Маск спросил о количестве жертв, которое устроит США
Вчера стало известно, что США оказывают давление на Киев, настаивая, чтобы украинские власти снизили призывной возраст до 18 лет
Писатель, волонтер СВО и человек левых взглядов Герман Садулаев рассказал «Вашим Новостям» о своем взгляде на неутихающие медийные споры между левыми и правыми лидерами общественных мнений в России. Здесь будет уместно процитировать один из последних постов в телеграм-канале автора: «Тут один блогер написал, что ратовать за социализм сегодня – это быть готовым «отобрать у девочек их парикмахерскую и убить всех священников». Забыл написать ещё, что коммунисты хотят обобществить жён. У нас в России две парламентские партии социалистической ориентации – КПРФ и СРЗП. В их программах ничего нет про отобрать парикмахерские. Есть про национализацию крупной промышленности и природных ресурсов. Про прогрессивную ставку налога. Про меры социальной защиты населения. Даже коммунисты в России не отрицают предпринимательство, выступают за поддержку малого и среднего бизнеса. И пример коммунистического Китая с процветающим бизнесом перед нами. И КПРФ, и СРЗП уважительно относятся к традиционным религиям. Где этот блогер увидел социалистов, которые спят и видят, как отобрать парикмахерские и убить священников, не знаю. В своём воспалённом мозгу разве что».
«ВН»: – Герман, есть хоть какое-то здравое зерно в рассуждениях сегодняшних правых? Чем они вообще вдохновляются в своих рассуждениях?
– Я думаю, что их вдохновение исходит из того, что власть посылает реверансы в их сторону, посылает сигналы о том, что «мы, власть, тоже буржуазные, мы тоже белые, мы тоже против социализма». И это их, конечно, вдохновляет, возбуждает и поддерживает в убеждении, что настало наконец их белое царство и можно полностью разделаться с красным.
А власть это делает путем прославления философа Ильина, прославления каких-то белогвардейских деятелей, того же Колчака. Почти официально выходят всякие фильмы, книги о них, идет прославление деятелей белого движения.
Да и сам государственный флаг у нас – это, что уж говорить, белогвардейский флаг. Я думаю, это их возбуждает и вдохновляет.
«ВН»: – А реальная основа для критики социализма у них есть?
– Реальной основы у этой критики нет, она вся высосана из пальца. Критика этими наследниками так называемых белых. Их критика социализма вся находится ну где-то на уровне Геббельса, где-то на уровне геббельсовской и колчаковской пропаганды о том, что большевики обобществят всех жен и так далее. Как вот в том посте Дмитрия Конаныхина, на который я отвечал. Там Конаныхин сказал, что мы, социалисты, якобы собираемся отобрать у девочек их парикмахерские и убить всех священников. Откуда он это взял? Совершенно непонятно.
Сегодняшние даже коммунисты, Коммунистическая партия Российской Федерации и другие коммунистические партии, которые у нас существуют, по своей программе все являются умеренными социалистами. Нет у нас в России каких-то такого маоистского толка партий, каких-то крайних экстремальных левых радикальных партий. Во всяком случае, в официальном политическом поле у нас этого нет, в парламенте их у нас нет.
Все они умеренные социалисты, которые подразумевают и частную инициативу, и предпринимательство. И никто не собирается ни у каких девочек отбирать их парикмахерские, вообще речи об этом не идет. Так что в этом смысле наши белогвардейцы сражаются с ветряными мельницами, которые сами же и придумали, сами же и построили. Сами же они и накидываются на них в атаку.
Никто на таких позициях сейчас не стоит, чтобы запретить всякие рыночные отношения, запретить частное предпринимательство, запретить частную собственность. На таких позициях даже социалисты сейчас не стоят.
Для них это просто идеологический повод какой-то, чтобы наконец-то сейчас разобраться полностью с красными, поскольку власть им вроде как бы благоволит.
«ВН»: – Герман, понятно, почему какой-то промышленник может лоббировать понижение налогов. Понятно, почему некий выходец из бывшего Советского Союза может отстаивать права своей диаспоры. Понятно даже, почему человек определенных религиозных каких-то верований может отстаивать интересы своей религиозной группы. Но совершенно непонятно, по какому принципу эти «монархисты» могут получить для себя какую-то реальную власть. Ну как это будет выглядеть? Они хотят реставрировать монархию?
