«Фрейдовские ошибки»: Борис Херсонский, Давид Самойлов и бандеровцы

2 года назад

На культурном фронте российские либералы и украинские нацисты вновь пытаются организовать перемогу. Всё живое и настоящее осыпается у них на руках. Приходится выискивать что-то ещё. Кого-то ещё.

Иосиф Бродский написал стихотворение «На независимость Украины» – и покинул либеральные святцы. Дмитрия Пригова мы экспроприировали. Два других гениальных поэта второй половины ХХ века и так были с нами – Леонид Губанов и Эдуард Лимонов.

Всё, что осталось «оппонентам», – искажать историю, передёргивать факты, вчитывать свои смыслы. Этим они и занялись.

Борис Херсонский – поэт-одессит, сказавший после 2 мая 2014 года, как, мол, посвежело в городе после сожжения ваты, – на днях обратился к «фрейдовским ошибкам» русской поэзии. Он полагает, что в некоторые стихотворения авторы неосознанно вложили смыслы, которых не хотели и не думали вкладывать. Так, Эдуард Багрицкий в «ТВС» (1929) прославляет ВЧК, но, по уверению Херсонского, показывает их кровавые дела; Александр Пушкин в «Полтаве» (1829) обличает Мазепу, но вкладывает в его уста слова о независимости Украины; а Давид Самойлов в стихотворении «Бандитка» (1944–1946) так и вовсе восхищается бандеровкой, которую ведёт расстреливать.

«Истина прорывается сквозь первичный замысел! Подлинный реализм прорвался сквозь асфальт соцреализма!» – уверяет Херсонский.

Присоединяется поэтесса и журналистка радио «Свобода» Елена Фанайлова и заявляет: «Это гимн украинскому сопротивлению и довольно слабая аргументация палача!»

Доходит и вовсе до смешного, когда «оппоненты» начинают цитировать стихотворение. Вот первая строфа:

Я вёл расстреливать бандитку.

Она пощады не просила.

Смотрела гордо и сердито.

Платок от боли закусила.

Что скажет здоровый человек? Самойлов, как и положено серьёзному советскому поэту, выписывает отрицательного персонажа – одновременно и сильного (какая доблесть в том, чтобы сломить слабого?), и отвратительного (бандеровка зарезала советского бойца, пока тот спал).

Что видят «оппоненты» в оптике 2022 года? Девушку пытали, иначе отчего она «платок от боли закусила»! Вот они – русские палачи, из века в век одни и те же! Простую девушку, которая хотела свободы своей стране, сначала пытают, а потом и расстреливают!

За что расстреливают, рассказывает лирический герой:

И я сказал: «Пошли, гадюка,

Получишь то, что заслужила.

Не ты ль вчера ножом без звука

Дружка навеки уложила.

 

Таких, как ты, полно по свету,

Таких, как он, на свете мало.

Так помирать тебе в кювете,

Не ожидая трибунала».

Но для наших оппонентов это «довольно слабая аргументация палача».

Не удивлюсь, если сейчас либеральные витии, поэты и литературоведы начнут переосмыслять это стихотворение Давида Самойлова, другие – его тексты и биографию. Необходимо же подновлять их святцы.

К счастью, всё будет как всегда: перемога обернётся зрадой.

Надо всего лишь припомнить биографию поэта. Давид Самуилович Кауфман (Самойлов – это псевдоним) родился в зажиточной еврейской семье: отец – известный врач-венеролог, мать –работник Внешторга. Учился в ИФЛИ, откуда уходили на фронт и целые курсы, и преподаватели. Хотел ещё на Финскую попасть, но не прошёл по здоровью. Во время Великой Отечественной – тоже не сразу оказался на фронте: сначала рыл окопы, заболел малярией, был эвакуирован в Самарканд, там учился – и только после этого летом 1942 года попал на Волховский фронт. Был – на минуточку! –комсоргом роты. А на такую должность кого попало не берут. Позже стал замполитом. Участвовал в боях у станции Мга и в прорыве блокады Ленинграда. Получил ранение, отбыл в госпиталь, вернулся, сражался ещё с немцами, был награждён медалью «За отвагу» (ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат). После, оказавшись в Москве, попросился в разведку – и через литературных знакомых его пристроили.

В 1944 году молодой поэт служит в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта. И тут самое время обратиться к его дневникам.

Запись от 9 мая 1944 года:

Вернулись с задания из района Ровно. Рассказывают весьма сбивчиво про банды бандеровцев и бульбовцев. Говорят, их до семидесяти пяти тысяч. Полагаю, что это сильно преувеличено. Командир их – полковник – пойман. Население запугано или распропагандировано. Жалею, что пропустил интересную деталь истории.

