Создать Большой антиколониальный стиль
К этому призывают литераторы из «Союза 24 февраля»
В первую же неделю после победы в президентских выборах Дональд Трамп, даже не вступив в должность, привел в движение скрытые от глаз массового зрителя механизмы мировой политики. Новости, лишенные официальных коммюнике и резолюций, только и успевают пересказывать слухи. Все они так или иначе касаются украинского конфликта и телефонного общения президентов разных стран на эту тему. Писатель Герман Садулаев уже не раз заявлял, что исход специальной военной операции зависит от России, а не от США. Узнаем, не изменилось ли его мнение после такой триумфальной победы республиканцев в Штатах.
«ВН»: – Герман, вы ведь не верили, что Трампу позволят победить?
– Да, для меня было удивительно, что Трампу разрешили выиграть. Мне казалось, что результаты Камале натянут. Что фальсификации пойдут в полный рост и Камале обеспечат выигрыш в этом голосовании. Но оказалось так, что они побоялись пойти на масштабные фальсификации выборов. И не только в президентской гонке. Обе палаты парламента тоже получили республиканское большинство.
Это показывает раскол в американском обществе. Показывает то, что действительно фальсификаторы все-таки опасаются возможных последствий. Когда они увидели, что дело совсем запахло жареным, они отыграли назад и отказались от масштабных фальсификаций, боясь, видимо, судебных процессов за это.
Да, американское общество расколото, и далеко не все там являются приверженцами этого демократического ЛГБТ*. Много там консервативно настроенных, много там тех, кто доверяет риторике республиканцев, и они выиграли на этот раз. Я удивлен, что это действительно состоялось, что Трамп действительно придет к власти в январе.
«ВН»: – Как вы думаете, это следствие прежде всего внешнеполитической деятельности Америки? Либо люди недовольны все-таки, действительно, ЛГБТ*, культурой отмены и так далее?
– Я думаю, что на победу Трампа повлияла все-таки больше внутренняя повестка, чем внешняя. Потому что американцы устали от того, что администрация Байдена забывает о нуждах американцев. Было это интересное событие, когда было стихийное бедствие в одном из штатов, и у американского правительства не нашлось денег на то, чтобы помочь пострадавшим. И вместе с тем нашлись деньги опять снова на Украину.
Это, конечно, уже заколебало американского налогоплательщика и избирателя. Что внутренние проблемы остаются всегда на заднем плане, что Америка ведет какую-то непонятную внешнеполитическую игру и забыла об интересах американцев.
А в риторике Трампа – защита интересов американцев, простых американцев. Конечно, большую роль сыграла его антииммиграционная риторика. То, что он обещает спасти Америку от наплыва незаконных мигрантов. Это тоже очень сильно нервирует общество.
Я думаю, что в основном на победу его повлияли внутренние вещи в Америке. Просто Америка, в принципе, не очень ориентирована на внешнеполитические какие-то дела. Американцам очень важно, чтобы у них внутри все было хорошо, чтобы экономика развивалась, чтобы деньги были внутри страны, чтобы безработица уменьшалась, чтобы с проблемами иммиграции незаконной как-то боролись. Это все предложил Трамп, а демократы предложить ничего не смогли. Демократы предлагали всё то же самое – победоносное шествие ЛГБТ*, культура отмены и так далее. Я думаю, это в основном повлияло.
«ВН»: – Тем не менее Украина присутствует почти везде в новостной повестке американских каналов. Повлияет ли победа Трампа на противостояние России и Запада? Трамп ведь обещал «закончить войну за сутки».
– Для американцев, конечно, Украина – это важный раздражитель. Именно в том смысле, что они видят на примере Украины, что администрация демократов отдавала американские деньги куда-то непонятному коррумпированному украинскому режиму вместо того, чтобы решать проблемы внутри страны. Вот это триггер, это раздражитель, на котором сыграл очень хорошо Трамп, говоря, что «Зеленский – выдающийся коммерсант, каждый раз, когда приезжает к нам в страну, забирает много миллиардов долларов ни за что, просто так, а у нас есть свои проблемы, которые нужно решать».
Поэтому, конечно, американцы поддержали Трампа в его решимости прекратить войну, а значит, прекратить военные расходы американцев и Америки на поддержание украинского режима.
Но на самом деле что из этого выйдет в результате для СВО – пока непонятно. Потому что план Трампа мы пока не видим.