– Это сектанты. В их деятельности нет реального основания. За ними действительно не стоит реального интереса. Вы совершенно правы. Если бы у нас было какое-то дворянство, была какая-то аристократия, которая надеялась бы в случае реставрации монархии той же опять прийти к власти, то это было бы одно. Но у нас никакого дворянства нет, никакой аристократии родовой у нас не сохранилось.
Никакая реставрация невозможна. И даже если бы она была возможна, то этим людям явно ничего не светит.
Поэтому это просто сектанты или реконструкторы, общество любителей древности. У них нет реальных политических перспектив, потому что за ними не стоит политический класс, у которого есть свои интересы и которые они могли бы озвучивать и которые они могли бы отстаивать, придя к власти. Такого класса просто нет.
А пользуется ими, конечно, просто крупная буржуазия, она пользуется ими как тараном против левых, против социалистов, которые, конечно же, угрожают интересам крупной буржуазии.
Наше государство вполне себе буржуазное. Ниоткуда нет никакой угрозы для крупной буржуазии, кроме как от социалистической идеологии. Социалистические движения, если будут захватывать власть, так или иначе приходить к власти (путем революционной смены или демократических выборов), будут, конечно, серьезно «щемить» интересы именно крупной буржуазии. А это класс, и у него есть свои интересы, в отличие от фантазийного дворянства и фантазийной белой аристократии, которых на самом деле нет, не существует.
Крупная буржуазия есть, она существует и имеет свои интересы. И она защищает свои интересы. И в том числе она использует этих Петрушек, этих клоунов.
Она использует их как таран для того, чтобы дискредитировать социалистические идеи.
«ВН»: – Давайте поговорим о классах в современной России. Есть один большой и довольно очевидный класс бюджетников. Это не только бабушки и дедушки, которые пенсию получают, или мамы, которые получают материнский капитал. Это и полицейские, и военные, и ученые. А по факту это и очень многие промышленники. У нас огромный государственный сектор. А какие еще есть крупные классы в нашей стране?
– Я думаю, что классы в нашем обществе, конечно, есть. Но они не оформлены четко и они не осознают свои интересы. Они не осознают свою общность. И это неслучайно, это не просто так получилось. На это работала десятилетиями пропаганда. На разобщение людей, на ликвидацию классового сознания.
Всем, начиная с институтов, объясняли, что классы – это выдумка Маркса, никаких классов нет, каждый сам за себя. Вот ты сегодня курьер, а завтра можешь стать предпринимателем и миллионером. Таким образом, все границы между классами прозрачны. Этого всего нет, это всё прошлый век, это в XIX веке Маркс придумал, а сейчас этого ничего нет, сейчас вот совсем другая жизнь, постиндустриальная эпоха.
Это всё нам внушали, и поэтому люди не осознают своих классовых интересов. Но это не значит, что классы объективно не существуют. Они существуют. Существует, допустим, класс мелких и средних предпринимателей. Это такая мелкая и средняя буржуазия. Она довольно многочисленна в нашей стране. У нас все-таки малый и средний бизнес существует.
Довольно много людей связаны своими интересами с этим классом. И это не только сами предприниматели, но и их управленцы, и в какой-то степени их наемные работники, все они связаны с интересами малого и среднего бизнеса. И эти интересы у них по сути дела общие.
Но, опять же, делается всё для того, чтобы они не осознавали своих интересов. И, как всегда, полностью осознает свои интересы только класс крупной буржуазии. И хотя они очень немногочисленны, они очень сильны всегда. Потому что они умеют быть солидарными, они умеют лоббировать свои классовые интересы. Они умеют форматировать государственную политику так, чтобы их интересы не затрагивались ни в каком случае.
Вот сейчас идет война – тяжелое испытание для всей страны. Но мы видим, что наша крупная буржуазия от этого только богатеет. Наши самые богатые люди становятся всё богаче и богаче. Это значит, что они даже во время войны сумели пролоббировать, сумели защитить свои экономические интересы, сумели повернуть все дело так, чтобы даже война не ущемляла их финансово. Чтобы она, напротив, давала им возможности к обогащению.
Почему они могут это сделать? Потому что они солидарны, потому что они понимают свои классовые интересы и потому что у них есть механизмы влияния на власть. Таких механизмов у других классов не существует.
По идее, представительством народа, представительством различных классов и слоев общества должен был быть парламент, в который избираются депутаты из всех классов общества. И они должны представлять эти классы общества.
