Интервью с американским правозащитником, журналистом и писателем Деном Коваликом
Дэн поддерживает действия России на Донбассе, поддерживает людей Донбасса
В последние годы главное темой дискуссий в российских патриотических кругах закономерно является ход спецоперации и способы достижения всех ее целей. Однако не стоит забывать, что своей горячей (украинской) стадией конфликт с глобальным Западом точно не закончится. Даже если Россия, одержав полную и безоговорочную победу над киевским режимом, выйдет на границы с Польшей, впереди нам предстоит другое противостояние – цивилизационное. Его главными составляющими станут гонки в области технологий, экономики, науки, образования и всех без исключения сфер жизни любой страны, претендующей на статус сверхдержавы.
Готовность к этому стратегическому соперничеству мы обсудили с писателем Германом Садулаевым.
«ВН»: – Герман, как мы видим на примере других стран, что даже в очень патриотическом государстве бывает трудно развивать фундаментальную академическую и прикладную науку. А ведь технологический суверенитет на длинной дистанции не менее важен, чем политический?
– Да, в этом самая наша большая проблема. Мы опять, как в свое время в девятнадцатом веке, глобально отстали от передовых стран в технологиях. И в технологиях мирных, и в технологиях военных. Они, конечно же, взаимосвязаны, и мы глобально отстаем во всех технологиях. У нас большое технологическое отставание. И это самая большая наша проблема.
Мы отстаем не только от Америки, но и от Китая. Китай тоже развивается. Он уже технологически практически вступил в другую эру. А мы все еще остаемся более или менее где-то в прошлом веке, технологически. И это в том числе приносит проблемы на поле боя.
Из-за того, что у нас недостаточно развитой современной технологии, в военном деле это приносит нам проблемы. И в мирной жизни, и в экономике – у нас зависимость от гастарбайтеров. Опять же, потому что у нас просто очень низкая производительность труда, которая требует больших людских ресурсов. А низкая производительность труда из-за того, что у нас недостаток в современных технологиях.
«ВН»: – Можно ли решить эту проблему?
– Каким образом ее решать… Пока что мы даже к ней не подступаемся. Пока что мы пытаемся заткнуть эти дыры путем импорта высокотехнологичных изделий путем импорта каких-то технологий. А собственные технологии – космические технологии, технологии связи, технологии компьютерной техники, технологии транспорта – мы не развиваем. И это сейчас наша самая большая проблема, которую, конечно, не преодолеть просто с помощью пропаганды патриотизма.
Пропаганда патриотизма – это хорошо, но она ни в коем случае не может заменить отсутствие или недостаток высоких современных технологий.
«ВН»: – Есть мнение, что в России всегда наверстывание технологического и научного отставания неизбежно было связано с либерализацией и поворотом к Западу. К примеру, сам по себе Петр I либеральным человеком, естественно, не был. Но учащиеся в Европе наши молодые люди вместе со знаниями завозили в Россию и «западные ценности». И власти приходилось с этим мириться.
– Я не думаю, что у нас всегда наверстывание технологического отставания связано с либерализацией или связано с победой западнической идеологии. Перед нами пример совершенно обратный. Самый быстрый, яркий и мощный скачок в технологиях мы сделали, когда шли по собственному суверенному национальному социалистическому пути.
Именно в это время у нас не было никакого либерализма, у нас не было никакого западничества. И в этот период мы в кратчайшие сроки, в десятилетия буквально, сжато провели индустриализацию, электрификацию. Мы фактически построили новую страну на обломках старой, новую страну, где в каждом доме было электричество, где везде были моторы, все было механизировано. Железные дороги протянулись по всей стране, возникли кучи предприятий тяжелой промышленности.
Это всё мы сделали, вовсе не будучи западниками и либералами, а напротив, когда мы шли по собственному национальному социалистическому пути развития.
Я думаю, что сейчас тоже для того, чтобы обеспечить технологический рывок, вовсе не обязательно нам становиться западниками.
Мы уже пробовали. В 90-е годы мы были западниками по самое не хочу. Дало ли это нам технологический рывок? Нет. Наоборот, за эти годы мы разбазарили собственную фундаментальную науку, мы закрыли собственные высокотехнологичные предприятия, мы стали полностью зависимы от Запада в технологиях. Именно в то время, когда мы были западниками и либералами.
