Британские военные шокированы лёгким морозом
Майор Дэвид Мортимер назвал «культурным шоком» для артиллеристов Великобритании учения в финской Лапландии при температурах до минус 15 градусов
После того как Украина нанесла удары по международно признанной территории РФ американскими ATACMS и британскими Storm Shadow, Россия ответила новейшими баллистическими ракетами по промышленному предприятию в Днепропетровске. Слово «Орешник» бьет все рекорды по поиску в интернете по всему миру. Так называется новейшая гиперзвуковая отечественная ракета, которая для первого знакомства была в неядерном оснащении, но даже с обычным зарядом напомнила картины апокалипсиса.
Кадры прилетов облетели весь мир. Запад явно призадумался. А Киев запросил экстренное заседание Совета Украина – НАТО. Политолог, кандидат философских наук, эксперт по вопросам современной геополитики и информационным войнам Юрий Баранчик рассказал «Вашим Новостям», как могут развиваться события после этого витка эскалации конфликта.
«ВН»: – Юрий Владимирович, какова вероятность перерастания конфликта в ядерный после атаки ATACMS и использования «Орешника»? И обратима ли эта эскалация?
– Я думаю, что эскалация, которую сейчас затеяла администрация Байдена, обратима. Поскольку НАТО выполняет все те решения, которые принимаются в Белом доме, я считаю, что у Трампа, когда он придет к власти (если он придет, если ничего не случится до инаугурации), будет возможность представить всё это как попытку подтолкнуть мир к третьей мировой войне. Об этом, собственно, сейчас говорят все комментарии членов команды Трампа.
И я думаю, что попытки британцев поиграть на этом поле тоже понятны. Они самостоятельный игрок, играют в свою собственную игру. И пытаются втянуть французов, расширить географию, чтобы не одни они предоставляли эти дальнобойные ракеты. Пытаются втянуть Германию, чтобы те дали свои дальнобойные ракеты TAURUS. Но я думаю, что эта ситуация имеет такой кратковременный эффект, и у Трампа получится вернуть эту проблематику в доэскалационное состояние.
«ВН»: – Как вы думаете, это предупреждение Западу в виде «Орешника» говорит о готовности России применять ядерное оружие?
– Вы знаете, я думаю, что до применение ядерного оружия еще много шагов. И вот эта демонстрация нами ракеты средней дальности «Орешник» говорит о том, что в принципе у нас появились такие средства сдерживания, которые позволяют решать вопросы без применения ядерных боеголовок.
Мы ведь не знали о том, что такая ракета разрабатывается, это было государственным секретом. И ступенек на лестнице эскалации было существенно меньше. Были «Кинжалы», еще какие-то варианты. А потом речь шла о ядерных ударах. Сейчас мы видим, что у нас в принципе есть вооружения, которые позволяют ступеньку ядерной эскалации отодвинуть немножко, но при этом нанести удар сопоставимой мощности.
Потому что те разрушения, которые могут быть достигнуты «Орешником», собственно говоря, решают те задачи, которые могли быть решены ядерным оружием. Соответственно, необходимость его применения на какие-то обозримые ступеньки эскалации отпадает.
«ВН»: – Вы уже успели сформулировать для себя, в чем принципиальная новизна «Орешника», и можно ли говорить, что это такой геймчейнджер?
– Судя по тем данным, которые появились за прошедшие дни с момента применения «Орешника» в открытой печати, это ракета средней дальности от 1 000 до 5 000 км. На заключительном этапе боеголовки достигают скорости порядка 10-11 махов. А это скорость 3,5 км в секунду. Поэтому они не могут быть остановлены никаким из находящегося в распоряжении НАТО противоракетным оружием.
Соответственно, они могут быть в простом кинетическом исполнении. Это такой демонстрационный эффект. Но могут быть различные начинки подобного рода зарядов, в том числе и специальные части, то есть ядерные.
Но даже вот в таком кинетическом простом исполнении разрушения достаточно серьезные произошли на объектах, по которым они были применены. Как я понимаю, в подземных цехах, которые были разрушены, производили ракеты, возможно, шли какие-то закрытые разработки.
«ВН»: – Мы видим, что сразу после этого удара украинские власти стали собирать НАТО для совещания. Поверили в то, что есть высокоточное оружие у России, которое не могут остановить ракеты США и Британии? Боятся, что ракета прилетит прямо по Зеленскому?
– Вы знаете, я бы так не думал. Конечно, там есть разные люди. И какая-то часть депутатов и чиновников, высших должностных лиц Украины так думает. Но я думаю, что основные опасения здесь всё-таки должны состоять в другом.
Мы не будем применять ядерное оружие по территории Украины и тем более по Киеву, но применить в случае необходимости «Орешник» не со спец. боевой частью, а с каким-то поражающим элементом – это вполне возможно. Но есть еще и другие цели.
Ситуация должна идти постепенно. Судя по всему, наш аргумент не убедил западные страны. И сейчас спорят, был ли удар ночью по Курской области «Хаймарсом» или это были дальнобойные ракеты применены снова.
Когда эта ситуация разъяснится, можно будет думать дальше. Но я думаю, что англичане постараются продолжить эскалационный этап. Чтобы связать руки Трампу и втянуть Францию и Германию. Чтобы круг этих стран стал шире, и тогда была бы коллективная ответственность. А пока одни британцы и США. Такая ситуация и сценарий понятны.