Но в наших условиях парламент – это декоративный орган. Он реально ничего не решает, особенно в условиях засилия партии «Единая Россия», которая является проводницей интересов крупной буржуазии. А остальные партии ничего не решают, никакой законопроект провести не могут. Поэтому реальной защиты интересов других классов у нас нет.
Как вы правильно сказали, существует сословие бюджетников, которые напрямую завязаны на президента. Просто минуя парламент, оно завязано напрямую на президента и в президенте видит защитника своих интересов. Вот такая у нас конфигурация.
Есть бюджетники, которые полагают и надеются, что их интересы защищает президент, и они оказывают ему всяческую электоральную и политическую поддержку. Есть крупная буржуазия, которая обладает множеством механизмов лоббирования и продавливания своих интересов. Есть мелкое и среднее предпринимательство, которое в принципе лишено своего политического представительства. И есть наемные рабочие, квалифицированные и неквалифицированные, которые тоже разобщены, не чувствуют классовой солидарности и не имеют своего политического представительства.
Но я повторяю, что эта ситуация сложилась не просто так, не сама собой. Эта ситуация намеренно создается во всех капиталистических странах, чтобы никакие эксплуатируемые классы не имели классового сознания, не имели классовой солидарности.
«ВН»: – Герман, вспомним, что у нас в конце нулевых – в начале десятых нарождался один класс, довольно многочисленный. Это «креативный класс». Его сразу осмеивали все, начиная с модных писателей, как это делал Виктор Пелевин, их называли креаклами. По прошествии уже 10−15 лет, как вы считаете, существует ли этот класс?
– Революционный потенциал этого класса или этой прослойки несомненно существовал, но он был утилизирован и был растащен по различным силам и движениям.
На нем паразитировал в частности Фонд борьбы с коррупцией* Навального**. Он паразитировал именно на революционной энергии этой прослойки. И завел их в тупик. То есть Навальный тут выступил как крысолов, который играет на дудочке и заводит их в реку.
Если бы этот класс подключился к реальной политической жизни, у него были бы какие-то перспективы. Но его талантливые крысоловы завели просто в тупик, в так называемую борьбу с коррупцией без изменения сути социального строя.
То есть им объяснили, что нужно просто поменять каких-то коррумпированных начальников на других некоррумпированных начальников, и все будет хорошо.
Это, конечно, очень ненаучное представление, потому что если система порождает коррупцию, то дело не в тех людях, которые встают на ключевые позиции в этой системе. Дело, видимо, в самой системе. Заменить одних коррупционеров система сможет только на других коррупционеров. То есть менять нужно саму систему.
И вот до этого системного мышления креаклам не дали дойти. Не дали им додуматься до того, что нам на самом деле нужно – социалистические реформы, социалистические преобразования.
Их запугали в свое время. Вот опять же, это шла пропаганда, чтобы отвратить молодежь от социализма. Ужасы Совка! ГУЛАГ! Репрессии! Жен всех отберут, парикмахерские отберут! Вот это та часть работы, которую для крупной буржуазии делают сейчас «белогвардейцы». Они совершают идеологическую обработку молодежи, дискредитируя идеи социализма в их глазах, чтобы молодежь и креативная молодежь даже не старалась смотреть в эту сторону, даже не старалась изучать научный социализм, даже не старалась понять, что общество может быть устроено по-другому, что экономика может быть устроена по-другому.
Олигархический капитализм – это не единственный возможный способ существования экономики, есть другие уклады экономики. Экономика и общество могут быть устроены и более справедливо, и более прогрессивно. В эту сторону им не давали думать.
Их всех мобилизовали на борьбу с коррупцией, то есть на борьбу с какими-то личностями, с какими-то личными проявлениями.
Во всей их компании что было главное? Не трогать капиталистическую систему. Вот ее трогать было нельзя. Надо бороться вот с этим генералом, надо бороться вот с этим министром, надо бороться даже с президентом, но капиталистическую систему трогать нельзя. И вот это был тупиковый путь.
Их завели в тупик и фактически их слили. Вот такая грустная судьба ожидала этот в принципе потенциально революционный класс. И сейчас, на данный момент, как какая-то политическая или социальная сила они, конечно, не существуют.
«ВН»: – И самое интересное, что этот класс как будто оказался невозобновляемым. Прогресс движется дальше, а креаклов 2.0 нет.
– Да, как социальное явление они скорее исчезли. Хотя остается много творческих людей, они работают и в IT, они работают и в бизнесе, но как социальное явление они, да, прекратили существование.
