Ещё один план Зеленского
Похоже, собрались по американским заветам «воевать до последнего украинца»
Уже не первое десятилетие в России идут разговоры о том, что такая огромная и самобытная страна не может полноценно существовать без идеологии, точнее без большой идеи. Конечно, патриотизм – идея замечательная и неоспоримая, но она несколько пионерская, слишком «базовая». Всё же для государства с тысячелетней историей неплохо бы иметь некую надстройку, немного более сложную и наукообразную. Кроме того, «любить родину» – понятие растяжимое. Кто-то любит ее за рулем троллейбуса, а кто-то за штурвалом собственной яхты. Кто-то любит ее как наследницу Советской империи, а кто-то до сих пор проклинает большевиков за уничтожение истинной, царской России. Об этом мы сегодня говорим с историком Евгением Спицыным.
«ВН»: – Евгений Юрьевич, имеют ли под собой какие-то объективные социальные основания сегодняшние медийные споры о «вине большевиков» и советском проекте?
– Естественно, имеют. Потому что у нас общество классовое, оно поляризовано по своим политическим, историческим оценкам, представлениям. Поэтому этот спор будет всегда, это в любом обществе так. А что вы думаете, в той же Америке не происходит такой же поляризации?
Там такая поляризация, что многие поговаривают, что там чуть ли не полыхнет новая гражданская война.
То же самое во Франции. Посмотрите на последние выборы в парламент. Почему сейчас, например, хотят посадить ту же Марин Ле Пен? Потому что у нее довольно хорошие шансы стать новым президентом Франции. Понятно, что для ее политических оппонентов это смерти подобно.
Другое дело, что первыми у нас начинают вот этот спор оппоненты левых. Они постоянно вбрасывают в общественное пространство какие-то темы, которые вызывают жаркую дискуссию.
Например, сколько уже раз они носились с идеей о перезахоронении Ленина. Такое впечатление, что они просто провокациями занимаются, вбрасывают такие идеи. И естественно, левые сразу начинает отвечать на это.
К чему это делать-то? Зачем искусственно разжигать эти страсти и вносить раскол? А таких примеров можно привести сколько угодно.
«ВН»: – Можно понять КПРФ и другие левые силы, когда они говорят о том, что нужно помнить советское прошлое. Потому что наша страна сегодня живет на тех электростанциях, на том ядерном оружии и много на чем еще, что сделали в СССР. А вот почему так называемые монархисты главной проблемой России за всю историю выставляют большевиков, революцию и Ленина?
– Ну, на мой взгляд, у этих людей просто примитивные представления об истории, об историческом процессе. Поскольку они элементарных вещей не понимают: что революция – это объективный процесс, это так называемый переход количества в качество. То есть когда неразрешимые проблемы исторически накапливались, как снежный ком, и в итоге эти количественные проблемы объективно перерастали в принципиально новое качественное состояние общества. Выражением этого перехода зачастую являются революционные события.
В России начала XX века уровень этих общественных противоречий и степень концентрации этих противоречий были таковы, что полыхнуло аж три революции.
Революция 1905 и две революции 1917 года. Причем здесь большевики? Никакая партия, даже самая крупная, никогда бы не подняла массы на революционный протест, революционные события, если бы не было бы объективных предпосылок для этих событий.
Ленин же сформулировал четко всё это еще в своей работе о революционных ситуациях. Он даже создал учение по революционной ситуации, где четко указал, когда возникает эта революционная ситуация и как из нее можно выйти.
Либо революционным путем, либо путем закрученных гаек (то есть контрреволюционным путем), либо глубокими и содержательными реформами.
У России был шанс с помощью реформ преодолеть глобальный общественный кризис. Николай II и компания не пошли на эти реформы и в итоге получили революцию.
Ничего тут удивительного нет. И Россия в данном случае не одна страна, где проистекали эти процессы. Вспоминайте там английскую революцию, Великую французскую, голландскую. В Европе весь XIX век прошел под знаком революции. Во одной Франции было четыре революции. Ну чего вы хотите?
«ВН»: – Евгений Юрьевич, допустим, с правыми мы разобрались. А вот сегодняшние левые насколько наследуют той левой идее, которая формировалась сто с лишним лет в России? Насколько это не просто лозунги о социальной справедливости?
– Слушайте, мне трудно сказать, что у представителей левых движений в голове. Потому что оно тоже фрагментировано, это левое движение. Если брать КПРФ, они являются прямыми наследниками ВКПБ и КПСС. Но тут надо четко понимать, что каждая партия, будучи наследником каких-то идей, работает в конкретных исторических условиях.
И проводить прямые параллели ни в коем случае нельзя. Потому что 100 лет назад были одни условия, 50 лет назад – другие условия. Большевики пришли к власти на волне общественного, глобального кризиса и в условиях войны, причем войны не террористической, а захватнической.
Тогда уровень недовольства правящим режимом оказался настолько высок, что даже правящая бюрократия, правящие круги радовались свержению Николая II и монархии.
Если экстраполировать события 1917 года на нынешнюю ситуацию, то сейчас у нас в стране нет такой революционной ситуации. Поэтому КПРФ ведет себя в соответствии с нынешней ситуацией в стране.
Сейчас идет война, которая поставила на кон вообще существования нашей цивилизации, нашего государства и нашего народа. Это понимают многие. Но не все, правда, в левом движении. Некоторые считают, что эта война несправедлива. Но мне кажется, они не совсем верно понимают ситуацию. На мой взгляд, сейчас идет действительно гибридная война, которая имеет черты и политической, и гражданской, и отечественной.
Я уже сто раз объяснял это, что это диалектика исторического процесса. Сейчас нам действительно важна консолидация общества, чтобы одержать верх. В противном случае Запад больше ошибки не допустит. Он в случае победы однозначно проведет курс на развал России, на фрагментацию России как единого государства. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
«ВН»: – Как вы относитесь к тем людям, которые формулируют свою позицию как лево-правую, и к тем, кто свои убеждения меняет с течением времени в диапазоне от права до лева?
– Трудно сказать, я над этим не задумывался. У каждого были свои причины пересматривать свои прежние позиции. Может быть, это связано с осознанием исторических процессов. Может быть, это связано с возрастными изменениями.
Человек в молодые годы гораздо более радикален, нежели с возрастом.
У каждого есть комплекс причин. Вспоминайте того же Виссариона Белинского. Он тоже начинал как либерал, западник. А в конце жизни он чуть ли не монархию воспевал.
Кто-то, конечно, по конъюнктурным соображениям это делает. Нет устойчивых предпочтений у человека, ни политических, ни философских, ни нравственных. И человек просто продается за тридцать сребреников, как Иуда. И перебегает из лагеря в лагерь.
А что вы думаете, это связано только с политической деятельностью? Ну возьмите нашу церковь. Особенно выходцев из Киево-Могилянской академии. Там было полно представителей церковной иерархии, которые перекрещивались по сто раз –из католиков в униаты, из униатов в православные и наоборот. А что там далеко ходить? Например, Феофан Прокопович, он дважды перекрещивался. Он главный идеолог при Петре I. Так что ничто не ново под луной.