Докатываются какие-то сведения о том, что он хочет сделать линию разграничения, завести туда натовские войска, что он шантажирует и Украину, и Россию с тем, чтобы и Россия, и Украина пошли на неприемлемые для них условия. Но я думаю, вряд ли из этого что-то получится. Вряд ли это будет всё так легко и просто, как Трамп обещал. Потому что война уже набрала свои обороты, маховик войны раскручен. И сейчас мы, кстати, увидим, насколько Трамп обладает какой-то властью, силой и влиянием.
Мы же знаем, что президент в Америке – довольно номинальная фигура, что за администрацией всегда стоит то, что называется «глубинное государство». И не последними его представителями являются главы военно-промышленного комплекса, который наживается на этой войне. И остановить войну не в их интересах.
И вот мы сейчас увидим, насколько риторика Трампа будет соответствовать его действительным шагам и насколько эти шаги будут эффективны.
Пока этого понять мы не можем. Я не думаю, что до «воцарения» Трампа в январе что-то реально изменится, поскольку пока что надо ведь помнить, что Байден остается президентом до января, Трамп всего лишь избранный президент, он еще не обладает полнотой президентской власти. И пока что продолжаются все утвержденные администрацией Байдена программы помощи Украине.
Те же денежных вливания и поставки вооружения – всё это продолжается и будет продолжаться до января. Таким образом, по сути, мы только в январе увидим, изменится ли что-то в действительности и что в этой связи сможет действительно предпринять Трамп, помимо его шагов, помимо его громких заявлений о том, что он остановит войну в 24 часа.
Мы уже видели, что 24 часа после его избрания прошло, ничего не случилось. Случится ли что-то в 24 часа после его инаугурации – это тоже не факт. Но посмотрим. С одной стороны, накоплена какая-то усталость от войны и в Америке, и в Европе. Но с другой стороны, маховик войны раскручен, и так просто остановить его тоже будет сложно.
Как это будет на самом деле – я не знаю, я уже побоюсь давать какие-то прогнозы. Я уверен только в одном – что не выборщики в Америке решают сейчас судьбу мира, и не Трамп будет решать судьбу мира. А решать судьбу мира будут русские солдаты на поле боя.
Я думаю, что всё зависит от них. Всё зависит от того, насколько мы будем успешны в своих военных операциях, в боевых действиях. Если и будет достигнуто какое-то перемирие, то его условия будут зависеть от того, какова будет ситуация на земле. А ситуация на земле зависит от действий нашей армии. Поэтому наша армия – вот кто сейчас решает судьбу мира, а не выборщики американские и не Трамп.
«ВН»: – Но ведь для нас принципиально важно, против какой армии Украины воевать. Против той, у которой завались снарядов и всего остального, в том числе и денег, и международной поддержки, или против той, которой уже весь мир сказал: «Давайте своими силами». Потому что своими силами Украина долго не продержится.
– Да, безусловно. Если Украина останется без международной поддержки, то война эта продлится, может быть, месяцы, а скорее – недели. Поэтому самый быстрый способ остановить войну – прекратить накачивать Украину оружием. Но пойдет ли на это на Запад, признав собственное поражение, по сути дела? Тоже непонятно. Вряд ли, на самом деле, поддержка Украины остановится.
Может быть, Трамп попытается переключить основную поддержку Украины с Америки на Европу, чтобы Европа этим занималась, чтобы Америка меньше тратила денег. Это возможно. Но чтобы поддержка Украины прекратилась после избрания Трампа – пока мы этого не видим. Может быть, что-то изменится в феврале, но это тоже не факт.
Пока что обе стороны схлестнулись на поле боя. И Запад, и Россия. И какого-то ослабления одной из сторон или отказа ее от борьбы пока что мы не видим. Мне рассказывают ребята с фронта, что никакого дефицита снарядов у украинцев нет. Они постоянно обстреливают наши позиции. Дефицита техники у них тоже нет.
Поставки продолжаются. Я думаю, что поставки техники и вооружения на Украину ограничены только возможностью Украины мобилизовывать новых и новых солдат. Как только им удается наловить очередную бригаду, эта бригада оказывается полностью укомплектована и техникой, и вооружением. И боеприпасы им дают в достаточном количестве.
Так что вопрос только в том для Украины, чтобы наловить побольше личного состава для своих подразделений. А Запад продолжает поставлять и оружие, и боеприпасы.