«ВН»: – Они с большим удовольствием и эмигрируют.
– Да, еще, конечно, этот класс был очень сильно подточен эмиграцией. Многие из них эмигрировали, и я не скажу, что эмигрировали худшие. Может быть, эмигрировало значительное количество ярких и полезных личностей, которые могли бы нам понадобиться в России. Но поскольку их мозги были таким образом промыты, они не увидели для себя никакой другой возможности, кроме как эмигрировать.
А там, конечно, они попали в оборот, еще здесь они попали в оборот западной пропаганды. А западная пропаганда очень изощрена в том, чтобы все революционные, социалистические движения дискредитировать и чтобы втягивать в себя думающую всю молодежь. Втягивать в капиталистический мир, предлагая им какие-то на 99% несбыточные перспективы и рисуя перед ними картину, которой на самом деле не существует.
Но Запад очень в этом поднаторел. У него уже многовековой опыт обмана трудящихся о том, что классов нет, что социализм – это утопия, что существует только рыночная экономика, но в рыночной экономике ты можешь стать всем кем угодно, ты можешь завтра стать миллионером и так далее. Очень многие повелись на это. И вот возникают такие вещи, такие странные области бизнеса, как криптовалюты, как биржевое инвестирование. И они создают иллюзию, что человек, пришедший с улицы, с нуля, не капиталист по рождению, даже человек люмпенского происхождения, если он будет талантливым и удачливым, если он будет много работать, то он сможет на крипте заработать миллионы. Стать миллионером, миллиардером.
Вот эти иллюзии, конечно же, очень сильно развращают молодежь, поскольку с фактами они, конечно, не бьются. Во всех этих инвестиционных рынках, во всех этих рынках криптовалюты на одну историю успеха приходится тысяча историй неудач, разорений, когда люди продают последнее, продают свои квартиры, закрывают долги, когда этот margin call оставляет их бомжами и без копейки. Но эти истории не тиражируются.
Тиражируются истории с фейковыми миллионерами в Дубае, которые якобы поехали в Дубай, якобы заработали миллионы на криптовалюте и так далее, и так далее. Создается иллюзия, что вот этот высший класс – это не замкнутое сообщество, что «я тоже могу туда вступить. Вот сейчас я позанимаюсь криптовалютой и тоже заработаю много миллионов и поеду в Дубай».
Это целая пропагандистская программа, это целая машина. Она работает так уже веками, убеждая людей, что классов нет, классовых интересов нет.
Хотя я говорю, что на одну историю успеха тысячи, да что там тысячи, десятки тысяч историй неудач. Это скорее исключение, чем правило. Я думаю, в этом смысле более реалистичны наши парни из Дагестана.
«ВН»: – Почему именно из Дагестана?
– В Дагестане молодежь примерно понимает, что единственный путь пробраться наверх к богатству и славе – это спорт.
Из-за этого такая безумная популярность в Дагестане и других северокавказских республиках особенно всяких бойцовых видов спорта. Потому что они видят, что это реальный выход из своего низкого и бедного положения куда-то в другие слои.
«Если я буду хорошо много тренироваться, хорошо много драться, то тогда я могу стать чемпионом, у меня будет слава, у меня будет много денег».
Это единственный лифт социальный, который существует для молодежи в таких республиках, как Дагестан. Поэтому культ спорта у них сейчас. Хотя и там тоже, конечно же, на одну историю успеха можно привести сотни историй неуспеха, неудачи. Но каждый верит, что он сможет стать тем счастливчиком, у которого все получится.
И это тоже развращает, хотя в меньшей степени. Здесь хотя бы человек тренируется и хотя бы пытается что-то сделать. А в основном креаклы находятся в таких вот розовых мечтах о том, как они завтра уедут в Дубай и разбогатеют на криптовалюте.
«ВН»: – В свое время Эдуард Вениаминович Лимонов говорил не в качестве метафоры про тупик от Навального**. Он говорил про события на Болотной площади, что оппозиция в 2011 году специально повела людей на Болотный остров. Потому что там через два моста очень легко было отрезать толпу от Кремля.
– Возможно, что-то за этим и стоит. Я, конечно, не знаю, был ли Навальный агентом Кремля, но в любом случае он являлся агентом крупной буржуазии и он осуществлял ее идеологическую программу – не трогать капитализм ни в коем случае, бороться якобы с коррупцией, не трогать принцип господства крупной буржуазии.