Поэтому нет, я считаю, что нам сейчас для технологического рывка нужен, наоборот, суверенитет, нужно следование собственной цивилизационной модели и в определенной степени, наверное, даже некоторая закрытость в идеологическом плане.
«ВН»: – Здесь неизбежно встает вопрос человеческих ресурсов. Советская наука, которая была самобытной, тем не менее создавалась на «материале», выращенном ещё в царской России. Изобилие больших ученых и их учеников в СССР в том числе было фундировано достижениями российской науки XIX века. Сопоставим ли ресурс, который мы накопили за последние 30−40 лет, с тем, что имели большевики, условно говоря, в 20−30 годах?
– К сожалению, в этом у нас тоже большая проблема. Потому что советская власть, несмотря на то, что она проводила коренной слом социального механизма общества и политического устройства, каким-то чудесным образом умудрилась сохранить преемственность научной школы.
Вот вы об этом сейчас только что сказали. Что лучшие советские ученые были учениками лучших ученых царского времени. Это значит, что советская власть сохранила научные школы, сохранила преемственность в этих школах.
И это на самом деле было непросто сделать. Это было сознательной работой советской власти. Сознательной работой, когда с самых первых лет советской власти поощрялись научные изыскания, поощрялась наука, поощрялось образование. И вот таким образом это сохранилось.
В особое привилегированное сословие выводился класс ученых людей с самых первых лет советской власти. Им создавались все условия для жизни и работы, которые, может быть, даже кажутся немыслимыми в условиях бедности, разрухи, гражданской войны, революции, последующей большой войны. Но всегда создавались условия, делались сознательные усилия, чтобы сохранить научную школу.
И вот в наше время этого сделать не удалось. Преемственность с советской школой не сохранена. И точно так же, как советская власть, я думаю, сознательно стремилась сохранить преемственность с научными школами царских времен, чтобы не потерять ни единую крупицу знаний, точно так же, видимо, сознательно, преемственность научной школы советских времен разрушалась.
Разрушались целые научные учреждения, ученые выбрасывались из науки или уезжали за границу. Им, по сути дела, создавались здесь невозможные условия для работы. Они, если хотели продолжать работать, часто должны были выехать за границу, поэтому во многих отраслях науки у нас научная школа не сохранилась, развитие научное у нас прервано. И поэтому нам будет в этом смысле сейчас воссоздавать свою науку, а на ее основе технологии даже сложнее, чем советской власти.
«ВН»: – У СССР была мощная идеологическая поддержка по всему миру на самом деле. Многие ученые искренне работали на благо Советского Союза, возвращались после Гражданской войны из других стран, кто-то после лагерей работал и тоже верил в коммунистическую идею. Кроме того, нас поддерживали очень многие интеллектуалы по всему миру. На базе какой идеи выдающиеся люди могут переходить на сторону России сегодня?
– На данный момент, я считаю, у нас такой идеи нет. У нас нет идеи не только для того, чтобы привлечь интеллектуалов со всего мира, но даже и для того, чтобы как-то сохранять влияние на постсоветском пространстве.
Я имею в виду идейное, идеологическое, пропагандистское влияние. Мы теряем свои позиции повсюду. Именно потому, что такой объединительной, общечеловеческой, общегуманитарной идеи, какой была идея коммунизма в XX веке, у нас сейчас просто нет.
«ВН»: – Вы как писатель, как творец, который может смотреть не только в прошлое, в настоящее, но в будущее, можете предположить, какой может стать эта идея? Мы ведь не видим пока никаких новых идей в XXI веке.
– Это может быть какая-то футуристическая идея, объединяющая человечество на основании желания спастись от угроз ядерной войны, на основании стремления шагнуть в космос. Всё-таки выполнить заветную мечту человечества и шагнуть в космос. И всё-таки на каком-то новом уровне должны вернуться идеи социальной справедливости.
Да, социализм и коммунизм, какими они были в XX веке, уже не столь могущественны. Но сама идея социальной справедливости не перестала быть актуальной. Она не перестала быть важной и нужной для человечества. Проблема социальной справедливости далеко не решена во всем мире. Поэтому на каком-то новом уровне она должна вернуться, я думаю.