсем рядышком, обозначают пунктир пути и тем самым позволяют зрителю самому погрузиться в сложную тему.

Сюжет детективный: киргизский мигрант найден мертвым, все улики против русской девушки Леры (Елена Тронина) – робкой лани, принявшей ислам. Это у нее с убитым был конфликт на почве насилия. Это ее все подозревают. Следствие следствием, но дело-то вообще в другом: завораживает работа Трониной, которую уже прозвали открытием года, – актрисе удалось лаконично и аккуратно передать непередаваемое: неуловимое состояние внутреннего опустошения, копошений глубоко запрятанного внутри зверя и в то же время аномально целомудренного внешнего облика восточной монахини. Иногда переход в другую религию случается под аккомпанемент межконфессионального оркестра демонов.

ЖАЛКАЯ ПАРОДИЯ ГОДА

Проект «Самоирония судьбы» хоть и не сериальный, но покажут его в новогоднюю ночь именно на ТВ, поэтому обойти его было бы неправильно. Комедианты ТНТ замахнулись на святое: взяли советскую классику («Карнавальная ночь», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С легким паром!»), современные сериалы и клипы («Игра в кальмара», «Матрица», Toxic Бритни Спирс) и порубили в мелкий оливье, пересняв всеми любимые сюжеты и эпизоды с современными звездами. Теперь за Ипполита — Филипп Киркоров, за Галю – Ольга Бузова и Ляйсан Утяшева, за Женю Лукашина – Павел Воля, Тимур Батрутдинов и Андрей Гайдулян (да, в картине будет множество клонов одного и того же героя), за обокраденного Шпака – Гарик Мартиросян, за Жоржа Милославского – Илья Соболев, за Ивана Грозного – Азамат Мусагалиев и так далее. Все это под бодрые киношлягеры в исполнении Клавы Коки, Анны Асти, Хабиба и других фрэшменов. Нет, они не называют это пошлым ремейком и плагиатом, они зовут это «новой традицией» и «комедийным попурри». Что тут добавить? Жутко. Интересно.

*Иноагент в РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