Я думаю, что у нашего Генерального штаба есть список приоритетных целей, которые могут ответить на эту эскалационную спираль.
«ВН» – Как вы считаете, за время, которое осталось до инаугурации Трампа, какие еще шаги эскалации могут быть предприняты Западом?
– Эти эскалационные шаги мы уже наблюдаем. Вчера произошло возгорание российского самолета в Турции. Идут удары по гражданским объектам. Была попытка теракта в Калининградской области. Я думаю, что будет попытка переноса террористических атак на другие территории России. Возможно, на территорию Белоруссии, чтобы конфликт приобрел такой межгосударственный характер или многогосударственный характер. Чтобы еще несколько стран попытаться втянуть в эту воронку эскалации.
Времени у них остается немного. Но британцы – мастера провокаций известные, поэтому, я думаю, они постараются ни перед чем не остановиться, чтобы эту эскалационную спираль нельзя было остановить. Методы они выбирают достаточно грамотно, которые имеют большой общественный резонанс.
Мы увидели, что первые удары с дальнобойными американскими и британскими ракетами не привели к тому эффекту, который ожидался. Вроде бы, они там что-то и поразили, но медийного эффекта там не было. К превышению общественного «болевого порога» в России эти удары не привели.
Я думаю, что они будут сейчас подбирать другие цели для этого. Чтобы вот этот «болевой порог» общественного мнения преодолеть.
Но хотелось бы думать, что это у них не получится. И мы сможем в оставшиеся до инаугурации Трампа полтора месяца удержать под контролем эту эскалационную спираль. По крайне мере в том плане, что наши шаги, не доходя до применения ядерного оружия, будут каждый раз убедительно показывать западной общественности, что подобный путь чреват.
Так как здесь главные застрельщики британцы, то удары должны идти по тем территориям и по тем объектам, где у них есть интерес. А что это за объекты? Я думаю, что в Генеральном штабе есть вся информация об этом.
«ВН»: – Юрий Владимирович, все время говорят о глубинном государстве в США. Но очень мало говорят о глубинном государстве в Великобритании. Вот мы не первый год наблюдаем чехарду премьер-министров, которые очевидно уже не представляют собой какие-то решающие силы во властях Королевства. А кто же тогда упорно гнет эту линию против РФ в Великобритании?
– Ну, знаете, это отдельная большая тема. Дело в том, что глубинное государство в Великобритании, несомненно, есть, и оно очень сильное. Это связка между политиками, чиновниками, представителями силовых структур, разведок, военных и, конечно, бизнес-сообществом, особенно той его частью, которая сосредоточена в Лондон-Сити. Потому что это город с особой юрисдикцией. Это большие страховые компании.
Те люди и те фирмы, которые на протяжении последних нескольких столетий концентрировали в себе очень большой финансовый и информационный капитал. Страхование по всему миру – это очень серьезная вещь, информация и т.д. Страхование судов – это контроль за морскими передвижениями грузов и товаров, за логистикой. Это очень серьезный аргумент. Все эти структуры остались.
Но противоречие состоит в том, что единственное, чем британцы могут сейчас играть, это террористическими методами, методами специальных операций, точечно. По сути, военная составляющая в виде сухопутных войск, морской составляющей, корабельной мощи, военного флота – у них с каждым годом становится всё меньше.
Да, они пока сохраняют ядерный потенциал, это ядерные подводные лодки стратегического назначения. Но, за исключением этого, у них по всем параметрам идет сокращение. В плане экономики и промышленности. Закрываются сталелитейные заводы на территории Великобритании, закрываются порты и верфи, где возможно производство подобного рода кораблей.
Британия пока пытается огрызаться и изображать из себя фигуру, которой была еще в начале XX века. Но суть в том, что для активной глобальной мировой политики важна экономическая составляющая, финансы. А если мы посмотрим на их экономический потенциал, то Британия скатилась во вторую десятку стран по ВВП.
Раньше они входили в G7 или G8, когда там была Россия. А сейчас они занимают 12-е место. К 2028–2030 годам она вообще выйдет из числа 20 ведущих экономик мира. Соответственно, у нее не будет ресурсов, чтобы пытаться так мощно влиять на мировую политику, как это у них получалось ранее.
Да, у них остались методы террора, подкупа отдельных представителей элит в странах, руководство различными неформальными институтами на Западе. Но мы видим по индустрии в США, что вся эта либеральная секта, которую активно финансировали фонд Сороса* и Государственный департамент, миллиардеры в США, – они в упадке. И Los Angeles Times, и CNN, и масса других изданий сейчас просто сокращают штаты и теряют финансовые ресурсы, так как падает их капитализация. И я думаю, что эти процессы, пусть и с некоторым отставанием по времени, будут происходить и в Британии. И важно понимать, что нам необходимо выстоять.
Мы в 80-е годы затеяли Перестройку и проиграли в глобальном противостоянии США, НАТО и тем же британцам. Они получили возможность на 20 лет расширить свои геополитические, экономические и финансовые возможности за счет бывшего социалистического блока. Это дало им время на подпитку экономик и политической мощи.
Но если мы сейчас выстоим в спецоперации, то есть, по сути, в прокси-войне с НАТО, то мы добьемся своих целей. Возможности Запада резко уменьшатся. Экономические, финансовые – и, как следствие, геополитические.
Здесь главные вопросы – это наша победа и фактор времени.
*Признан нежелательной организацией на территории России.