То есть Самойлов где-то между Западной Белоруссией и Западной Украиной борется с местными националистами. Для него всё это впервой, поэтому он пытается понять, что за люди зверствуют и почему. И ему как поэту, жаждущему впечатлений, жалко, что не встретился с ними вживую. Но это – пока не встретился. Всё впереди.

Запись от 22 мая:

«Прочесывал» хутора. Несчастная Украина! Украина в тифу, в бандитах, печальная, сражённая горем. Мария жадно припадает к моим губам. Женщины здесь красивы. Получил под команду десяток молодцов, совершенно пьяных. Целый день пытался установить революционный порядок.

С женщинами всё понятно: правда красивые. Но надо обратить внимание, как Самойлов отделяет Украину и бандитов-бандеровцев. Для него немыслимо, чтобы те оказались вдруг её защитниками (да это и невозможно). А последние предложения лишний раз подчёркивают, насколько для бывшего замполита важен «революционный порядок».

Запись от 24 мая:

Здесь круговая порука. Все молчат и глядят на нас исподлобья.»Где хозяин?» – «Умер под коляды», «Ваши забрали». Дети, крестным знамением подтверждающие ложь. Украина затаившаяся, враждебная. Бандит Шпоняк. Сергей Шпоняк. Голова сельрады говорит, что он в армии. Жена – что он умер. Соседи молчат. Тем, кто не умеет молчать, – мстят. Старик – сторож на бумажной фабрике. Ночь. Караулы беспечно спят.

А тут истинное лицо бандеровщины: до последнего валять дурака всем селом, а кто из соседей не хочет этим заниматься – отомстить. Очень, кстати, современная картина.

И наконец запись от 26 июля:

Едем малой скоростью в эшелоне. Белокоровичи. <…> Интереснейший разговор с лейтенантом войск НКВД о бульбовцах и прочих. До прихода Советской власти в Полесье их ориентация (официально) была на Англию и Америку. С 14 февраля они объединились под эгидой немцев против Советов. Число их оценивают в семьдесят тысяч. Говорят, что они враждуют между собой. Бульбовцы, в руках которых некоторое время (при немцах) был Олевск – узкие украинские националисты. Сам Бульба, говорят, белогвардейский полковник. Возможно, что это лишь легенда. Лозунги бандеровцев демократичнее. О Степане Бандере слухи расходятся. Одни утверждают, что он немец, другие, что студент Киевского университета. Отряды Мельника, говорят, близки к анархизму. Есть ещё и «Вольные польские патриоты» Сикорского. Все эти разновидности в основном беспринципны и не имеют перспектив. По составу, большинство – жители западных областей и дезертиры. Все действуют мелкими группами.

Лейтенант НКВД, что называется, вводит Самойлова в контекст и рассказывает, чем одни украинские националисты отличаются от других. Можно быть уверенным, что он уже более-менее в курсе, но тут для него важно получить информацию и со стороны, и от человека из компетентных органов (кстати, почему поэт в дневниках (!) не высказался по поводу «сталинского палача»?).

И после все прочитанного возникает вопрос: неужели у автора «Бандитки» может быть какая-то «фрейдовская ошибка»? Советский еврей, ифлиец, активный боец и замполит, воевавший на несколько фронтах – сочувствовал бандеровцам? Радел – пусть и внутренне – за свободную Украину? Серьёзно?

К слову, «Бандитку» Самойлов начал писать в том же 1944 году, пока колесил между Западной Украиной и Западной Белоруссией, а закончил в 1946-м. И написано стихотворение скорее всего на живом материале. Можно ли в лирическом герое узнать самого автора – вопрос к его беспристрастным биографам (если такие имеются). Но многое указывает именно на это. Если не сам участвовал в расстрелах бандеровцев, то видел всё своими глазами.

Заканчивается «Бандитка» так:

Мы шли. А поле было дико.

В дубраве птица голосила.

Я вёл расстреливать бандитку.

Она пощады не просила.

И тут важно вскрыть последнюю деталь. Почему бандеровка не просила пощады и посматривала на лирического героя гордо и сердито? Не потому, как пытаются нам навязать российские либералы и украинские нацисты, что она вся из себя независимая, свободолюбивая и выступающая за родную Украину, а потому, что понимает: совершила преступление – подлое преступление (убила спящего бойца)! – и теперь держит ответ.

Не надо вчитывать в тексты диаметрально противоположные смыслы. Это попахивает психиатрией.

Так шо там, перемогачизрада? Однозначно, зрада.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