Пока что мы видим так.
«ВН»: – Из Америки меж тем даже слышны голоса о желании отменить антироссийские санкции. Видятся ли вам в ближайшее время возможными нормальные стабилизированные отношения между Россией и Соединенными Штатами с тем же Трампом во главе?
– Дело в том, что, помимо России и Соединенных Штатов, которые конечно же останутся на карте мира и останутся важными глобальными игроками, существуют еще государства, играющие важную роль в мировой расстановке сил. И это прежде всего Китай.
И известна позиция республиканцев, которые считают главным своим соперником за мировое господство именно Китай. И они хотели бы нормализовать отношения с Россией для того, чтобы все свои усилия направить на конфронтацию и на подавление Китая. В то время как демократы были настроены даже на какой-то союз с Китаем, а главным геополитическим своим соперником считали Россию. Вот такая разница в расстановке сил.
У демократов не получилось мобилизовать Китай на борьбу с Россией. Несмотря на санкции, несмотря на заигрывание с китайским руководством, несмотря на большое прозападное лобби в самом Китае. А нужно ведь помнить, что сам Китай тоже неоднороден. В самом Китае существует большое прозападное лобби в лице промышленников, финансистов из Китая. Там есть много людей, которые ориентируются на Запад и которые считают: «Зачем нам дружба с этой Россией? Лучше нам выгодно торговать и сотрудничать с Западом, а Россия в качестве партнера нам не так и важна».
Сейчас у власти в Китае другая группа. Группа, которая не настроена на союз с Западом. Но это тоже может измениться, потому что Китай тоже неоднородный, Китай тоже очень сложный.
В Китае внутри есть собственные противоречия. На этих противоречиях играют и республиканцы, и демократы. И тут очень важна позиция Китая. Сейчас Китай вроде как бы поддерживает отчасти Россию, но с другой стороны, он не становится нашим прямо полностью военным союзником.
Надо всегда помнить, что Китай поставляет товары двойного назначения, используемые на фронте, как русским, так и украинцам. Допустим, мы закупаем усилитель сигнала для дронов. Так вот, производитель этих усилителей сигналов в Китае поставляет их и нам, и украинцам.
Опять же, ситуация с электроникой, которая используется для сбора дронов. Китай поставляет ее и нам, и украинцам. И сами по себе их дроны тоже покупаются и украинцами, и нами. И Китай в этом смысле просто защищает свои торговые интересы и торгуется с обеими сторонами конфликта.
Конечно, сейчас для него вроде бы важнее Россия как поставщик необходимых энергоресурсов. Но это не значит, что они отказываются поставлять продукцию двойного назначения Украине. Они вовсе не отказываются.
Какова будет мировая конфигурация завтра, когда в январе Трамп придет к власти и усилит конфронтацию с Китаем и попытается договориться с Россией, попытается оторвать Россию от Китая… Одна из основных его претензий к демократам была в том, что демократы «толкнули Россию в объятья Китая».
Трамп хочет как минимум оторвать от этого союза Россию для того, чтобы можно было разделаться с Китаем. Что у него из этого получится? Ну непонятно.
Так что не надо забывать, что есть еще и другие мощные игроки, такие как Китай или даже Индия, позиция которой тоже довольно неоднозначна. Не сказать что Индия однозначно поддерживает Россию. Индия не раз высказывалась в пользу территориальной целостности Украины. Однако нельзя сказать, что Индия полностью поддерживает Запад в его войне с Россией. Это тоже не так.
Таким образом, я думаю, будут попытки воздействовать и на Китай, воздействовать и на Индию, чтобы сформировать какой-то новый баланс сил во всем мире. То состояние международных отношений, которые мы видим сейчас, оно очень противоречиво и очень нестабильно. Значит, будет вырисовываться какой-то новый баланс сил. Какой он будет, мы пока не знаем.
«ВН»: – Герман, многополярный мир уже наступил?
– Можно сказать, да. Да. Одним из важных последствий спецоперации было то, что многополярный мир все-таки наступил. И появились новые центры силы, которые не подчиняются напрямую Америке, не подчиняются напрямую Западу, и, может быть, пока еще не находятся в полной конфронтации с Западом, как Китай и Индия, но имеют уже и силы, и смелость отстаивать собственную позицию и вести собственную политику.
ЛГБТ* – Верховный суд России признал движение ЛГБТ экстремистским и запретил его деятельность на территории страны.