«ВН»: – Общественная мысль российская деградировала, получается? Тогда людям обещали хотя бы раскулачить коррупционеров и устроить прекрасную Россию будущего. А сегодня им просто обещают без метафор Китеж-град и прекрасную Россию прошлого?
– Для реальной политики – образов, метафор, сказочных каких-то историй, конечно же, недостаточно.
Для реальной политики нужно системное мышление. А вот его всячески уничтожают. То есть человеку не дают возможности задуматься о том, как устроена вся система, и почему она так устроена, и может ли она быть устроена на каких-то других основаниях.
Вспомним, когда появлялись первые марксистские кружки, что они делали? Они объясняли рабочим основы системной теории. То есть никто не приходил из марксистов и не говорил, что «у нас владелец нашего предприятия капиталист Пупкин – очень плохой человек, он очень жадный. Мы все так плохо живем, потому что вот он очень жадный. Давайте его убьем, его ограбим, и тогда мы будем жить хорошо».
Нет. Объяснялось, что дело не в Пупкине. Дело в том, что вот такова система. Что не будет Пупкина – будет другой какой-то капиталист. Потому что такова система эксплуатации. Капитал заточен на то, чтобы эксплуатировать трудовой народ.
И марксизм показывал механизмы, как это происходит. Вот смотрите: вот так формируется прибавочная стоимость. А вот так результаты вашего труда от вас отнимаются. А вот так получается, что вы получаете только вот это и вот это, а всё остальное забирает владелец капитала. Как это происходит? Это происходит вот так и вот так. Единственная ли это возможная система? Нет, это не единственная возможная система. Возможна система, когда заводы и фабрики будут принадлежать самим рабочим и прибавочный продукт не будет забираться к себе капиталистом и так далее.
В общем, смысл в том, что даже рабочих, может быть, не всегда очень образованных, учили мыслить системно. В нашей оппозиции никогда не было системного мышления. Я имею в виду вот эту либеральную оппозицию, в том числе и Навального** и всю вот эту антикоррупционную оппозицию. Им не хватало системного мышления.
Но я опять же думаю, что это не потому, что они глупые, а потому, что такова установка, такова была задача – мотивировать людей какими-то клипами, какими-то яркими образами, какими-то примерами. Но ни в коем случае не давать людям задумываться – почему так происходит и можно ли сделать что-то иначе. На это стоит когнитивный запрет.
Вся буржуазная идеология устроена так, что она формирует когнитивный запрет на системное мышление.
«ВН»: – Да. Но на марксистов в начале XX века тоже существовали еще какие запреты. Так может, дело не в запретах, а в том, что просто наши оппозиционеры были тупые? Там некоторые из них, если вспомнить, не могли сказать, сколько миллионов человек в России живет – 150 или 15.
– Тупость определенных персонажей не отрицает мою теорию о том, что эта тупость и несистемное мышление выводятся как принцип.
Соответственно, и подбираются те люди, которые не задают системных вопросов. Которые не задают вопросов, опасных для самой системы. Вот такие люди продвигаются, которые готовы бороться, но не с системой. Которые готовы бороться или якобы изображать какую-то борьбу в интересах опять той же самой крупной буржуазии. Такие люди подбираются, такие люди продвигаются. Те люди, которые ставят опасные вопросы перед системой, на них, конечно же, ставится запрет.
Причем этот запрет – он не в плане какой-то цензуры, он уже гораздо глубже, он в самой культуре общества, он в самой идеологии общества. Он настолько глубоко зашел, что он пронизывает массовое сознание.
У Пелевина это на уровне имплантов всё работает, но мы обошлись без имплантов. Наш имплант – это культура, которая сразу с порога отвергает такие вопросы. Культура, привитая людям с детства, сразу же отвергает такие вопросы.
«ВН»: – Сюда можно отнести бессознательный страх перед коммунистическим прошлым?
– Да, и на это работали белогвардейцы, конечно. И на это работают наши сегодняшние белогвардейцы. Они выполняют очень важную задачу – формировать у молодежи страх перед прошлым. Что «не дай бог! не дай бог, опять вернется коммунизм! Всё отнимут и обобществят!» И это всё вшивается на уровне социальных инстинктов.
*ФБК – организация признана экстремистской в РФ, запрещена, ликвидирована по решению Мосгорсуда; внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранных агентов.
**Внесен в список террористов и экстремистов.